Раздел ix. демографическаяполитика
ГЛАВА 23
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТOРИЯ
ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ
Взадачудемографиикакнаукивходитнетолькоописаниеиобъяснениепроисходящихвнаселенииизменений, ноианализфакторовипоследствийвоспроизводстванаселениявбудущем, атакжевыработкарекомендацийповоздействиюнанаселениесцельюсохранитьилиизменитьтенденциидинамикичисленности, структуры, расселенияикачестванаселения.
Демографическая политика —этоцеленаправленнаядеятельность
государственныхоргановииныхсоциальныхинститутоввсферерегулированияпроцессоввоспроизводстванаселения.
Вконтекстах, связанныхсдеятельностьювобластинародонаселения,
используютсяидругие, близкиепозначениюпонятия: социально-демографическаяполитика, политиканародонаселения (населения), семейнаяполитика, планированиесемьи, планированиенаселения, контрольрождаемости, регулированеиерождаемости, контрольнаселения, управлениедемографическимипроцессамиидр.
Наиболееблизкийпозначениютермин — политика народонаселения —врусскоязычнойлитературеиспользуетсявузкомсмыслекаксинонимдемографическойполитики, вшироком — включает, помиморегулированиядемографическихпроцессов, другиесферы: регулированиеусловийзанятостиитруда, атакжеуровняжизни (доходы, образование, охраназдоровья, социальноеобеспечение). Широкийилиузкийподходксодержаниюосновныхпонятийсвязан, восновномсовзглядаминапредметдемографиииграницыизучаемыхэтойнаукойявлений.
Вставка 23.1.ПримеромрасширительнойтрактовкиполитикивобластинаселенияможетслужитьточказренияпрофессораЮде, представленнаявеговыступлениив 1919 г. вВененаконференциипоохранематеринстваимладенчества: «Задачейполитикинаселениядолжнобытьсозданиедлявсехлюдейчеловеческихусловийсуществования, хотябыврамкахпрожиточногоминимума...».
Примерузкойтрактовки — позицияамериканскихсоциологовДж. СпенглераиО. Дункана, изложеннаявихработе «Теорияиполитиканаселения» (1956 г.): «...конкретныйрядстоящихпередправительствомцелей, касающихсячисленностинаселенияи / илисоставанаселениявместесосредствами, спомощьюкоторыхможнодостичьэтихцелей».
Вангло- ииспаноязычнойнаучнойлитературе, вмеждународныхдокументах, рекомендацияхианалитическихдокладахООНвосновномиспользуетсятерминполитиканаселения (population policy, politica de poblacion). Вофранкоязычнойлитературепредпочитаютиспользоватьтермин politique demographique.
Терминконтроль рождаемостиилирегулирование рождаемости
используютдляописаниявоздействиягосударстванапроцессрождаемости, главнымобразомсцельюсниженияееуровняисокращениятемповростанаселениявстране. Иногдаупотребляетсятакжедляобозначенияконтролярождений (деторождений) науровнесемьи, применениясупружескимипарами (илииндивидами) методов, спомощьюкоторыхонирегулируютчислорождений (иливремярождениядетей) всемье. Регулированиерождаемостипутемпроведениягосударственныхпрограммпланированиясемьиилипоощрениядеторожденияиногдатакжеобозначаетсятерминомконтроль населения. Вэтомслучаекрегулированиюрождаемостиможетдобавлятьсярегулированиебрачности, стимулированиеилиограничениесозданиябрачныхпарчерез, например, возраствступлениявбрак. Терминпланирование семьииспользуетсявдвухосновныхсмысловыхконтекстах:
• какдеятельностьгосударственныхинегосударственныхорганизаций (программы, комплексымер), направленнаянасозданиеусловийдляреализацииответственногородительства, длядостижениякаждойсемьейжелаемогочисладетей. Напрактике, восновном, направленанастимулированиеограничениядеторожденийвсемьях, поэтомупрограммыпланированиясемьииногданазываютпрограммамиконтролярождаемости.
• какпринятиесупружескойпарой (индивидом) добровольныхрешенийовеличинесемьи, вчастности, очиследетейвней, идействия, способствующиереализациитакихрешений. Планированиесемьиосуществляетсячерезвнутрисемейноерегулированиедеторожденийпутемконтролярепродуктивныхдействий, связанныхсзачатием, вынашиваниемисохранениемплода, атакжеспредупреждениемипрерываниембеременности. Правовойосновойпланированиясемьиявляютсярепродуктивные права —предоставлениесемьеправасвободноиответственноопределятьжелательноечислодетейипромежуткимеждуихрождением (календарьрождений).
Такоеправопровозглашеновцеломрядемеждународныхсоглашенийирассматриваетсякакодноизосновныхправчеловека. Морально-этическойосновойпланированиясемьиявляетсяответственное родительство (материнствоиотцовство) — этимтерминомподчеркиваетсяответственностьзасвойсвободныйрепродуктивныйвыбор. Планированиесемьипомогаетнетолькодостигнутьжелаемогочисладетейвсемьеисохранитьих, ноивыбиратьвремядеторождениясучетомвозрастародителейисоциально-экономическихусловий, регулироватьинтервалымеждурождениями, избежатьнежелательнойбеременности, незапланированныхрождений. Планированиесемьиспособствуетснижениюматеринскойимладенческойсмертности, укреплениюздоровьяматерииребенка, сокращениювторичногобесплодия. Эффективностьпланированиясемьизависитотинформированностилюдейометодахконтролядеторождения, отдоступностииприемлемостиэтихметодовдляразличныхкатегорийсемей.
Терминсемейная политикаиспользуетсявсечащеичащекаксамостоятельныйтерминдляобозначениядеятельностигосударственныхииныхслужбпосозданиюоптимальныхусловийдлявыполнениясемьейеефункций, посоциальнойзащитесемьи, пооказаниюадреснойподдержкисемьямопределенныхтипов. Вотличиеотдемографическойполитикисемейнаяполитиканенаправленанадостижениекаких-тоопределенныхдемографическихрезультатов. Можносказать, чтосемейнаяполитика, какчастьсоциальнойполитики, призванагармонизироватьотношениямеждуличностью, семьейиобществом.
Структурадемографическойполитики, какилюбойдругойполитическойдеятельности, включаетдваважнейшихивзаимосвязанныхкомпонента: определение и изложение системыцелей, атакжеразработку и реализациюсредств для их достижения.
Целиизадачидемографическойполитикиформулируются, какправило, вполитическихпрограммахидекларациях, индикативныхидирективныхпланах, встратегическихцелевыхпрограммахипланахоперативнойдеятельностиправительствииныхисполнительныхорганов, взаконодательныхииныхправовыхактах, впостановлениях, определяющихвведениеновыхилиразвитиедействующихмерполитики.
Вобщемвидецелидемографическойполитикиобычносводятсякформированиюжелательногорежимавоспроизводстванаселения, сохранениюилиизменениютенденцийвобластидинамикичисленностииструктурынаселения, темповихизменений, динамикирождаемости, смертности, семейногосостава, расселения, внутреннейивнешнеймиграции, качественныххарактеристикнаселения.
Целимогутбытьзаданыввидецелевоготребования (словесноеописаниецелей), либоцелевогопоказателя, системыпоказателей, достижениекоторыхинтерпретируетсякакреализацияцелейдемографическойполитики. Средипоказателей, апробированныхвдемографическойполитикеразныхстран, какправило, неиспользуютсобственночисленностьнаселения (исключения: КНР, гдецельюполитикипоследнихдесятилетийбыло «непревыситьчисленностьв 1200 млн.человекв 2000 г.», атакжеРумыниявременЧаушеску — достичьчисленностив 30 млн. человек). Развивающиесястранывкачествецелевогопоказателячащевсеговыбираютснижениетемповростанаселениязаопределенныйпериод, снижениеобщегоилисуммарногокоэффициентарождаемости. ВоВсемирномпланедействийвобластинародонаселения (Бухарест, 1974 г.) ивРекомендацияхпоегодальнейшемуосуществлению (Мехико, 1984 г.) странамсвысокимуровнемсмертностипредлагалосьиспользоватьвкачествецелейдемографическойполитикидостижениеопределенныхуровнейсреднейпродолжительностижизниилиснижениедетскойсмертности. Вразвитыхстранахдлярегулированияпритокаиностранцевпрактикуютсяиммиграционныеквоты — ограничениянавъездинатурализациюиностранцев.
Целиисистемымерпорегулированиювоспроизводстванаселенияопределяютсягосподствующимиидеологическимиконцепциями, особенностямисложившейсясоциальнойсистемы, типомгосударственногоуправления, уровнемэкономическогоразвитияиресурснымивозможностями, качествомжизни, культурнымиирелигиозныминормамиитрадициями. Демографическуюполитикунельзярассматриватьвотрывеотанализадинамикичисленности, структурыирасселениянаселения. Конкретнаядемографическаяситуация, еетенденциииперспективыобусловливаютиопределенныйхарактерицелевуюнаправленностьполитики.
Принципиальнаяособенностьдемографическойполитикизаключаетсяввоздействиинадинамикудемографическихпроцессовнепрямо, аопосредовано, через демографическое поведение, черезпринятиерешенийвсферебрака, семьи, рождениядетей, выборапрофессии, сферызанятости, местажительства. Мерыдемографическойполитикивоздействуюткакнаформированиедемографическихпотребностей, обусловливающихспецификудемографическогоповедения, такинасозданиеусловийдляихреализации. Особуюсложностьдемографическойполитикекакчастисоциальногоуправленияпридаетнеобходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповыхиобщественных; локальных, региональныхиобщегосударственных; экономических, социально-политических, экологическихиэтно-культурных; ближайших, среднесрочныхидолгосрочных.
Объектамидемографическойполитикимогутбытьнаселениестранывцеломилиотдельныхрегионов, социально-демографическиегруппы, когортынаселения, семьиопределенныхтиповилистадийжизненнногоцикла.
Основные направлениядемографическойполитикивключают: государственнуюпомощьсемьямсдетьми, созданиеусловийдлясочетанияродительствасактивнойпрофессиональнойдеятельностью, снижениезаболеваемостиисмертности, увеличениепродолжительностижизни, улучшениекачественныххарактеристикнаселения, регулированиемиграционныхпроцессов, урбанизацииирасселенияит.п. Этинаправлениядолжныбытьсогласованыстакимиважнымисферамисоциальнойполитикикакзанятость, регулированиедоходов, образованиеиздравоохранение, профессиональнаяподготовка, жилищноестроительство, развитиесферыуслуг, социальноеобеспечениеинвалидов, пожилыхинетрудоспособных. Демографическаяполитиканеможетинедолжнаподменятьсобоюсоциальнуюиэкономическуюполитику. Попыткирешатьсоциально-экономическиепроблемымерамидемографическойполитикиникогданеприводиликжелаемымиэффективнымрезультатам.
Демографическаяполитика, какправило, реализуетсячерезкомплексразличныхмер:
– экономических (оплачиваемыеотпускаиразличныепособияприрождениидетей; пособиянадетейвзависимостиотихчисла, возраста, типасемьи; ссуды, кредиты, налоговыеижилищныельготыит.д.);
– административно-правовых (законодательныеакты, регламентирующиебраки, разводы, положениедетейвсемьях, алиментныеобязанности, охрануматеринстваидетства, абортыииспользованиесредствконтрацепции, социальноеобеспечениенетрудоспособных, условиязанятостиирежимтрудаработающихженщин– матерей, внутреннююивнешнююмиграциюит.п.);
– воспитательных и пропагандистскихмер, призванныхформироватьобщественноемнение, нормыистандартыдемографическогоповедения, определенныйдемографическийклиматвобществе.
Мерыдемографическойполитикимогутсточкизренияихвлияниянаповедениемогутвыступатькакстимулыиликакограничения. Задачастимуловиограничений — изменитьповедение, создавпреимуществатем, чьеповедениебудетвбольшейстепенисоответствоватьобщественымпотребностям, декларируемымцелямполитики, илипомехи — тем, чьидействиявступаютвпротиворечиесцелямиполитики. Стимулыиограничения, какправило, влияютнаповедениявесьмаограниченноевремя, современемнаселениеадаптируетсякниминевоспринимаетихкактаковые. Самыйважныйпластполитики — этогруппамер, лежащихмеждустимуламииограничениями — ихможноназватьсоциальными гарантиями, — этото, чтообеспечиваетстабильность, предсказуемостьусловий, вкоторыхлюдиреализуютсвоидемографическиепотребности.