Полевой лунь (Circus cyaneus)
Редкий гнездящийся вид области. В прошлом широко населял все Правобережье, однако повсеместно (даже в самых северных районах) уступал на гнездовании по численности степному луню (Радищев, 1899). В первой половине нашего столетия встречи вида в репродуктивный период известны почти из всех районов области (Козловский, 1949). В настоящее время гнездовой ареал отодвинулся на север. В Правобережье распространен широко, в приграничных районах с Пензенской и Ульяновской областями даже является характерной птицей открытого ландшафта. Южнее распространен более спорадично. В Заволжье сохранился только в северных, прилегающих к р. Волге, районах.
В пределах Саратовской области лежит южная часть ареала вида, численность повсеместно низкая. По данным маршрутных учетов, в гнездовое время в открытых местообитаниях Татищевского района в 1991 г. обилие этого луня составляло 0,1 ос./км2, в Заволжье на территории Федоровского района в 1987 г. – 0,05.
Весенний пролет идет с конца марта (самая ранняя встреча - 25.03.1992 г.), хорошо заметным он становится с первых чисел апреля. Миграция продолжается в течение всего апреля. На местах гнездования в Правобережье лунь появляется 5-18.04, в южных районах – несколько раньше. Населяет открытые ландшафты – поля, луга, лесостепные участки и степи. Гнезда устраивает на земле в разреженных кустарниках, часто на пологих склонах балок. Откладывает 4-5, в среднем (n = 6) 4,2 ± 0,4 яиц белого цвета. Осенний пролет растянут и наиболее хорошо выражен под г. Саратовом во 2-ой декаде октября. Однако до середины ноября не редки встречи полевых луней в области, особенно в ее заволжской части. В качестве одного из пролетных путей использует долину р. Волги. Между тем на широте впадения р. Саратовки (Энгельсский район) часть птиц уходит ее поймой на центральное Левобережье и мигрирует широким фронтом по степям (Волчанецкий, 1927). В зимний период лунь отмечается крайне редко в заволжской части области .
Состав кормов в течение года значительно варьирует. Его основу в различные сезоны могут составлять птицы, рептилии или грызуны. Доля последних возрастает в добыче хищника в постгнездовой период; среди мышевидных грызунов лунь наиболее часто добывает обыкновенных полевок (Microtus arvalis), реже степных пеструшек (Lagurus lagurus) (Козлов, 1929). В желудках птиц из Приерусланской степи отмечались степные пеструшки, малые суслики и прыткие ящерицы (Lacerta agilis) (Волчанецкий, Яльцев, 1934).
Степной лунь (C. macrourus)
Редкий гнездящийся вид. Обитатель заволжских сухих степей, однако во второй половине прошлого столетия отмечался в летний период и в правобережных районах (Богданов,1871). До 1960-1970-х гг. считался обычным видом Заволжья (Козловский, 1949; Лебедева, 1967). В южных и юго-восточных районах был даже многочислен (Волчанецкий, Яльцев, 1934). Сроки начала сокращения численности и сужения ареала неизвестны, но к середине 1980-х гг. этот лунь исчез из большинства прежних мест своего распространения. В настоящее время сохранился только в юго-восточных районах Левобережья.
Показатели численности, известные для 1960-х гг., относительно велики: в мае 1962 г. на степных участках в Ершовском районе число встреч вида составляло 0,1 ос./км маршрута, а 1.06.1962 г. в аналогичных местообитаниях в Новоузенском районе – 0,5 (Лебедева, 1968). В последние годы, как указывалось выше, численность резко сократилась и лишь на крайнем юго-востоке области близка к прежней – 0,3 ос./км2 (Красная книга…, 1996).
На места гнездования прилетает в начале апреля. Например, первые птицы в черте г. Саратова были отмечены И.Б. Волчанецким (1925) 5.04.1924 г. В заволжских районах прилет более ранний: в Приерусланской степи первые птицы появляются на репродуктивных участках во второй декаде марта (Волчанецкий, Яльцев, 1934). Поселяется на сухих участках степи, возле балок или на парах. Гнездо строит на земле, кладка состоит обычно из 4-6, в среднем (n = 4) 4,3 ± 0,8 белых яиц. Насиживание продолжается около месяца. Молодые летные птицы отмечаются с середины июня. Отлет начинается в конце сентября; отдельные птицы отмечаются в конце октября – второй декаде ноября. Так, в долине р. Еруслан в Краснокутском районе эти хищники иногда встречались до 15.11 (Волчанецкий, Яльцев, 1934), а у с. Семеновка Федоровского района отмечена 1 птица 31.10.1992 г.
В составе кормов доминируют мыши и полевки. Кроме того, луни добывают степных пеструшек и малых сусликов, причем не только молодых, но и взрослых животных (Волчанецкий, Яльцев, 1934).
Луговой лунь (C. pygargus)
Пролетная, обычная гнездящаяся птица области. Распространена широко, численность повсеместно высока, особенно в заволжской части. По данным маршрутных учетов, в июне 1992 г. плотность гнездования лугового луня на территории Пугачевского района составляла 0,4 ос./км2 гнездопригодных местообитаний, в аналогичный период 1994 г. в устье р. Чардым в Воскресенском районе – 0,7, в мае 1995 г. на лугах в поймах малых рек Красноармейского района – 0,2. На лиманах в пределах Дьяковского заказника в последнее десятилетие ежегодно размножается не менее 20 пар луней.
Прилетает луговой лунь в те же сроки, что и степной. Гнездится на сырых пойменных лугах, располагая гнезда на земле. Например, зарегистрированное гнездо лугового луня в Дьяковском лесу (1992 г.) находилось среди зарослей тростника, имело вид небольшой ямки в сухой траве. В кладке 3-5, в среднем (n=18) 4,1± 0,1 белых с редкими бурыми крапинками яиц. Вылупление птенцов происходит в первой декаде июня, в середине июля отмечаются уже полностью оперившиеся птенцы. Некоторые пары иногда размножаются и более ранние сроки. Например, молодая летная птица найдена 19.06.1993 г. в пойме р. Кушум. Массовый отлет луней отмечается в сентябре, отдельные особи задерживаются до конца октября, совершая трофические кочевки.
Пищевой спектр в различных районах области может значительно отличаться. Например, в репродуктивный период 1996 г. основу питания взрослых особей и птенцов в пределах Татищевского района составляли слетки птиц различных таксономических групп. В этот же период 1998 г. луговые луни на востоке Александрово-Гайского района питались в основном прыткими ящерицами. Между тем, П.С. Козлов (1929) указывал на преобладание в добыче этого хищника степной пеструшки.