Рейтинг различных типов кинофильмов
в системе зрительных предпочтений[65]
Ранг | Типы фильмов | % от числа опрошенных | |
1993 г. | 1994 г. | ||
Легкая комедия | |||
Мелодрама о любви и страстях человеческих | |||
Приключенческий на историческом материале | |||
Фантастический | |||
Детектив | |||
Боевик с перестрелками и драками | |||
Фильм об исторически» личностях и событиях | |||
Эротический | |||
Авторский (сложный по киноязыку, выразительным средствам) | |||
«Ужасгик» (мистический, фильм ужасов) | |||
Серьезный фильм о современных проблемах |
Проведенное исследование показало, что произведения, поставляемые Западом на кинорынок страны, не могут способствовать строгому и широкому зрительскому выбору. Вестернизированный кинорепертуар удовлетворяет (да и то не в полной мере) лишь очень молодых зрителей. Кинопотребности же поколений, чьи вкусы и установки формировались кинематографом совершенно иного социально-функционального и эстетического направления, не удовлетворяются нынешним репертуаром. Отечественные деятели культуры
сейчас творят в ситуации практически полной свободы. С 1988 г. кинематографисты живут в условиях обретенного наконец самозаказа. Снимают то, о чем мечтали десятки лет, или, будучи молодыми, имеют теперь возможность осуществить свои чаянья. Единственным цензором являются сами профессиональные стереотипы творческой интеллигенции.
Театр. Театр на протяжении XX в. пережил в России фантастический взлет и падение. Стартовал в качестве элитарного учреждения культуры для аудитории завсегдатаев, он стал постепенно практически массовым: через него проходила вся молодежь каждого крупного города, почти все взрослые до пенсионеров включительно, чей уровень культуры хоть сколько-нибудь поднимался над низшим. Ничего удивительного, что роль такого театра в культуре города была огромной.
Начиная с середины 50-х гг., театр превращается еще и в политическую трибуну. Роль театра высока и в современном обществе, и в перспективе.
Музыка. Музыкальное искусство тоже отражает сегодняшнее состояние общества. В направлении общего музыкального воспитания обнаруживаются серьезные пробелы. Это касается, прежде всего, развития творческой восприимчивости к музыке, способности к эмоциональному отклику, активизации потребности к восприятию высокохудожественных произведений и в итоге воспитания развитого музыкального вкуса. Очевидно, что в настоящее время музыкальный вкус подростков, как относительно устойчивая система оценок, складывается под влиянием разнородных объективных и субъективных факторов, где ведущая роль принадлежит факторам неинституционным, таким как особенность социокультурной ситуации потребления искусства и пассивное слушание музыки. В настоящее время подростки ориентированы в основном на эстрадную музыку, что объясняется особенностями их психологического склада, а также сформированной системой потребностей, ориентированной на развлекательный, поверхностный интерес[66].
Живопись. Сейчас, чтобы получить известность, художнику, неспособному сказать новое слово в своем искусстве, или хотя бы
просто выжить в условиях ожесточающей конкуренции среди сотен тысяч ему подобных, очень сложно. Но абстракционизмом больше никого не удивишь, возвращение к классике сегодня тоже не популярно. Что остается?
Учреждения культуры - объекты прогнозирования
Клуб. Элитарным учреждением культуры был клуб. Этим термином обозначался третьеразрядный кинотеатр (преимущественно сельский), в зале которого можно было не только смотреть фильмы, но и ставить спектакли, а также проводить собрания. В фойе устраивались танцы. В служебных комнатах за сценой работали кружки. Клубы более масштабные, принадлежащие, как правило, какому-нибудь крупному предприятию или профессиональной организации учителей, медиков, ученых и др., носили более высокий ранг «Дома культуры». Наконец, еще более масштабное здание именовалось «Дворец культуры». Но суть но всех случаях оставалась одна и та же. Без государственной поддержки эти учреждения культуры вынуждены закрываться, хотя потребность в их деятельности большая.
Музей. Музей сейчас испытывает десятикратную нагрузку. Из простой кунсткамеры он стал еще и особым школьным классом для всех школ города и его окрестностей (бесконечные экскурсии школьников — класс за классом), и особой художественной студией для художников города, и особым исследовательским центром, и центром передвижных выставок, и лекторием, и многим другим (при прежних мизерных штатах и еще более мизерных ассигнованиях).
В результате музеи страны разделились на два класса. Меньшинство, включая Петербургский Эрмитаж и московские картинные галереи, стали местом посещения миллионными толпами туристов. Большинство, оставшееся в стороне от доходного туристского бизнеса, приходит в упадок.
Городской парк. Пожалуй, единственным учреждением культуры, выходившим далеко за «элитарные» рамки, являлся городской парк, игравший в культуре практически каждого города огромную роль, несопоставимую с мизерной современной. Это был своего рода городской «клуб под открытым небом», где часто общались на прогулках,— каждый в своем кругу — жители всех
сословий. Что касается массового и тем более зрительского спорта, то он в те времена еще только зарождался.
За истекшее столетие каждое из перечисленных учреждений культуры сделало головокружительную «карьеру» и во второй половине XX в. раньше или позже попало в кризисную ситуацию, которая сменилась к 90-м гг. более или менее катастрофичной. Из нее надо искать и находить выход.
Библиотека. Сокращение государственных дотаций на содержанке общественных библиотек в условиях нараставшего книжного дефицита привело к нараставшему обеднению их фондов, а также к обветшанию помещений, на ремонт которых постоянно не хватало средств. Словно бы в порядке иллюстрации этой агонии стали разваливаться здания главной государственной библиотеки страны в Москве. К тому же библиотека оказалась лишённой возможности закупать в прежнем объеме наиболее ценные отечественные И тем более зарубежные издания, включая периодику. Теперь вся надежда на отечественных и особенно на зарубежных спонсоров: государство в сложившейся ситуации бессильно помочь библиотечной системе.