Валовой и чистый национальный доход.
4.8.Имеются следующие данные за два периода:
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
Выпуск в основных ценах в отраслях, производящих: товары услуги | 8639,3 7445,9 | 9727,5 9402,8 |
Промежуточное потребление при производстве: товаров услуг | 5175,7 2964,8 | 5764,4 3708,7 |
Налоги на продукты | 1268,9 | 1419,6 |
Субсидии на продукты | 174,2 | 213,5 |
Среднегодовая численность наличного населения, тыс. чел. | 144 386,5 | 143 525,5 |
* Все стоимостные показатели приведены в млрд. р.
Определите:
1) валовую добавленную стоимость в отраслях, производящих:
а) товары; б) услуги;
2) валовой внутренний продукт;
3) производство валового внутреннего продукта на душу населения.
4.9.Имеются следующие данные за отчетный период по региону, млрд. р.:
Выпуск (в основных ценах): товаров услуг | 70,9 38,1 |
Промежуточное потребление в отраслях, производящих: товары услуги | 42,1 13,2 |
Налоги на продукты | 8,6 |
Субсидии на продукты | 1,2 |
Определите валовой региональный продукт в рыночных ценах производственным методом.
4.10.По следующим данным за период (в текущих ценах, млрд. р.) определите ВВП производственным методом и методом конечного использования:
Выпуск в основных ценах | 19 120,3 |
Промежуточное потребление | 9473,1 |
Импорт товаров и услуг | 2602,7 |
Валовое накопление | 2287,7 |
Налоги на продукты | 1419,6 |
Субсидии на продукты | 213,5 |
Расходы на конечное потребление | 7397,1 |
Экспорт товаров и услуг | 3771,2 |
4.11.Имеются следующие данные по экономике за период, млрд. р.:
Выпуск в основных ценах | 2761,6 |
Промежуточное потребление | 1261,3 |
Налоги на производство и импорт | 218,2 |
В том числе на продукты | 179,8 |
Субсидии на производство и импорт | 49,2 |
В том числе на продукты | 49,2 |
Оплата труда работников | 536,9 |
Валовая прибыль и валовые смешанные доходы | 925,0 |
Валовое накопление | 462,9 |
Чистый экспорт товаров и услуг (экспорт минус импорт) | 66,6 |
Расходы на конечное потребление: домашних хозяйств | 752,4 |
органов государственного управления | 296,1 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 52,9 |
Определите валовой внутренний продукт в рыночных ценах тремя методами.
4.12.Имеются следующие данные по региону, млрд. р.:
Показатели | Базисный период | Отчетный период (сопоставимые цены) |
Валовая добавленная стоимость (в основных ценах) по отраслям, производящим: товары | 22,9 | 19,8 |
услуги | 16,8 | 18,0 |
Чистые налоги на продукты | 5,3 | 6,3 |
Определите:
1) сумму валовой добавленной стоимости в базисном и отчетном периодах;
2) индекс физического объема ВДС и ВРП;
3) структуру производства ВРП в базисном и отчетном периодах; охарактеризуйте ее изменение.
4.13.Имеются следующие данные по региону в отраслях, производящих товары, млн. р.:
Показатели | Базисный период | Отчетный период | Изменение цен, % |
Выпуск в основных ценах | 30 000 | 32 000 | +6,3 |
Материальные затраты | 15 000 | 15 400 | +4,5 |
Оплата нематериальных услуг | +3,2 | ||
Командировочные расходы в части оплаты проезда и гостиниц | +7,2 |
Определите:
1) валовую добавленную стоимость за каждый период в текущих ценах;
2) валовую добавленную стоимость отчетного периода в ценах базисного периода (методом двойного дефлятирования);
3) индексы стоимости, физического объема и цен по ВДС.
4.14.Имеются следующие данные по региону в отраслях, производящих товары, млрд. р.:
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
Выпуск в основных ценах | 56,1 | 70,8 |
Промежуточное потребление | 33,2 | 42,0 |
Индекс цен выпуска составил 128,3 %.
Определите:
1) валовую добавленную стоимость за каждый период в текущих ценах;
2) валовую добавленную стоимость отчетного периода в ценах базисного периода путем дефлятирования с помощью индекса цен выпуска;
3) индекс стоимости и физического объема по ВДС.
4.15.Имеются следующие данные по региону в текущих ценах, млн. р.:
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
Выпуск в основных ценах | 107751,2 | 124552,2 |
Промежуточное потребление | 55652,1 | 63932,8 |
Определите динамику номинального и реального объема валовой добавленной стоимости, если цены на товары и услуги в среднем за период возросли на 10,4 %.
Ответы
4.2.3а) 71,9; 67,8; 96,8; 54,7; 60,8%; 3б) 2,6; 2,1; 30,5; 1,2; 1,5.
4.3.3а) 66,1; 15,9; 67,4; 42,7; 68,7%; 3б) 2,0; 0,19; 2,1; 0,75; 2,2.
4.4.1) 120 865,0 млн. р.; 90 863,5 млн. р.
4.5.2) 950,2; 3) 932,2.
4.6.1) 1647,2; 2) 1233,5.
4.7.2) 950,2; 3) 948,4.
4.8. .2) 9039,4; 3) 62 605,6 р.
4.9.61,1 млрд. р.
4.10.10 853,3 млрд. р.
4.11.1630,9 млрд. р.
4.12.2) 95,2; 98,0%.
4.13.3) 1,121; 1,029.
4.14.3) 125,8%; 98,0%.
4.15.116,4%; 105,4%.
Глава 5
Статистика рынка товаров и услуг
Рынок товаров и услуг - это система экономических отношений, которая характеризуется свободой субъектов при выборе покупателей и продавцов, определении цен, осуществлении актов купли-продажи. Эта система складывается из самостоятельных и взаимосвязанных между собой рынков по реализации средств производства, предметов потребления и услуг как производственного, так и потребительского характера. Каждый из этих рынков, в свою очередь, подразделяется на ряд локальных рынков отдельных товаров, а также подразделяется по территориальному принципу: общероссийский, региональный, городской, сельский и т.п.
Статистика изучает с количественной стороны рыночные отношения, проявляющиеся в форме множества актов купли-продажи. Ее задачи - характеристика состояния рынка в определенный период времени, изучение его структуры, выявление закономерностей и тенденций развития.
Важнейшей задачей статистики является изучение конъюнктуры рынка.
Под конъюнктурой рынка понимается конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Оценка и анализ состояния рыночной конъюнктуры - необходимые условия успешной коммерческой деятельности и маркетинга на всех уровнях управления.
Основным вопросом изучения конъюнктуры рынка является характеристика спроса и предложения, их соотношения, сбалансированности.
Предложение - это объем товаров (продуктов и услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене.
Спрос - это форма проявления потребностей, субъектом которых может быть как общество в целом, так и отдельное лицо.
Необходимым условием развития рынка выступает его пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными элементами рынка. Статистическое изучение пропорциональности рынка включает в себя использование балансового метода, относительных величин структуры и координации, компаративных (сравнительных) индексов, а также показатели устойчивости рыночной конъюнктуры.
Важнейшим вопросом изучения конъюнктуры рынка является анализ соотношения спроса и предложения, их соответствия. При этом используются показатели структуры поступления, продажи и запасов товаров, сравнение которых позволяет сделать выводы о соответствии предложения товаров спросу. С этой же целью можно использовать показатели средней цены товара, сравнив среднюю цену поступления товара в продажу (Рn) со средней ценой его продажи (Рр), а также рассчитав средние цены запасов товара (Рз).
Если < < , то можно сделать вывод, что повышенным спросом пользуется более дешевый товар, а дорогой товар отложился в запас на конец периода.
Компаративный индекс представляет собой отношение индексов двух явлений или частей совокупности, например отношение индекса продажи потребительских продуктов к индексу реализации услуг или отношение индекса объема продаж к индексу денежных доходов, который может рассматриваться как коэффициент опережения и оценивается соответственно.
Изменение структурных показателей позволяет дать оценку устойчивости рынка, которая характеризуется дисперсией долевых показателей:
,
где - варьирующая доля (например, доля оплаты услуг в расходах различных социальных групп населения);
- среднее значение доли для всей совокупности;
- веса, характеризующие размеры единиц или групп единиц совокупности (например, численность населения в каждой группе).
Спрос гибко реагирует на изменение некоторых факторов рынка, таких как цены, денежные доходы. Аналогичным свойством обладает и товарное предложение. Следовательно, цены и денежные доходы могут выступать в роли регуляторов спроса и предложения. Необходимо знать, как поведет себя спрос в условиях тех или иных изменений цен и уровней дохода. Реакция спроса на изменение цен, доходов и других элементов рыночной ситуации называется эластичностью.
Эластичность спроса в статистике характеризуется с помощью эмпирического коэффициента эластичности:
,
где - прирост спроса, характеризующегося продажей;
- прирост факторного признака (цены или дохода);
- базовый показатель спроса;
- базовое значение факторного признака.
При Э<1 отмечается явление инфраэластичности, товар считается неэластичным и спрос на него не поддается регулированию через изучаемый фактор; при Э = 1 спрос называют унитарным, товар слабоэластичен, использование изучаемого фактора не будет иметь регулирующего эффекта; при Э>1 проявляется явление ультраэластичности, товар эластичен, спрос можно регулировать путем изменения факторного признака.
Пример. Цена товара А за период выросла с 20 р.(хо) до 24 р.(х1). В результате наблюдалось падение спроса, продажа товара сократилась с 1000 ед. (уо) в предшествовавший изменению цены период до 700 ед. в период, последовавший за изменением. Определим коэффициент эластичности:
Dу = 700 - 1000 = - 300,
Dх = 24 - 20 = 4,
.
При увеличении цены на 1% спрос сокращается на 1,5%. Спрос ультраэластичен. Цена может использоваться для регулирования спроса.
Эмпирический коэффициент эластичности исчисляется также по следующим формулам:
, ,
где Тпр.у - темп прироста спроса;
Тпр.х - темп прироста факторного признака (цены, дохода).
Используя эмпирический коэффициент эластичности, необходимо помнить, что он имеет существенный недостаток, так как не учитывает одновременного влияния остальных факторов, т.е. условно все изменение спроса приписывается одному факторному признаку. В связи с этим более надежной характеристикой является теоретический коэффициент эластичности, рассчитываемый на основе уравнения регрессии. При использовании линейной регрессионной модели его значение определяется по формуле
,
где - теоретический коэффициент эластичности;
- коэффициент регрессии i-го фактора линейного уравнения регрессии (в уравнении прямой он равен первой производной функции);
- значение i-го фактора;
- среднее значение результативного признака (спроса).
Неотъемлемой чертой рыночной ситуации является риск, который заключается в опасности понести потери или не достичь намеченных целей в коммерческой деятельности. Для оценки уровня риска при той или иной конъюнктурной ситуации используются экспертные балльные оценки факторов (критериев) риска.
Риск (R) описывается определенным числом (n) i-х факторов (критериев риска). Значения каждого из них ранжируются экспертами в зависимости от вероятности риска. Фактору присваивается определенный балл (Bi) (обычно от 1 до 10), экспертным путем определяется также вес каждого фактора в формировании рисковой ситуации (Wi), причем сумма весов приравнивается к единице. Тогда общий уровень риска определяется по формуле
= .
Чем ближе R к 0, тем меньше риск, и наоборот.
В оценке результата можно использовать следующую шкалу границ зон риска:
Границы зоны риска ( R ) | Зона риска |
Безрисковая | |
0,1 - 2,5 | Минимального риска |
2,6 - 5,0 | Повышенного риска |
5,1 - 7,5 | Критического риска |
7,6 - 10,0 | Недопустимого риска |
Центральным показателем статистики рынка является товарооборот. Это синтетический показатель, суммирующий множество единичных актов купли-продажи. Сложность и многозвенность процесса товародвижения приводит к необходимости определения товарооборота как по отдельным этапам и звеньям товародвижения, так и в целом. В связи с этим различают следующие категории товарооборота:
· оптовый товарооборот (ОТ) - продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям;
· оборот розничной торговли (ОРТ) - стоимость проданных населению потребительских товаров, включая товары, частично или полностью оплаченные органами социальной защиты. В оборот розничной торговли не включают стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети организациям социальной сферы с оплатой по безналичному расчету, и оборот общественного питания;
· валовой товарооборот (ВТО) - сумма всех продаж на пути движения от товаропроизводителя к потребителю, он зависит не только от количества проданных товаров, но и от числа перепродаж, т.е. звеньев товародвижения;
· чистый товарооборот (ЧТО) - товарооборот, освобожденный от повторного счета, равный сумме конечных продаж товаров, т.е. продаж в конечное потребление и продаж за пределы рассматриваемой системы торгующих организаций (регион, отдельный канал товародвижения и т.п.);
· товарооборот общественного питания (ТООП) включает в себя товарооборот по продаже продукции собственного производства и товарооборот по продаже покупных товаров (продуктов, не подвергавшихся какой-либо переработке).