Основные миграционные потоки в Республике Беларусь

Беларусь вовлечена в три основных миграционных потока: законная миграция; незаконная; «утечка умов»

Последний не является обособленным процессом, представляет собой «пересечение» двух вышеназванных и обладает специфическими чертами.

Законная миграция включает эмигрантов (иммигрантов), преследующих цели: постоянное место жительства, туризм, служебная, гостевая, легальное трудоустройство.

К незаконной миграции относят, естественно, нелегальную миграцию, которая предполагает формирование криминального характера цели эмиграции (наркотики, торговля людьми, оружейный бизнес и т.д.) еще на стадии пребывания в стране проживания и действия по достижению этой цели по приезду/проезду в/через территорию Беларуси. К незаконной миграции относят также беженцев и экономических мигрантов (в настоящее время 90% незаконной миграции в Российскую Федерацию и, следовательно, значительная доля незаконной миграции в Беларусь осуществляется через российско-казахстанскую границу). Для Беларуси, как и для других государств СНГ, серьезной проблемой стал рост нелегальной миграции иностранных граждан и числа иностранцев, стремящихся в Беларусь на постоянное жительство или временное пребывание. Особо выделяется массовая незаконная иммиграция из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. На территории Беларуси находятся, по разным оценкам, до 500 тыс. незаконных мигрантов. Они используют каналы туризма, транзитного проезда. В последние годы на границе задерживают 2–3 тыс. нелегальных мигрантов. Их основной поток направляется в Беларусь с целью дальнейшего следования в государства Западной и Северной Европы, причем прибывают они преимущественно из стран, где активно действуют международная наркомафия и террористические организации.

Возникает угроза безопасности государства, ибо нелегальная миграция связана с криминалом, торговлей оружием, наркотиками и чревата возникновением социальных конфликтов по причине различий в обычаях, культуре, традициях.

В последние годы активизировалась нелегальная миграция, связанная с торговлей людьми, сексуальной эксплуатацией женщин. Беларусь оформила участие в девяти международных конвенциях в этой области, является участником ряда региональных и субрегиональных международных форумов, посвященных вопросам сотрудничества в сфере миграции, таких как Будапештский и Содерчепингский (Швеция) процессы.

С 1994 г. Беларусь в качестве наблюдателя участвует в работе Международной организации по миграции (МОМ). В 1996 г. в Минске открыто ее представительство, а в 1999 г. ратифицировано соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и МОМ. Сложилась практика активного взаимодействия государственных органов Беларуси и МОМ по вопросам управления миграционными потоками, снижения уровня нелегальной миграции, управления границами. В 1997–1998 гг. МОМ оказала помощь в добровольном возвращении на родину нелегальным мигрантам из Азии и Африки, оказавшимся на территории Беларуси без жилья и средств к существованию, а также студентам из развивающихся стран, окончившим вузы Беларуси по контрактам бывшего СССР (бюджет программы составил около 300 тыс. долларов). В 1999–2001 гг. осуществлен проект «Иммиграционный контроль в Республике Беларусь и Украине: управление совместной границей». Была создана система радиосвязи между подразделениями погранвойск двух государств, а также оказана техническая помощь белорусскому погранотряду и Управлению внутренних дел Гомельской области в создании баз данных для оперативного обмена информацией (финансирование проекта для Беларуси составило около 400 тыс. долларов). С 2002 г. в сотрудничестве с МВД РБ реализуется проект «Борьба с торговлей женщинами в Республике Беларусь» (общий бюджет около 1 млн. долларов). В настоящее время действует также «Программа по возвращению на родину граждан Шри-Ланки».

Преимущественно позитивное значение имеет та составляющая законной миграции, которая связана с легальным трудоустройством. В прошлом году из Беларуси, согласно подписанным контрактам, выехало за границу для работы 4138 человек, 46,9% из них – в страны СНГ, а 53,1% – в страны дальнего зарубежья. Более 90% эмигрантов имеют высшее и среднее специальное образование. Неофициальная статистика, безусловно, более значительна, особенно с учетом сезонных и строительных работ в России. Потенциал внешней трудовой миграции белорусов достаточно высок. Согласно исследованиям, проведенным в 1998 г., выехать за границу для получения работы изъявили намерение от 41,6 до 16,2% опрошенных граждан среди возрастных групп от 16 до 50 лет. Для Беларуси трудовая миграция, в том числе «утечка мозгов», обусловливает как негативные социальные последствия – потеря высококвалифицированных кадров и средств, затраченных на их подготовку, в случае безвозвратной миграции, так и позитивные – при реэмиграции мигранты получают иностранный опыт, обучаются по эффективным программам, повышают квалификацию, улучшается материальное положение семей трудящихся-мигрантов, снижается напряжение на рынке труда.

Белорусские трудовые мигранты могут успешно конкурировать на международном рынке труда. Беларусь находится на 62-м месте из 174 стран по индексу развития человеческого потенциала. По формальным показателям (уровень образования и грамотности взрослого населения) мы опережаем Японию, Чехию, Польшу, Эстонию и другие развитые страны. Учитывая толерантность, трудолюбие и довольно высокий образовательный уровень белорусских работников, можно говорить, что на международном рынке труда Беларусь обладает конкурентоспособной рабочей силой. Таким образом, экспорт рабочей силы – это перспективное направление миграции, которое позволит белорусам влиться в международный рынок труда и в перспективе способствовать росту инвестиций в экономику страны.

Наши рекомендации