Модели вздействия этносов: концепц э-ого детерминизма, центр-переферия
Модель Ц-П: П связана с традицион общ-вом, но модернизация традицион общ-ва путем взаимодействия Ц и П не всегда приводит к поднятию общ-ва до выс уровня. В соц плане П останется на прежнем уровне. СССР - классич пример. Внутрен колониализм - Ц - метрополия, П - внутрен колония. Метрополии не стремятся достич =м-у Ц и П.(Все р-ны СС - колонии а сам СС - метрополия, но р-ны порой живут лучше метрополии. Украина жила лучше чем СС потому что: Внутр колонии расм как сырьев доходы, а в метроп от них получ эти доходы.).Модель взаимод этносов Ц - системообразующее ядро, П-как источник обновл-я. П более динамична, менее устойчив и рассматр как возм-ть обновлен (Китай. обновлен власти велось за счет П) Эта модель во многом идеальна, но зачастую происходит за счет распада сис-мы. (В случае кгд СССР произошел распад системы, П стала Ц и она яв-сь причиной распада, в Ираке П так же м привести к распаду гос-ва).Культурологическая модель Ц- культурн ядро, а вокруг сплачивается П этносов и т.д. Они связаны единой сист ценностей. Т О П - это объед-ие с Ц-ом, сис-мой ценностей и норм. Круг - как объед-щее Ц-П. (Зап общ-во) Эта модель не совсем корректна т.к. в эту сист ценностей не включ эмигранты, числен ктх растет. Детерминизм - Этнос здесь выступает как самост субъект пол-ки, облад-щий собств интер-ми, сопряженными с соц-демографическим и этнокуль-ым воспроиз-вом. Наиб распростр концепцией этнопол-ки при этом подходе явл-ся концепция "внутр. колон-ма". Полит-ое учас-е этноса объясняется неравномерными темпами индустриализации в полиэтничном гос-ве, порождающие различ уровни соц-эк-ого развития этногрупп. Этнически доминирующая гр. стремится стабилизировать и монополизировать свое положение и преимущества. На этой осн складывается культур раздел-е труда - этнокультурная стратификация - в рамках кот этнокульт-е различия совмещаются с профессион-классовыми.
к 4
Модель ядра (Ц) — П и внутр колониализма. Подобная модель хар-на д\стран с этнически доминирующим и > развитым Ц, и потому обладающим эк и полит властью, и отсталой и подчиненной ему П-ей. В этих условиях взаимод-ют представители «главного», основного этноса (ядра), занимающего верхний ярус в соц-классовой пирамиде, и представители др этнич гр ("младшие братья"). Осознание своего неравнопр-го положения в общест-ой стр-ре такого соц образ-ия побуждает этнич лидеров добиваться перераспред-я власти и ресурсов в свою пользу с помощью полит орг-ий (партий, народных фронтов, общ-х орг-ий), сформир-х на базе этнич общностей, кот они предс-ют. Эк детерминизм Теория, согласно кот эк базис 1го этноса детерминирует все стороны жизни др этноса. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, соц филсфю котго можно опред как соединение линейно-стадиального подхода к истории с э.д. История проходит, по Марксу, ряд ступеней (общест-но-эк формаций), своеобразие каждой из кот опред-ся эк стр-рой общ-ва, совок-тью производст-ых отншй, в кот люди вступают в прц-се произв-ва товаров и обмена ими. Эти отншя соединяют людей и соотв-т опред-ой ступени разв-я их производител-ых сил. Переход к следую-й, более высокой ступени вызывается тем, что постоянно растущим производительным силам становится тесно в рамках старых производст-х отншй. Эк стр-ра есть тот реальный базис, на кот воздвигается и с изменением кот меняется юр и полит надстройка. Под влиянием критики Маркс попытался несколько смягчить положение об однонаправленном хар-ре воздей-я эк базиса на идеолог-ую надстройку (науку, искусство, право, политику и т.п.) и учесть обратное воздей-е надстройки на базис. э. д. явл-ся основой т.н. материалистического понимания истории, кот «конечную причину и решающую движущую силу всех важных ист-х событий находит в эк развитии общ-ва, в изм-ях способа произв-ва и обмена, в вытекающем отсюда раздел-ии общ-ва на различ классы и в борьбе этих классов м\у собой» (Ф. Энгельс).
5. Модели взаимод-я этносов: (Внутр Колон-м, плюральное общ)Внутр Колон-м – включ-е в свой состав отличных в культ-м отнш гр доминир-ей группой в единую нац идентич-ь, централизов полит правление и нац эк-ку. сходен с внеш кол-м, где 1о г-во подчиняет др. внутр коло-м появ в ЛА стр с завоев нез-ти от Исп и Порт в 19в, + с развит кап эк-ки. Индейские общины утратили земли, б вын трудиться на инос-цев, интегрир-сь в тов-ден эк-ку. Это привело к форме этнич-й стратиф неравномерн. распред-ие взаимодей-их э-сов в различ сферах жизни общ-ва:эк.полит.культ.и др. Плюральное общ-во: (Дж.Ферниволл.) Конц-ция плюр-го общ-ва, где кажд э-с имеет собствен задачу не мешая др-др.. кажд гр придерж своей религии, к-ры и т.д. Сегменты отд общин живут бок о бок, но раздельно в рамках 1го полит образ-ния. Плюр общ-во хар-но для Вост стран, а для Запада как раз Центр-Переферия.
ЭТО НУЖНО ВСТАВИТЬ ДО «ПЛЮРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»,???
Модель культ-го плюр-зма. Подобный тип эт-сих взаимоде-й хар-рен для общ-в, в кот достаточно мирно сосущ носители различ этнич-ей, при этом все они рассм-ся общ-вом как одинаково ценные в общем нац-культ-м комплексе. В принципе это - наиболее персп-ый способ формир-ия этнич-х отншй, но он возможен лишь в уже слож-ся плюрал-их общ-вах, где полит плюр-зм органично дополняется плюр-мом в др сферах общ-ой жизни, Плюрализм- 1) фс учение, согласно кот сущ несколько независ начал бытия или оснований знания. 2) Хар-ка демокр полит с-мы общ-ва, при кот соц гр имеют организац-е (институц) возм-ти д\выраж своих интересов ч-з своих представителей (партии, профсоюзы, церковные и др).