Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества
Цель занятия: закрепить на практике вопросы, связанные с формированием трудовых ресурсов и трудового потенциала общества, с воспроизводством трудовых ресурсов.
Вопросы для изучения:
2.1. Общая характеристика трудовых ресурсов
2.2. Виды занятости и балансы трудовых ресурсов
2.3. Структура и показатели оценки трудовых ресурсов
2.4. Воспроизводство трудовых ресурсов, его характеристики
2.5. Трудовой потенциал общества как экономическая категория
Тесты
1. Трудовые ресурсы – это:
а) население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, которые получают пенсию на льготных условиях (например, лица, вышедшие на пенсию раньше в связи с тяжелыми и вредными условиями труда);
б) работающие лица возрастом до 16 лет;
в) работающие лица пенсионного возраста;
г) часть трудоспособного населения – это та часть, которая по своим возрастным, физическим и образовательным данным соответствует определенной сфере деятельности, включая людей старших и младших трудоспособного возраста, занятых производством материальных и нематериальных благ.
2. Численность трудовых ресурсов, состав по полу и возрасту, по общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики является оценкой:
а) количественной;
б) качественной.
3. К безработным относятся:
а) граждане в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были уволены в связи с изменениями в организации производства и труда, реорганизацией, перепрофилированием и ликвидацией предприятия (организации) или сокращением численности (штата);
б) инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, не работают и зарегистрированы как ищущие работу;
в) трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые не имеют работы и заработка или других предусмотренных законодательством доходов; зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу; готовы и способны приступить к подходящей работе;
г) граждане, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в случае отказа их от прохождения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, которая не нуждается в профессиональной подготовке.
4. Совокупность специальных знаний и практических навыков, которые определяют степень подготовленности работника к выполнению профессиональных функций соответствующей сложности, – это:
а) профессия;
б) специальность;
в) квалификация.
5. Экстенсивное воспроизводство – это:
а) количественное изменение численности трудовых ресурсов в отдельных регионах и в стране в целом без какого-либо изменения их качественных характеристик;
б) качественное изменение имеющихся трудовых ресурсов.
Решите задачи
Задача 2.1
Используя показатели движения трудовых ресурсов из табл. 2. решите задачу.
Таблица 2
Показатели движения трудовых ресурсов
Среднегодовая численность населения (Чс) рассчитывается на середину года как среднее арифметическое из показателей численности населения на начало и конец года:
(2.1)
где Чн – численность населения на начало года, чел.;
Чк – численность населения на конец года, чел.
Численность населения на конец года рассчитывается по формуле:
Чк = Чн + Р + Т – У – П. (2.2)
Определить численность населения трудоспособного возраста на конец года, если за текущий год есть такие данные:
Чн - численность населения трудоспособного возраста на начало года –
70 млн. чел.;
Р - численность родившихся за отчетный год – 1 млн. чел.
У - численность умерших трудоспособного возраста за отчетный год – 0,2 млн. чел.;
Т - численность молодежи, достигшей в текущем году трудоспособного возраста – 2 млн. чел.;
П - численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году –
1,6 млн. чел.
Ход решения
Необходимо рассчитать показатели, которые характеризуют интенсивность и результаты естественного движения населения: величину естественного прироста (убыли) населения, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности и коэффициент естественного прироста.
1. Сначала определяем численность населения на конец года, потом находим среднегодовую численность населения, используя формулу (2.1).
2. Далее рассчитываем коэффициенты рождаемости и смертности, используя формулу из табл. 2.
3. Рассчитываем коэффициент естественного прироста, используя формулу из табл. 2.
4. Находим естественный прирост (Пе).
Делаем вывод по анализируемому периоду о благоприятной или неблагоприятной демографической ситуации. По аналогии решить задачи 2.2 и 2.3, используя необходимые формулы при решении.
Задача 2.2
Население трудоспособного возраста составляет 80 млн. чел., в том числе неработающие инвалиды 1 и 2 групп – 1,2 млн. чел., работающие подростки – 0,1 млн. чел., работающие пенсионеры – 4,5 млн. чел. Определить численность трудовых ресурсов.
Задача 2.3
Известно, что количество умерших в регионе в течение 2015 года составляло 42106 человек, что соответствует коэффициенту смертности 15,2 ‰. Численность населения региона на 01.01.2016 года – 2755,1 тысяч человек. Рассчитать численность населения региона на 01.01.2015 года.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям "население" и "трудовые ресурсы".
2. Назовите виды трудоспособности.
3. В чем заключается различие между экономически активным и экономически неактивным населением?
4. Назовите методы расчета численности трудовых ресурсов.
5. Назовите основные фазы воспроизводства трудовых ресурсов и охарактеризуйте их.
6. С помощью каких показателей можно анализировать количественные и качественные изменения численности трудовых ресурсов?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3