Мониторинг социально-трудовой сферы
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цель занятия:закрепить на практике знания, полученные на лекции об источниках информации о занятости населения, о направлениях мониторинга социально-трудовых отношений, закрепить их путем решения заданий и задач по этой теме.
Вопросы для изучения:
12.1. Сущность и содержание мониторинга социально-трудовых отношений
12.2. Источники информации о занятости и социально-трудовых отношениях
12.3. Направления мониторинга социально-трудовых отношений
Творческое задание
На схеме (рис. 11) впишите в пустые блоки содержание каждого этапа (четыре этапа) процесса мониторинга социально-трудовых отношений. Заполнение схемы нужно проводить, используя материал данной темы.
Рис. 11. Основные этапы процесса мониторинга
социально-трудовых отношений (СТО)
Решите задачи
Задача 12.1
Номинальная заработная плата в стране в завершившемся году повысилась на 5,4%, а реальная – понизилась на 4,7%. Определите изменение уровня стоимости жизни и сделайте соответствующие выводы.
Ход решения
Изменение стоимости жизни измеряется индексом цен на предметы потребления и услуги. Соотношение между реальной, номинальной заработной платой и стоимостью жизни рассчитывается следующим образом:
I(ЗП'Р)=I(ЗП'Н)×100/I(ИЦ),
где I(ЗП'Н) – индекс номинальной заработной платы;
I(ЗП'Р) – индекс реальной заработной платы;
I(ИЦ) – индекс цен на предметы потребления и услуги.
Отсюда найдем:
I(ИЦ)=I(ЗП'Н)×100/I(ЗП'Р).
Задача 12.2
Номинальная заработная плата в стране в завершившемся году повысилась на 4,7%, а реальная – понизилась на 5,4 %. Определите изменение уровня стоимости жизни и сделайте соответствующие выводы.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия "мониторинг социально-трудовых отношений ".
2. Перечислите и охарактеризуйте основные задания мониторинга социально-трудовых отношений.
3. Какие показатели являются источниками информации для мониторинга социально-трудовых отношений?
4. В чем заключаются основные преимущества и недостатки переписи населения?
5. Назовите организацию, которая осуществляет координацию статистической информации на государственном уровне.
6. Охарактеризуйте показатели, которые раскрывают состояние и тенденции в системе социально-трудовых отношений и оказывают наибольшее влияние на систему социально-трудовых отношений в целом.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цель занятия:на практическом занятии закрепить теоретические знания об истории и причинах создания Международной организации труда (МОТ), о направлениях ее деятельности, закрепить знания путем решения тестов и заданий по этой теме.
Вопросы для изучения:
13.1. История и причины создания Международной организации труда
13.2. Руководящие органы Международной организации труда и их структура
13.3. Направления деятельности Международной организации труда
Тесты
1.Международная организация труда – это специализированное учреждение по регулированию социально-трудовых отношений, защите прав человека и обеспечению социального мира:
а) да;
б) нет.
2.Среди основных причин возникновения Международной организации труда выделяют:
а) гуманитарные (социальные);
б) политические;
в) экономические;
г) миграционные;
д) информационные.
3.Высшим руководящим органом Международной организации труда является:
а) Административный совет;
б) Международная конференция труда;
в) Международное бюро труда.
4. Комитет, который регулирует программу и время работы Международной конференции труда, а также разрабатывает и рассматривает предложения по созданию новых комитетов, – это:
а) комитет по проверке полномочий;
б) распорядительный комитет;
в) финансовый комитет правительственных представителей;
г) комитет по применению конвенций и рекомендаций.
5. Комитет, который рассматривает вопросы уплаты правительствами членских взносов, выплаты задолженностей, бюджетные сметы, – это:
а) комитет по проверке полномочий;
б) распорядительный комитет;
в) финансовый комитет правительственных представителей;
г) комитет по применению конвенций и рекомендаций.
6. Комитет, который осуществляет проверку полномочий делегатов и их советников, а также рассматривает жалобы в связи с полномочиями, – это:
а) комитет по проверке полномочий;
б) распорядительный комитет;
в) финансовый комитет правительственных представителей;
г) комитет по применению конвенций и рекомендаций.
7. Комитет, который рассматривает сведения и доклады о выполнении ратифицированных конвенций, заслушивает правительственных представителей некоторых стран по этим вопросам и представляет на конференции доклад, – это:
а) комитет по проверке полномочий;
б) распорядительный комитет;
в) финансовый комитет правительственных представителей;
г) комитет по применению конвенций и рекомендаций.
8. Деятельность всех органов управления Международной организации труда регламентируется такими документами:
а) Устав Международной организации труда;
б) Филадельфийская декларация;
в) Регламент Международной конференции труда;
г) Декларация об основных принципах и правах в сфере труда;
д) Кодекс законов о труде.
9. Социально-трудовые отношения занимают особое место в жизнедеятельности человека и определяют его социальный статус, уровень благосостояния, морально-психологический климат:
а) да;
б) нет.
10. Основные источники информации о занятости населения и социально-трудовых отношений – это:
а) перепись населения;
б) административная статистика;
в) выборочные исследования домохозяйств;
г) социологические исследования;
д) выборочные исследования организаций социальной сферы.
Творческое задание
Заполните таблицу 6, слева указав первоначальные причины создания Международной организации труда, а справа назовите причины, если бы она создавалась в современных условиях. Сделайте выводы об отличительных особенностях деятельности Международной организации труда в историческом аспекте и на перспективу.
Таблица 6
Причины создания Международной организации труда
Первоначальные причины создания Международной организации труда | Причины создания Международной организации труда, если бы она формировалась в современных условиях |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
Выводы:…..
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия "Международная организация труда".
2. Определите основную цель Международной организации труда.
3. Назовите и охарактеризуйте основные причины возникновения Международной организации труда.
4. Перечислите руководящие органы Международной организации труда и охарактеризуйте их структуру.
5. Дайте краткую характеристику и перечислите основные полномочия постоянных комитетов, которые создаются на Международной конференции труда.
6. Сформулируйте главную задачу деятельности Международной организации труда.
7. Какие методы использует в своей работе Международная организация труда?
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормативно-правовая база
1. Временный основной закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I и от 03.12.2014 № 1-II / [Электронный ресурс]. // Дата обращения 22.02.2017 г. – Режим доступа: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/591/.
2. Трудовой Кодекс Луганской Народной Республики с изменениями, внесенными законами от 04.03.2016 г. № 88-II, от 12.08.2016 г. № 113-II, от 06.01.2017 г. № 139-II. / [Электронный ресурс]. // Дата обращения 20.04.2017 г. – Режим доступа: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/980/.
3. Постановление Совета Министров ЛНР № 274 от 31 мая 2016 года «Об утверждении Порядка приема в образовательные учреждения высшего образования Луганской Народной Республики на обучение по образовательным программам высшего образования на 2016/2017 учебный год»/ [Электронный ресурс]// Дата обращения 25.05.2017 г. – Режим доступа: http://sovminlnr.su/akt/03.06.2016/274.pdf.
4. Постановление Совета Министров ЛНР от 15 июля 2015 г.
№ 02-04/222/15 «О вопросах оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Луганской Народной Республики при заключении с ними трудовых договоров» / [Электронный ресурс]// Дата обращения 02.08.2017 г. – Режим доступа: https://sovminlnr.ru/akt/01.04.2017/144_17.pdf.
5. Постановление Совета Министров ЛНР от 03 ноября 2015 г.
№ 02-04/327/15 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений Луганской Народной Республики» / [Электронный ресурс]// Дата обращения 02.08.2017 г. – Режим доступа: https://sovminlnr.ru/akt/12.11.2015/1.pdf.
6. Постановление Совета Министров ЛНР от «25» апреля 2017 года № 221/17 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками работникам предприятий, учреждений, организаций, финансируемых за счет средств государственного или местных бюджетов Луганской Народной Республики» / [Электронный ресурс]// Дата обращения 02.08.2017 г. – Режим доступа: https://sovminlnr.ru/akt/26.04.2017/221_17.pdf.
Основная литература
1. Андросова Л.А. Экономика труда: учебное пособие /
Л. А. Андросова. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2015. – 160 с.
2. Деменков С. А. Трудовые отношения и институты: учебник /
С. А. Деменков; М-во образования и науки РФ, Костромской гос. ун-т
им. Н. А. Некрасова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. – 160 с.
3. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учебное пособие/ Н.И. Есинова. – Киев: Кондор, 2013. – 238 с.
4. Киселева В.А. Экономика труда: учебное пособие / В.А. Киселева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 286 с.
5. Шумская А. Н. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учебное пособие для иностранных студентов / А. Н. Шумская. – Х. : Изд. ХНЭУ, 2012. – 268 с. (Русск. яз.)
Дополнительная литература
1. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения: монография. – М.: Научный эксперт, 2008. – 232 с.
2. Садовая Е.С. Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России): монография /
Е.С. Садовая. – М.: ИМЭМО РАН, 2013. – 205 с.
3. Социально-трудовые исследования: система регулирования социально-трудовых отношений в условиях глобализации и социально-экономические риски: Выпуск ХХІІ/ Ред. кол.: Андрукович Л.Н.,
Веденеева В.Т., Комаровский В.В., Морозова М.А., Садовая Е.С.,
Сауткина В.А., Хохлова М.Г. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 118 с.