Глава iii. пути решения современных демографических проблем в российской федерации
Региональные последствия особенностей социально-демографических процессов, разработка и реализация мероприятий демографической политики отдельных регионов страны должны занять важное место в общей теории социально-экономической географии в целом, и отдельных ее ветвей. Региональный аспект демографических исследований обязан давать не только научную, но и информационную базу для разработки практических рекомендаций и осуществления демографической политики, как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Это ставит перед географией большие задачи по углубленному исследованию всего комплекса региональных социально-демографических проблем в их экономической и социальной обусловленности.
Многоуровневый географический анализ и основанные на нем меры всестороннего регулирования демографических процессов будут способствовать решению большинства актуальных проблем регионального развития.
Несмотря на значимость региональной демографической политики, ее важность на сегодняшний день недостаточно осознана. Формирование и реализация региональной (наряду с общегосударственной) демографической политики необходима как из-за наличия существенных социально-экономических различий между регионами, так и из-за сохранения значительных различий в показателях и тенденциях социально-демографического развития. Наряду с существованием традиционных демографических проблем (темпы естественного воспроизводства, продолжительность жизни населения и др.) появляются все новые и новые (проблемы занятости и переподготовки кадров, обострение межнациональных и межэтнических конфликтов, проблема эмиграции и т.д.).
Демографическая ситуация в России сложная, но все-таки не столь катастрофическая, как может показаться на первый взгляд. Катастрофической она является только в силу ряда особенностей России, в первую очередь, таких, как огромная территория, низкая плотность населения, нарушение принципов расселенческого устройства страны.
В условиях современной реформы региональная демографическая политика приобретает новые возможности, качества и формы. Так в условиях обретения независимости субъектами федерации существенно возрастает роль национального фактора в формировании демографической политики (в отдельных случаях уже может идти речь не о региональной, а о национальной демографической политике).
Разработка демографической политики в каждом регионе должна соответствовать стратегическим целям регионального развития. При ее проведении следует учитывать множество элементов, которые выпадают из общегосударственной демографической политики, а иногда попросту ею игнорируются.
Исследование социально-демографических процессов по отдельным субъектам федерации должно сильнее увязываться с задачами региональной политики, в том числе и демографической. Преимущество региональных социально-демографических исследований в том, что они дополняют общегосударственную политику с учетом специфики демографической ситуации в различных республиках и областях страны. В связи с этим представляется очевидным, что содержание региональной демографической политики и способы ее осуществления необходимо четко дифференцировать в территориальном плане, одновременно не нарушая при этом основных принципов политики общегосударственной.
Региональную демографическую политику можно понимать как системную деятельность местных органов власти в сфере развития населения, направленную на согласование с одной стороны интересов страны и региона, с другой стороны - стратегических целей развития населения и текущих вопросов социально-экономического развития региона.
Применительно к новым условиям реорганизации народного хозяйства, формирования основ рыночного экономического механизма необходимо переосмыслить систему принципов, содержание целей и задач разработки и реализации демографической политики любого территориального уровня.
Процесс создания новых подходов к этому вопросу потребует пересмотра методики и методологии изучения проблем демографической политики, выбора ее новых приоритетов. Очевидно, что причиной низкой рождаемости является отсутствие серьезной государственной программы.
Государственная программа не просто по преодолению кризиса рождаемости, а по народонаселению России, сегодня просто необходима, потому, что без такой серьезной государственной программы сделать что-то будет достаточно трудно, даже если будут приняты отдельные поправки в существующие законодательные акты.
Другая причина, которая стоит на пути рождаемости, связана с тем, что наша страна занимает, в кавычках, "почетное" первое место в мире по количеству абортов. Аборты - это просто уничтожение нашего населения, будущего население, уничтожение еще не родившихся детей. Количество абортов, которых по официальной статистике Министерства здравоохранения делается на сегодняшний день, достигает одного миллиона восемьсот тысяч. Эта цифра значительно выше и достигает 4 миллионов. Эти аборты на разных стадиях приводят к тому, что многие будущие матери становятся бесплодными и получают определенные физические осложнения после проведения абортов.
И, самое главное, что в обществе существует терпимость к абортам, а это уже духовная проблема. Причем, не просто терпимость, - мы можем в средствах массовой информации встретить даже рекламу абортов, открытую рекламу, в которой женщине предлагают сделать аборт и призывают к этому. В Государственную Думу внесен ряд законопроектов, ограничивающих аборты на поздних стадиях, и вводящих понятие "нерожденные дети", дети до рождения, и устанавливающих определенные права детей до рождения.
Поскольку сегодня смертность значительно превышает рождаемость, и на этом фоне огромное количество абортов просто преступно и в духовном смысле абсолютно безнравственно.
Думаю, сегодня необходимо говорить о реальной защите прав ребенка до рождения. Какие права может иметь ребенок до рождения? Это право на жизнь, это право на медицинскую помощь и право на дородовой и послеродовой уход за матерью и ребенком.
Стоит отметить, что наше законодательство, в котором сегодня этого понятия нет, тем не менее, устанавливает отдельную ограниченную правоспособность для еще не родившихся детей, в частности, право наследования наступает с момента зачатия ребенка, который родился во время жизни наследователя. Иными словами, эта проблема постепенно находит решение в законотворческой и правовой деятельности российских ученых и депутатов. Это очень серьезный шаг в данной сфере. Безусловно, говорить только об ограничении абортов и увеличении пособий мало. Существует очень серьезная проблема образования и воспитания.
Какая сегодня информация доступна подрастающим поколениям? Насколько сегодня приветствуется определенная политика в средствах массовой информации, направленная на то, чтобы пропагандировать совершенно чуждый нам образ жизни и чуждое отношение к жизни, пропагандировать совершенно иное отношение к семье, чем то, к которому многие из нас, особенно те, кто находится в зрелом возрасте, привыкли.
Изменения репродуктивного поведения российских семей – следствие трансформации функции семьи, в том числе и ее репродуктивной функции, в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России.
Абсолютно, здесь необходим комплексный подход, связанный с тем, что и в воспитании детей, и в образовании - в школьном образовании, в вузовском образовании, необходимо вводить воспитательные, духовные дисциплины, которые бы действительно говорили о женщине, о ее духовной роли в обществе, о ее задачах как будущей матери, которые бы воспитывали иное отношение к семье, чем то, которое часто пропагандируется сегодня. Рзультатом такой пропаганды, к сожалению, стало то, что сегодня первичные браки распадаются в 50 процентах случаев. А вторичные браки - в 70. При таком высоком проценте распада браков о какой серьезной надежде на будущее мы можем говорить? А ведь люди общаются друг с другом, смотря каждый день телевизор, читая газеты, общаясь через Интернет, получают иную информацию, в большой количестве предоставляемую СМИ и предоставляемую в учебных заведениях.
На мой взгляд, очень важно, чтобы духовные ценности пришли, наконец, к людям, поскольку сегодня существует ряд барьеров, которые не позволяют этого сделать.
Открытым остается вопрос материального обеспечения молодых семей. Сегодня молодая семья, молодые люди, желающие вступить в брак, иметь детей, не могут реализовать свое желание в силу того, что у них просто отсутствует реальное место жительства для того, чтобы дети, которых они родят, могли быть нормально воспитаны и имели бы нормальные социальные условия. Во взглядах ученых и политиков на развитие экономических мер семейной политики просматриваются две позиции, если не противоположные, то достаточно противоречащие.
Одна - обеспечить гарантированный минимум социальной поддержки всем нетрудоспособным. Сторонники другого подхода предлагают отказаться от принципа всеобщности и равноправия в получении семьями с детьми поддержки от государства и концентрировать весьма ограниченные ресурсы на поддержке «наиболее уязвимых социальных слоев» (к таким относят многодетных, одиноких матерей, семьи с детьми инвалидами и т.п.).
Такой подход получил название «адресной социальной помощи». При введении централизованных мер помощи семьям с детьми в 1990 году, а затем и в 1991 году, ряд основных пособий назначался не всем, а лишь малообеспеченным. В 1991 году российским правительством эти ограничения были сняты. Однако принцип определения нуждающихся в социальной защите путем подсчета доходов и «уравнивания» - перераспределения доходов от семей с большими доходами семьям с меньшими доходами находит много сторонников в правительственных структурах. По мнению авторов такой концепции это позволяет занижать объем средств на поддержку семей и сдерживать рост обесценивающейся денежной массы.
Пособия на детей в нашей стране, как пособия при рождении ребенка, так и пособия, которые выплачиваются матерям, не просто низкие, а они оскорбительны по своей сути. Ибо пособие в 70 рублей на одного ребенка - нечто оскорбительное для матери, ибо на эти деньги нельзя ничего купить и нельзя говорить о том, что ребенок имеет, сколько-либо значимое пособие. Эта проблема на сегодняшний день в органах государственной власти уже поднималась неоднократно, и в Государственную Думу вносился проект постановления об обращении к Президенту Российской Федерации о принятии неотложных мер по преодолению кризиса рождаемости.
Среди этих мер в обращении были и меры по увеличению пособий, и о предоставлении жилья, прежде всего, матерям, так как мать сегодня является тем человеком, который воспитывает ребенка. Даже когда происходит развод, чаще всего дети остаются у матери, и она несет на себе всю социальную нагрузку по обеспечению детей. Государственная Дума не поддержала это постановление. Теперь, если говорить об условиях дальнейшего развития ребенка, то на сегодняшний день помимо пособий и обеспечения жильем, конечно же, первоочередной является тема здоровья ребенка и медицинского обеспечения. Здесь также существуют очень большие проблемы уже структурного, а не только финансового характера, связанные с тем, что уровень медицинского обеспечения и детского медицинского обслуживания в различных регионах, к сожалению, достаточно низкий.
В нашей стране также достаточно проблемно нормальное, здоровое содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях. Детские сады и иные дошкольные учреждения находятся в очень сложном материальном положении, а многие из них уже и в будущем будут переведены под муниципальное управление и финансирование, поэтому такая проблема тоже возникает. В современной российской действительности нам представляется единственной возможной разработка такой программы, которая позволит в полной мере использовать ресурсы территории и возможности географического разделения труда, обеспечивающих развитие хозяйства и решение социальных проблем, что реально осуществимо сегодня лишь на национально-территориальном уровне.
Вопросы формирования региональной демографической политики должны рассматриваться в тесной связи с проблемами комплексного социально-экономического районирования разных территориальных уровней (экономическое микрорайонирование, выделение внутриобластных районов и т.д.). Проведение эффективной демографической политики без учета региональных демографических особенностей практически неосуществимо. По видимому, инструментом, способствующим комплексному решению задач регионального развития, могут быть региональные программы воспроизводства населения. Эти программы должны являться составной частью комплексного плана социально-экономического развития территории и финансироваться за счет местных источников.
При недостатке материальных возможностей, для проведения демографической политики, ее отдельные направления можно реализовывать в рамках программ по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий населения, а так же исходить из приоритетности мероприятий по стабилизации демографической ситуации для тех районов и городских поселений, где она наиболее неудовлетворительна.