Прогнозирование рынка труда с помощью методов

Экстраполяции

На начальных этапах разработки краткосрочных прогнозов рынка труда оправдано применение методов экстраполяции в сочетании с экспертными оценками.

Хорошо зарекомендовал себя на практике при построении прогнозов отдельных характеристик рынка труда (например, уровня безработицы) метод экспоненциального сглаживания, осуществляемый по формуле:

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru

где Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru число безработных в прогнозном периоде;

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru параметр сглаживания;

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru количество зарегистрированных безработных за период, предшествующий прогнозному;

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru число зарегистрированных безработных, рассчитанное как экспоненциально взвешенного среднее (для периода, предшествующего прогнозному).

Кроме того, методы экстраполяции используются при прогнозировании численности экономически активного населения региона. Данный прогноз состоит из двух частей:

1) прогноз численности населения региона по полу и возрасту;

2) прогноз коэффициентов занятости различных половозрастных групп населения.

Процедуру разработки прогноза численности экономически активного населения региона (города) можно представить следующим образом (строится отдельно для мужского и женского населения):

Возрастные группы Численность женщин (прогноз) Коэффициент занятости на 1000 чел (прогноз) Число активного женского населения (прогноз)
10-19 Х0 I0 X0*I0
20-29 X1 I1 X1*I1
и т.д.      

Коэффициент занятости определяется отдельно для каждой поло - возрастной группы на начальном этапе расчетов с помощью методов экстраполяции. Рассчитанный коэффициент корректируется с помощью экспертных оценок. Например, в последние годы происходит резкое снижение занятости среди лиц пенсионного возраста. Причем падение тем сильнее, чем старше поло - возрастная группа. Подобные изменения последних лет нельзя полностью учесть с помощью методов экстраполяции, поэтому в данной ситуации экспертные оценки незаменимы.

6.5. Баланс трудовых ресурсов и его использование при

прогнозировании рынка труда

Баланс трудовых ресурсов- система показателей, отражающих наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности. Баланс трудовых ресурсов составляется ежегодно по стране в целом и по отдельным субъектам РФ с подразделением на городскую и сельскую местность.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей – ресурсной и распределительной. Первая часть характеризует наличие трудовых ресурсов и источники их формирования. Во второй части трудовые ресурсы распределяются на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением в отдельную позицию учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства.

Схема баланса трудовых ресурсов за 200__ г.

по _____________________

(субъект Федерации)

(тыс. чел.)

№ п/п Показатели Всего в т.ч.
Город Село
Всего трудовых ресурсов, в т.ч.      
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте      
Лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике из них      
Лица старших возрастов      
подростки      
  Распределение трудовых ресурсов      
Всего занято в экономике (без лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве), в т.ч. в      
Промышленности      
Сельском хозяйстве      
Лесном хозяйстве      
Транспорте      
Связи      
Строительстве      
Торговле      
Общественном питании      
Материально-техническом снабжении и сбыте      
Заготовках      
Информационно-вычислительном обслуживании      
Операциях с недвижимым имуществом      
  ……..      
Служители религиозных культов      
Занятые в ведении частного домашнего хозяйства по найму      
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства      
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, незанятое экономической деятельностью и учебой      
Итого в процентах к общему количеству трудовых ресурсов (стр. 33*100/стр01)      

Ресурсная часть баланса – численность трудовых ресурсов – формируется исходя из суммы численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки).

Методика составления БТР

Номер строки   Порядок расчет Источник информации, методы прогнозирования исходных показателей
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте = численность постоянного населения в трудоспособном возрасте - численность неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте, получающих пенсию в органах социальной защиты - численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, получающих пенсию + численность иностранных работников, занятых на территории страны 1. методы передвижки возрастов и когорт; 2. информация органов социальной защиты; 3. данные Федеральной миграционной службы РФ.
Лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике данные выборочных обследований населения по проблемам занятости
06-30 Занятые в различных отраслях экономики: ЧР=Чспис + Чдог ЧР – численность работников; Чспис - численность работников списочного состава;   Чдог – численность работников, занятых по договорам подряда и прочим гражданско-правовым договорам.     1. сведения предприятий и организаций о численности занятых; 2. данные материалов обследования населения по проблемам занятости;   3. данные органов государственной службы занятости о численности безработных, официально зарегистрированных; 4. данные учебных заведений о численности обучающихся по дневной форме обучения.  
Занятые по найму у отдельных граждан данные выборочных обследований населения по проблемам занятости.  
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства Данные Министерства образования РФ, ВУЗов. Из общего числа обучающихся исключаются лица совмещающие обучение с работой. Их численность определяется по данным выборочных обследований.
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, незанятое экономической деятельностью, учебой (безработные) = фактические данные на начало каждого месяца используются для расчета среднего показателя за период Данные службы занятости, корректируемые с учетом данных выборочных обследований

Контрольные вопросы

6.1. Какая часть населения является трудовыми ресурсами?

6.2. Что является объектами прогнозов рынка труда?

6.3. Какой показатель положен в основу прогноз спроса на рабочую силу?

6.4. В чем заключается важнейший принцип прогнозирования рынка труда?

6.5. Раскройте сущность пассивного прогноза рынка труда?

6.6. На чем основан активный прогноз рынка труда?

6.7. Перечислите источники информации построения прогнозов рынка труда?

6.8. Дайте определение понятия «баланс трудовых ресурсов»

6.9. Из каких частей состоит баланс трудовых ресурсов и что содержит каждая часть?

7. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Данная глава посвящена основам прогнозирования уровня жизни населения. В ней рассматривается уровень жизни населения как объект прогнозирования, показатели, используемые при разработке прогнозов уровня жизни населения, способы построения прогнозов доходов населения, построение прогнозов на основе баланса денежных доходов и расходов населения и разработка прогнозов величины прожиточного минимума.

Ключевые слова: условия жизни населения, уровень жизни населения, качество жизни населения, синтетические, натуральные, структурные показатели, номинал ьныедоходы, денежные доходы, натуральные доходы, косвенные доходы, реальные доходы, конечные доходы, баланс денежных доходов и расходов населения, среднедушевые доходы, прожиточный минимум.

7.1. Уровень жизни населения как объект

прогнозирования. Показатели, используемые при

разработке прогнозов уровня жизни населения

Условия жизни населения - это объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда, формы расселения, характер жилища, развитие системы социальных выплат, отраслей социальной сферы и т.д.).

Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми для жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах (обеспеченность жильем, телефонами, автомобилями).

Качество жизни - это понятие характеризующие, с одной стороны, самого человека (продолжительность его жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой стороны, комфортность и удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Главная задача прогноза уровня жизни населения - не допустить его снижение и создать предпосылки для повышения качества жизни населения.

Прогнозирование уровня жизни населения России осуществляется в следующих документах:

1) в специальных разделах прогноза социально-экономического развития страны;

2) в Комплексных программах социально-экономического развития РФ – в рабочих документах Правительства по развитию национальной экономики;

3) в Федеральных целевых программах, направленных на разрешение отдельных острых социальных проблем;

4) в региональных прогнозах социально-экономического развития и региональных программах;

5) в прогнозах развития городов, населенных пунктов и административных районов населенных пунктов.

Выделяют три основные группы показателей, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения: синтетические; натуральные; структурные.

Синтетические показатели уровня жизни населения включают:

а) показатели, характеризующие поддержание жизни населения (коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост населения в целом и по отдельным социальным группам);

б) показатели сохранения и защиты здоровья населения (продолжительность жизни; уровень заболеваемости);

в) показатели удовлетворения потребности населения в труде (занятость экономически активного населения; уровень безработицы; продолжительность рабочей недели; доля низкоквалифицированного, тяжелого труда и т.д.);

г) показатели развития личности (образовательная структура населения; доля средств, расходуемых на образование в семейном бюджете; доля средств расходуемых на образование в структуре расходов Федерального бюджета и в совокупном доходе населения);

д) показатели, характеризующие состояние окружающей среды (уровень концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе и т.д.);

е) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья, приходящаяся на одного человека; число членов семьи в расчете на одно жилое помещение и т.п.);

ж) среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.

2 группа показателей - натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (состав потребительской корзины, объем потребления мяса, молока и т.д. на душу населения).

3 группа - структурные показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределения населения по уровню доходов; разрыв между уровнем доходов наиболее состоятельных и наиболее бедных граждан страны и т.д.).

7.2. Способы построения прогнозов доходов населения

Все доходы, получаемые населением страны, можно охарактеризовать как номинальные, реальные и реально используемые.

Номинальные доходы представляют собой совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов, получаемых населением страны.

Денежные доходы - это доходы, полученные населением от предприятий и организаций всех форм собственности в качестве оплаты труда. Общая сумма денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, а также с использованием отчетных балансов денежных доходов и расходов населения. На перспективу денежные доходы определяются на основе прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и экспертных оценок.

Натуральные доходы – доходы, полученные в личном подсобном, фермерском хозяйствах и в форме оплаты от предприятий и организаций. Они определяются на основе использования межотраслевого баланса производства и распределение продукции и услуг.

Косвенные доходы – доходы, полученные в процессе использования услуг, представленных бесплатно или с частичной оплатой учреждениями сферы обслуживания. Они рассчитываются на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджета.

Реальные доходы - определяются путем вычета из размера номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов и других обязательных платежей с учетом индекса цен.

Реально используемые (конечные) доходы - представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и услуг. В объем реально используемых доходов населения не входят: денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства и т.п.

Способы расчета прогнозных значений денежных доходов населения.

Первый способ базируется на использовании в расчетах объема и структуры валового национального дохода. Для этого предварительно требуется рассчитать лично - располагаемый доход населения:

ЛРД = ВНП - А - НПК + ТП - Н,

где ВНП – валовой национальный продукт страны (стоимость всех произведенных товаров и услуг в стране);

А - амортизация (износ оборудования, основных средств или денежные средства, отложенные на восстановление основных средств);

НПК - нераспределенная прибыль коммерческих организаций;

ТП - трансферты платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);

Н - налоги.

Если из полученной суммы ЛРД вычесть сбережения населения, то получим сумму доходов населения, которая может быть использована на потребление духовных и материальных благ и услуг.

Второй способ осуществления прогнозных расчетов доходов населения носит название «расчет по составным элементам». Рассмотрим методику его применения.

На первом этапе рассчитываютсяденежные доходы населения, складывающиеся из следующих составных элементов:

а) заработная плата;

б) доходы от собственности;

в) поступления из финансовой системы;

г) пенсии, стипендии;

д) прочие поступления

На втором этапе определяются денежные расходы населения (обязательные и добровольные), формирующиеся из следующих элементов:

а) налоги, сборы и другие обязательные платежи;

б) взносы в общественные организации;

в) приобретение ценных бумаг;

г) выплаты процентов по кредитам, займам;

д) прочие нетоварные расходы;

Третий этап предусматривает анализ прироста сбережений населения.

На четвертом этапе определяются денежные доходы населения, используемые на приобретение товаров и услуг:

ДП=ДД –ДР+(-)С,

где ДП – размер денежных доходов населения, используемых на приобретение товаров и услуг;

ДД - размер всех денежных доходов населения;

ДР – размер денежных расходов населения, за исключением расходов на приобретение товаров и услуг;

С – сбережения населения.

На пятом этапе определяются натуральные доходы, полученные населением от домашних, фермерских хозяйств, предприятий, организаций.

Шестой этап формирует размер бесплатно предоставляемых услуг.

Седьмой этап. На нем рассчитывается проигрыш (выигрыш) населения от динамики цен.

На восьмом этапе определяются конечные (реально используемые доходы населения):

КД=ДП+НД+БУ+(-)ДЦ,

где КД – конечные (реально используемые) доходы населения;

ДП - размер денежных доходов населения, используемых на приобретение товаров и услуг;

НД – размер натуральных доходов, полученных населением от домашних, фермерских хозяйств, предприятий и организаций;

БУ - размер бесплатно предоставляемых услуг;

ДЦ - проигрыш (выигрыш) населения от динамики цен.

Третий способ расчета прогнозных значений денежных доходов и расходов населения основан на использовании баланса денежных доходов и расходов населения.

7.3. Построение прогнозов на основе баланса денежных доходов и расходов населения.

Баланс денежных доходов и расходов населения позволяет спрогнозировать общий размер доходов населения, их структуру, общий размер расходов населения и их структуру, реальный, номинальный, и реально используемые денежные доходы населения, покупательную способность, размер доходов на душу населения.

Типовая схема баланса денежных доходов и расходов населения страны

Статьи доходов/Удельный вес в общей структуре доходов населения Статьи расходов/Удельный вес в общей структуре расходов населения
1. Оплата труда, включая доходы населения от предприятий и организаций помимо оплаты труда – 40% 1. Покупка товаров и оплата услуг: а) жилье и коммунальные услуги, б) бытовые услуги, в) услуги системы образования, культуры, транспорта, связи и т.д. – 69%
2. Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) – 15% 2. Обязательные платежи и добровольные взносы (налоги, сборы, взносы в организации, возврат ссуд, процентов) - 9
3. Доходы от собственности – 6 % 3. Прирост сбережений населения по вкладам и ценным бумагам - 2
4. Доходы от предпринимательской деятельности, от продажи сельскохозяйственной продукции – 39%. 4. Покупка валюты, недвижимости - 20
Всего денежные доходы- 100% Всего денежные расходы- 100%

Баланс денежных доходов и расходов населения разрабатывается в целом по стране, а также по отдельным регионам и по социальным группам населения.

Номинальные доходы – это сумма всех поступления по доходной части баланса.

Реальные доходы – это размер номинальных доходов за вычетом стоимости обязательных услуг и платежей (за жилье и коммунальные услуги и т.д.).

Реально – используемые доходы – это затраты населения на приобретение материальных благ и услуг.

Размер среднедушевых доходов населения страны – это частное от деления размера доходной части баланса денежных доходов и расходов населения на среднегодовую численность населения страны.

Размер среднедушевых расходов населения страны – это частное от деления размера расходной части баланса денежных доходов и расходов населения на среднегодовую численность населения страны.

7.4. Разработка прогнозов величины прожиточного минимума

Прожиточный минимум – это уровень дохода, необходимый для приобретения человеком количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также удовлетворения на самом низком уровне его потребностей в одежде, обуви, оплате жилья, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены.

Существует несколько способов расчета величины прожиточного уровня:

1. Статистический - прожиточный минимум устанавливается по уровню доходов, которыми располагают 10-20 % самых малообеспеченных граждан страны;

2. Нормативный- прожиточный минимум определяется по фактической стоимости товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину;

3. Комбинированный или нормативно-статистический – в этом случае расходы на питание определяются по нормативам, расходы на непродовольственные товары исходя из затрат на эти цели самых малообеспеченных граждан страны;

4. Субъективный – расчет прожиточного минимума осуществляется исходя из мнения граждан страны, выявленного по итогам социологических опросов;

5. Ресурсный – прожиточный минимум рассчитывается исходя из реальных возможностей экономики страны обеспечить минимальный стандарт проживания;

6. Медианный– прожиточный минимум берется равным половине среднедушевого показателя доходов населения страны;

7. Социальный минимум – при данном способе расчет прожиточного минимума опирается на утвержденную потребительскую корзину, однако перечень непродовольственных товаров более расширен.

Госкомстат РФ использует комбинированный способ расчета прожиточного минимума, используя продовольственный набор, обоснованный институтом питания Российской академии наук, исходя из принятых в мире стандартов потребления продуктов питания и национальных традиций.

В продовольственный набор ПМ входят около 25 наименований товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи и д.т.

Состав и стоимость продовольственной корзины меняется по восьми климатическим зонам страны.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются исходя из средних фактически сложившихся затрат в бюджете самых низкодоходных семей.

Контрольные вопросы

7.1. В чем заключается главная задача прогноза уровня жизни населения?

7.2. Какие показатели используют в прогнозах уровня жизни населения?

7.3. В каких документах осуществляется прогнозирование уровня жизни населения?

7.4. На использовании какого макроэкономического показателя основан расчет прогнозных значений доходов населения?

7.5. Что позволяет прогнозировать баланс денежных доходов и расходов населения?

7.6. На каком территориальном уровне разрабатывается баланс доходов и расходов населения?

7.7. Какие способы используется для расчета величины прожиточного минимума?

7.8. Что лежит в основе нормативного и ресурсного способов расчета прожиточного минимума?

7.9. Каким способом осуществляется расчет прожиточного минимума на основе мнения населения?

8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная глава посвящена методологическим аспектам прогнозирования развития отраслей социальной сферы, основу которой составляют системы образования и здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство. Сформулирована цель разработки прогнозов, дана методика разработки прогнозов системы образования с разбивкой на прогноз сети детских дошкольных учреждений, прогноз сети общего и среднего образования, прогноз развития высшего образования. Представлены основные показатели прогноза развития сети здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства и их расчеты.

Ключевые слова: сеть детских дошкольных учреждений, спрос на детские дошкольные учреждения, коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, наполняемость классных комнат, коэффициент сменности работы школ, потребность в профессорско-преподавательском составе, минимальный социальный стандарт, федеральные стандарты.

8.1. Построение прогнозов развития системы образования

в Российской Федерации

В экономической системе любой страны можно выделить комплекс отраслей, назначение которых удовлетворение духовных и социальных потребностей населения. В Российской Федерации в состав отраслей социальной сферы включены: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм и отдых, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство.

Все эти отрасли являются объектом государственного регулирования и государственного прогнозирования. Особенность процесса прогнозирования отраслей социальной сферы – его децентрализация, поскольку оно осуществляется, в большинстве своем, городскими и районными органами управления. Прогнозирование максимально приближено к населению и должно учитывать его потребности и местные особенности. Государство косвенным образом воздействует на данный процесс посредством минимальных государственных стандартов и предоставления финансирования.

Цель разработки прогнозов социальной сферы - удовлетворение потребности населения в услугах первой необходимости

Разработка прогнозов системы образования.

Прогнозные расчета системы образования осуществляются отдельно по всем структурным элементам системы образования: для дошкольного образования; для общего, начального и среднего образования; для вузовского, послевузовского и дополнительного образования.

Прогнозирование сети детских дошкольных учреждений осуществляется с использованием балансового метода.

Например, при прогнозировании предложения мест в детских дошкольных учреждениях можно опираться на следующую формулу:

ПМпрог.= ПМ начало + ВводМ - ВыбМ,

где ПМпрог – предложение мест в детских дошкольных учреждениях в прогнозируемый период;

ПМ начало - предложение мест в детских дошкольных учреждениях на начало прогнозируемого периода;

ВводМ – ввод новых мест в связи с новым строительством и ремонтом;

ВыбМ, - выбытие мест по различным причинам.

Спрос на детские дошкольные учреждения рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:

Спрос=Чобщ.*Кобеспечрж.ур.дох,,

где Чобщ. - общая численность детей дошкольного возраста;

Кобеспеч - коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями на 100 человек;

Крж. - поправочный коэффициент, учитывающий при разработке прогноза численность работающих женщин;

Кур. дох. - поправочный коэффициент, учитывающий влияние на спрос на детские дошкольные учреждения уровня доходов населения.

Затраты на содержание детских дошкольных учреждений определяется по установленным государственным нормам и власти с учетом уровня цен, сложившимся в том или ином регионе.

Прогноз сети общего и среднего образования. В РФ прогноз сети общего и среднего образования осуществляется отдельно для городской и сельской местности по следующим основным показателям: число учащихся, количество классов, прием и выпуск учащихся, среднее число учащихся в одном классе, сменность занятий, среднее число школ.

Центральное место в этой системе показателей занимает численность учащихся. Основной расчет числа учащихся является метод передвижки возрастов, на основе которого определяют перспективную численность лиц школьного возраста.

Планирование школьной сети начинается с определенного количества необходимых классных комнат:

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru

где Чу - численность учащихся;

Нк - наполняемости классных комнат;

Кс - коэффициент сменности работы школ.

Необходимый ввод (строительство) классных комнат определяют как разницу между рассчитанной потребностью в классных комнатах и их фактическим наличием на начало прогнозного периода с учетом выбытия в связи с ветхостью и ремонтом.

Количество ученических мест рассчитывается исходя из стандарта обеспечения одного ученика площадью классной комнаты:

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru

Потребность в педагогических кадрах определяется как:

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru ,

где К - количество классов в планируемом периоде;

Ск - количество учительских ставок на один класс;

Су - количество ставок на одного учителя.

Прогноз развития высшего образования в РФ. При разработке данных прогнозов решаются следующие задачи:

1. Выявление потребности рынка труда в рабочей силе различных специальностей и уровней квалификаций;

2. Определение источников удовлетворения этих потребностей.

При решение первой задачи исходят из сложившейся профильно-квалификационных структуры работников на начало планируемого периода по предприятиям и организациям всех форм собственности. Данную информацию разработчику прогнозов на Федеральном уровне – Министерству экономического развития и торговли представляет Государственный Комитет по статистике и Министерство труда.

Исходя из конъюнктуры рынка и тенденций в структуре национальной экономики производится досчет возможной емкости рынка услуг специалистов и рабочих различной квалификации.

Используя данных демографического прогноза о половозрастной структуре населения на предстоящий период, данные о возможностях средних и высших учебных заведений по подготовке специалистов, государственным образовательным учреждения устанавливается план приема студентов с разбивкой по специальностям.

Численность студентов по всем формам обучения – это основа для определения потребности в профессорско-преподавательском составе и объемах финансирования ВУЗа. Объем педагогической нагрузки в часах зависит от учебного плана образовательного учреждения; от числа часов, отведенных на изучение каждой дисциплины, входящей в учебный план.

Объем государственного финансирования ВУЗов определяется, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда на каждый год, нормативных расчетов материальных ресурсов и услуг коммунального хозяйства.

8.2. Построение прогнозов сети здравоохранения в РФ

За последние годы в РФ произошло ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечаются:

снижение продолжительности жизни;

рост показателей общей смертности;

снижение уровня рождаемости;

естественная убыль населения возрастает;

возрастание общей заболеваемости населения;

угроза эпидемиологических вспышек;

резкое сокращение профилактических программ из-за трудностей с финансированием.

В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой здравоохранения. Это привело к резкой дифференциации условий и уровней оказания медицинской помощи на различных территориях.

Для прогнозных расчетов изменения и развития сети здравоохранения привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, данные о здоровье населения, о действующей сети учреждений здравоохранения.

Данные показатели является основой для расчета объема финансирования учреждений здравоохранения.

Потребность населения в больничных койках рекомендуется определять по следующей формуле:

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru

Н - численность населения;

Г - уровень госпитализации населения (расчет на 1000 человек);

П - среднее число дней, пребывание больного на койке;

Д - число дней использования койки в году.

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (их пропускная способность) может быть рассчитана следующим образом:

Прогнозирование рынка труда с помощью методов - student2.ru , где

В - расчетное число посещений врача на одного жителя в год;

Н - численность населения;

Д - число дней работы учреждения в году;

К - коэффициент сменности работы учреждения здравоохранения.

Число врачебных должностей на прогнозный период определяется с учетом социальных стандартов и корректируется исходя из прироста (выбытия) учреждений здравоохранения и прироста или сокращения численности населения в регионе.

8.3. Прогнозирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ

В состав комплексной отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят:

1. Жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и т.п.)

2. Коммунальные предприятия и службы (водопровод, канализация, службы очистки города и т.п.)

3. Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования

4. Энергетическое хозяйство (котельные, тепло- и газо- сети)

5. Дорожное и мостовое хозяйство

Стратегические расчеты развития и функционирования сферы ЖКХ должны учитывать современные особенности этой отрасли:

1. Существенные изменения в формах собственности жилого фонда. Доля жилья частной формы собственности достигла 60-65 %, остальные 35-40 % намечается сохранить в государственной и муниципальной собственности. Новая структура собственности на жилье отражается на величине общих затрат бюджетов всех уровней.

2. Перевод ведомственного жилья в распоряжение местных органов власти, что ведет к увеличению т расходов местных бюджетов

3. Введение Федеральных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, определяющих объем финансирования из федерального бюджета.

На уровне РФ разрабатывается прогноз ЖКХ, который входит составной частью в Комплексный прогноз социально-экономического развития страны. На уровне местных органов власти составляют собственные прогнозы и программы развития ЖКХ. Разработка прогнозных документов на муниципальном уровне осуществляется с выделением объектов прогнозирования по формам собственности. В частности, весь жилой фонд города делится на

а) частный – граждан и юридических лиц

б) государственный – ведомственный жилой фонд и жилой фонд субъектов РФ

в) муниципальный жилой фонд – собственность района, города.

г) общественный – собственность общественных организаций

д) жилой фонд в коллективной собственности – находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Для каждой из форм собственности разрабатывается собственный прогноз.

Основные показатели прогноза ЖКХ:

Жилищный фонд (населенного пункта) – общая площадь, жилая площадь, тыс. м2, в т.ч в среднем на одного жителя;

Размер общей и жилой площади домов

Оборудование жилого фонда (водопроводом, канализацией, отоплением и т.д.)

Колич

Наши рекомендации