Методика изучения демографических показателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

Методика изучения демографических показателей.

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.02 - Педиатрия

Курс – 4

Семестр – 7

Количество часов – 4

Уфа

Тема:«Методика изучения демографических показателей» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 05.07.2013г., актуализированной в 2016г.

Рецензенты:

1. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Павлова М.Ю.

2. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Киреева Э.Ф.

Автор:

Зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО

Шарафутдинова Н.Х.

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06.2016.

1. Тема и ее актуальность:Методика изучения демографических показателей.

К индикаторам общественного здоровья относятся медико-демографические показатели, которые в нашей стране характеризуются неблагоприятной тенденцией, требующие к себе пристального внимания всех министерств и ведомств и Правительства. Все это нашло отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»,утвержденной Указом президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.

Демографические показатели широко используются для целей планирования здравоохранения и оценки качества работы медицинских организаций. Они интересуют медицинских работников, прежде всего, с позиций характеристики здоровья населения в связи с проводимыми или планируемыми социальными и медицинскими мероприятиями. Кроме того, данные о демографии необходимы для планомерной и успешной деятельности органов здравоохранения и медицинских организаций, для планирования оздоровительных мероприятий, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений и подготовки медицинских кадров.

  1. Учебная цель: научить анализировать и оценивать медико-демографические показатели.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен:

знать:

- определение медицинской демографии, методов ее изучения, основные показатели, их значение и применение;

- методику вычисления и оценки общих и специальных показателей естественного движения населения;

- методику вычисления и оценки младенческой, ранней неонатальной, неонатальной и перинатальной смертности;

- источники медико-демографической информации и роль врачей в ее изучении и анализе, основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.

уметь:

- рассчитывать общие и специальные демографические показатели;

- оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;

- использовать полученную информацию при анализе показателей здоровья населения, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи.

Владеть и уметь:методами анализа и оценки демографических показателей,знаниями о типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях, методикой поиска научно-медицинской информации (ПК-4)

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Лекции, методические указания, литература основная и дополнительная

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 6 академических часов

6. Оснащение: методические указания, таблицы, схемы, вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: решение студентами индивидуальных наборов тестовых заданий по теме:

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Типовые задачи.

7.2. Совместно с преподавателем в группе разбираются узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

7.3 Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)

7.4. Контроль освоения темы занятия осуществляется решением тестовых заданий (тесты прилагаются)

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов работа с основной и дополнительной литературой.

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ демографических показателей городов и районов Республики Башкортостан.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – ЭТО

1) наука о социологии здоровья

2) система лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья

3) наука о социальных проблемах медицины

4) наука о закономерностях здоровья

5) система социально-экономических мероприятий по охране здоровья

2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – ЭТО

1) наука о социологии здоровья

2) система лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья

3) наука о социальных проблемах медицины

4) наука о закономерностях здоровья

5) система социально-экономических мероприятий по охране здоровья

3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1) узкоспециализированной медицинской помощи

2) стационарной медицинской помощи

3) врача общей практики [семейного врача]

4) первичная медико-санитарная помощь

5) доступность высокотехнологичной медицинской помощи

4. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

1) здоровье индивидуума

2) здоровье населения и факторы, влияющие на него

3) эпидемиология заболеваний

4) здоровье работающего населения

5) экономика здравоохранения

5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

1) условия жизни

2) условия жизни и труда

3) условия жизни, труда, социальная защищенность

4) условия жизни, труда, социальная защищенность, доступность медицинской помощи

5) условия жизни, труда, социальная защищенность, доступность медицинской помощи, социально- экономическое положение государства

6. ОСНОВНЫМИ ГРУППАМИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЮТСЯ

1) показатели заболеваемости

2) показатели инвалидности

3) показатели физического развития

4) демографические показатели

5) летальность

7. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ

1) исторический

2) статистический

3) этнический

4) экономический

5) социологический

8. САНОЛОГИЯ - ЭТО

1) наука о здоровье здоровых

2) наука о здоровье больных

3) наука о здоровье группы риска

9. ВАЛЕОЛОГИЯ - ЭТО

1) наука об общественном здоровье

2) наука об индивидуальном здоровье

3) наука о здоровье здоровых и влияние на него образа жизни

10. МЕДИЦИНСКАЯ (САНИТАРНАЯ) СТАТИСТИКА ЭТО:

1) отрасль статистики, изучающую вопросы заболеваемости

2) совокупность статистических методов для изучения заболеваемости населения

3) отрасль статистики, изучающую вопросы, связанные с медициной, гигиеной, санитарией и здравоохранением

4) экстраполяцию и прогнозирование

5) анализ деятельности ЛПУ

11. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) здоровье населения

2) данные о сети, деятельности, кадрах учреждений здравоохранения

3) достоверность результатов клинических и экспериментальных исследований

4) народонаселение

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ДЕМОГРАФИЯ - ЭТО НАУКА О

1) населении

2) населении в его общественном развитии

3) населении в его общественном развитии и о его заболеваемости

4) количественных сторонах массовых общественных явлений

5) взаимосвязи количественных и качественных особенностей общественных явлений

2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЕНИЙ:

1) смертности, рождаемости

2) естественного прироста, миграции

3) рождаемости, миграции, брачности и разводов

4) смертности, миграции, брачности и разводов

5) смертности, рождаемости, брачности и разводимости

3. ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЩЕЙ СМЕРТНОСТИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА

1) родившихся живыми

2) население

3) выбывших из стационара

4) население данного возраста

5) среднегодовую численность населения

4. КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ, СМЕРТНОСТИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ

1) интенсивным

2) экстенсивным

3) соотношения

4) наглядности

5) стандартизованным

5. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ - ЭТО

1) средний возраст умерших

2) средний возраст живущих на данной территории

3) среднее число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся, если повозрастные показатели смертности останутся на данном уровне

4) средний возраст живших на данной территории

5) среднее число лет, которое прожило предыдущее поколение

6. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ МУЖЧИН В СТРАНЕ:

1) 61 лет

2) 65 лет

3) 69 лет

4) 71 лет

5) 79 лет

7. МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ - ЭТО СМЕРТНОСТЬ....

1) женщин

2) женщин фертильного возраста

3) женщин, родивших в данном году

4) женщин в связи с беременностью, родами и от осложнений после родов в течение 42 дней

5) женщин, умерших в данном году

8. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ - ЭТО СМЕРТНОСТЬ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ....

1) одних суток

2) одной недели

3) 2-4 недель

4) до одного месяца

5) до одного года

9. РАСЧЕТ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ ПО МЕТОДУ РАТСА ПРОВОДИТСЯ НА 1000 ДЕТЕЙ....

1) родившихся живыми за год

2)родившихся живыми и мертвыми

3) 2/3 от числа родившихся живыми в данном году + 1/3 от числа родившихся живыми в предыдущем году

4) умерших в возрасте до одного года

5) 1/3 родившихся живыми в данном году + 2/3 родившихся живыми в предыдущем году

10. В СТРУКТУРЕ ПРИЧИН МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 1-Е МЕСТО ЗАНИМАЮТ

1) болезни органов дыхания

2) врожденные аномалии развития

3) отдельные состояния перинатального периода

4) инфекционные и паразитарные болезни

5) несчастные случаи, травмы, отравления

11. СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ ДЕТЕЙ НА 1-М ГОДУ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ

1) интенсивным

2) экстенсивным

3) наглядным

4) стандартизованным

12. НОВОРОЖДЕННЫМ СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНОК....

1) только что родившийся

2) в возрасте 0-6 суток от рождения

3) в возрасте 2-6 недель от рождения

4) в возрасте 0-28 суток от рождения

5) первого года жизни

13. СМЕРТЬ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ ОТНОСИТСЯ К СМЕРТНОСТИ

1) ранней неонатальной

2) неонатальной

3) перинатальной

4) младенческой

5) постнеонатальной

14. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ - ЭТО СМЕРТНОСТЬ....

1) до рождения

2) с 22 недель беременности

3) с 28 недель беременности

4) с 28 недель беременности и во время родов и до 1 месяца

5) с 28 недель беременности, во время родов и в первую неделю жизни ребёнка

15. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА 1000....

1) родившихся живыми

2)родившихся мертвыми

3) родившихся живыми и мертвыми

4) детей умерших на первом году жизни

5) родившихся за последние 13 месяцев

16. МЕРТВОРОЖДЕННЫМИ СЧИТАЮТСЯ РОДИВШИЕСЯ МЕРТВЫМИ

1) с 22 недель беременности

2) с 28 недель беременности

3) с 28 недель беременности, массой тела более 1000 грамм

4) с 28 недель беременности, массой тела более 1000 грамм, длиной тела 35 см и более

5) с 28 недель беременности, массой тела более 1000 грамм,

длиной тела более 35 см, без признака живорождения

17. ПОКАЗАТЕЛЬ МЕРТВОРОЖДАЕМОСТИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА 1000 ДЕТЕЙ

1) родившихся живыми за последние 13 месяцев

2) родившихся живыми и мертвыми в данном году

3) родившихся мертвым в данном году

4) родившихся живыми

5) 2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся

живыми в предыдущем году

18. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ НА 1-М МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ

1) число детей, умерших на первом месяце жизни х 100

число детей, умерших в возрасте до одного года

2) число детей, умерших на 1м месяце жизни х 100

число детей, родившихся живыми

3) число детей, умерших на 1м месяце жизни в стационаре х 100

число детей, выписанных и умерших в стационаре

4) число умерших детей первого года жизни в данном месяце х 100

среднемесячное число детей, родившихся живыми за последние 13 месяцев

5) число детей, умерших в данном месяце______________ х 100

к среднему количеству родившихся живыми за 1 месяц

19. В СЛУЧАЕ СМЕРТИ РЕБЕНКА НА ПЯТЫЕ СУТКИ ЖИЗНИ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

1) "Медицинское свидетельство о смерти"

2) "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти"

3) "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти" и "Медицинское свидетельство о рождении"

4) "Медицинское свидетельство о смерти" и "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти".

20. ПОКАЗАТЕЛЬ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЙ МЕСЯЦ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ

1) число детей умерших на 1м месяце жизни х 1000

количество родившихся живыми за год

2) число детей умерших в данном месяце х 1000

к среднему количеству родившихся живыми за 1 мес.

3) число детей, умерших в данном месяце в возрасте до 1 года х 1000

к среднемесячному кол-ву родившихся живыми за последние 13 мес.

4) число детей умерших в данном месяце в возрасте до 1 года х 1000

число детей родившихся живыми в данном месяце

5) число детей умерших в данном месяце в возрасте до 1 года х 1000

число детей родившихся живыми и мертвыми в данном месяце

21. ОБОБЩАЮЩИМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) миграция

2) рождаемость

3) смертность

4) естественный прирост

5) средняя продолжительность жизни

22. КРИТЕРИЯМИ ЖИВОРОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) самостоятельного дыхания

2) сердцебиения

3) пульсации пуповины

4) мышечных сокращений

5) все перечисленное

23.ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА СМЕРТИ – ЭТО

1) основное заболевание, приведшее к летальному исходу

2) заболевание, непосредственно приведшее к смерти

3) ведущий синдром, явившийся непосредственной причиной смерти

24.ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ ПЛОДОВИТОСТИ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ

1) число живорожденных и численность женского населения.

2) число живорожденных и численность женщин фертильного возраста

3) число живорожденных и среднегодовую численность населения

25. ВОСПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЯВЛЯЕТСЯ

1) простым

2) суженным

3) расширенным

26.КАКАЯ СУЩЕСТВУЕТ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЕМ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ И ВОЗРАСТОМ МАТЕРИ В МОМЕНТ РОДОВ

1) не существует

2) существует, он выше в группе женщин моложе 18 лет и старше 35 лет

3) существует, чем ниже возраст, тем выше показатель

27.Показатель младенческой смертности рассчитывается

1) в процентах

2) на 1000 родившихся живыми

3) на 10000 родившихся

28.Тип возрастной структуры населения России:

1) стационарный

2) регрессивный

3) прогрессивный

Литература

Основная

1.Общественное здоровье и здравоохранение : учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ, 2009. – 655 с.

2.Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М. : МИА, 2009. – 464 с.

3.Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html

Дополнительная

1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

Информационный блок

ДЕМОГРАФИЯ (от греч. demos – народ, grapho – писание) – наука о населении в его общественном развитии. На основе оценки влияния социальных, экономических, а также биологических и географических факторов демография исследует закономерности явления и процессов, происходящих в структуре, размещении и динамике народонаселения.

Демография делится на 2 раздела: статика населения и динамика населения.

СТАТИКА НАСЕЛЕНИЯ включает на определенный момент времени численность и состав населения по возрасту, полу, социальному положению, профессии, родному языку, национальности, месту жительства, уровню образования и т.д.

ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ – это изменение количества населения во времени. Она включает:

1) механическое движение (миграция) населения.

2) естественное движение населения – изменение численности и состава населения в результате рождаемости и смертности. В систему показателей включают также браки и разводы (расторжение браков) и т. д. Данные статистики естественного движения населения используются для изучения процессов воспроизводства населения (процесс смены поколений людей вследствие их рождения и смерти), разработки мероприятий по улучшению здравоохранения и расчётов численности населения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

Методика изучения демографических показателей.

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.02 - Педиатрия

Курс – 4

Семестр – 7

Количество часов – 4

Уфа

Тема:«Методика изучения демографических показателей» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 05.07.2013г., актуализированной в 2016г.

Рецензенты:

1. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Павлова М.Ю.

2. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Киреева Э.Ф.

Автор:

Зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО

Шарафутдинова Н.Х.

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06.2016.

1. Тема и ее актуальность:Методика изучения демографических показателей.

К индикаторам общественного здоровья относятся медико-демографические показатели, которые в нашей стране характеризуются неблагоприятной тенденцией, требующие к себе пристального внимания всех министерств и ведомств и Правительства. Все это нашло отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»,утвержденной Указом президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.

Демографические показатели широко используются для целей планирования здравоохранения и оценки качества работы медицинских организаций. Они интересуют медицинских работников, прежде всего, с позиций характеристики здоровья населения в связи с проводимыми или планируемыми социальными и медицинскими мероприятиями. Кроме того, данные о демографии необходимы для планомерной и успешной деятельности органов здравоохранения и медицинских организаций, для планирования оздоровительных мероприятий, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений и подготовки медицинских кадров.

  1. Учебная цель: научить анализировать и оценивать медико-демографические показатели.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен:

знать:

- определение медицинской демографии, методов ее изучения, основные показатели, их значение и применение;

- методику вычисления и оценки общих и специальных показателей естественного движения населения;

- методику вычисления и оценки младенческой, ранней неонатальной, неонатальной и перинатальной смертности;

- источники медико-демографической информации и роль врачей в ее изучении и анализе, основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.

уметь:

- рассчитывать общие и специальные демографические показатели;

- оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;

- использовать полученную информацию при анализе показателей здоровья населения, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи.

Владеть и уметь:методами анализа и оценки демографических показателей,знаниями о типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях, методикой поиска научно-медицинской информации (ПК-4)

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Лекции, методические указания, литература основная и дополнительная

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 6 академических часов

6. Оснащение: методические указания, таблицы, схемы, вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: решение студентами индивидуальных наборов тестовых заданий по теме:

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Типовые задачи.

7.2. Совместно с преподавателем в группе разбираются узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

7.3 Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)

7.4. Контроль освоения темы занятия осуществляется решением тестовых заданий (тесты прилагаются)

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов работа с основной и дополнительной литературой.

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ демографических показателей городов и районов Республики Башкортостан.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ – ЭТО

1) наука о социологии здоровья

2) система лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья

3) наука о социальных проблемах медицины

4) наука о закономерностях здоровья

5) система социально-экономических мероприятий по охране здоровья

2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – ЭТО

1) наука о социологии здоровья

2) система лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья

3) наука о социальных проблемах медицины

4) наука о закономерностях здоровья

5) система социально-экономических мероприятий по охране здоровья

3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1) узкоспециализированной медицинской помощи

2) стационарной медицинской помощи

3) врача общей практики [семейного врача]

4) первичная медико-санитарная помощь

5) доступность высокотехнологичной медицинской помощи

4. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

1) здоровье индивидуума

2) здоровье населения и факторы, влияющие на него

3) эпидемиология заболеваний

4) здоровье работающего населения

5) экономика здравоохранения

5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ

1) условия жизни

2) условия жизни и труда

3) условия жизни, труда, социальная защищенность

4) условия жизни, труда, социальная защищенность, доступность медицинской помощи

5) условия жизни, труда, социальная защищенность, доступность медицинской помощи, социально- экономическое положение государства

6. ОСНОВНЫМИ ГРУППАМИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЮТСЯ

1) показатели заболеваемости

2) показатели инвалидности

3) показатели физического развития

4) демографические показатели

5) летальность

7. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ

1) исторический

2) статистический

3) этнический

4) экономический

5) социологический

8. САНОЛОГИЯ - ЭТО

1) наука о здоровье здоровых

2) наука о здоровье больных

3) наука о здоровье группы риска

9. ВАЛЕОЛОГИЯ - ЭТО

1) наука об общественном здоровье

2) наука об индивидуальном здоровье

3) наука о здоровье здоровых и влияние на него образа жизни

10. МЕДИЦИНСКАЯ (САНИТАРНАЯ) СТАТИСТИКА ЭТО:

1) отрасль статистики, изучающую вопросы заболеваемости

2) совокупность статистических методов для изучения заболеваемости населения

3) отрасль статистики, изучающую вопросы, связанные с медициной, гигиеной, санитарией и здравоохранением

4) экстраполяцию и прогнозирование

5) анализ деятельности ЛПУ

11. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) здоровье населения

2) данные о сети, деятельности, кадрах учреждений здравоохранения

3) достоверность результатов клинических и экспериментальных исследований

4) народонаселение

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ДЕМОГРАФИЯ - ЭТО НАУКА О

1) населении

2) населении в его общественном развитии

3) населении в его общественном развитии и о его заболеваемости

4) количественных сторонах массовых общественных явлений

5) взаимосвязи количественных и качественных особенностей общественных явлений

2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЕНИЙ:

1) смертности, рождаемости

2) естественного прироста, миграции

3) рождаемости, миграции, брачности и разводов

4) смертности, миграции, брачности и разводов

5) смертности, рождаемости, брачности и разводимости

3. ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЩЕЙ СМЕРТНОСТИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА

1) родившихся живыми

2) население

3) выбывших из стационара

4) население данного возраста

5) среднегодовую численность населения

4. КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ, СМЕРТНОСТИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ

1) интенсивным

2) экстенсивным

3) соотношения

4) наглядности

5) стандартизованным

5. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ - ЭТО

1) средний возраст умерших

2) средний возраст живущих на данной территории

3) среднее число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся, если повозрастные показатели смертности останутся на данном уровне

4) средний возраст живших на данной территории

5) среднее число лет, которое прожило предыдущее поколение

6. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ МУЖЧИН В СТРАНЕ:

1) 61 лет

2) 65 лет

3) 69 лет

4) 71 лет

5) 79 лет

7. МАТЕРИНСКАЯ СМЕРТНОСТЬ - ЭТО СМЕРТНОСТЬ....

1) женщин

2) женщин фертильного возраста

3) женщин, родивших в данном году

4) женщин в связи с беременностью, родами и от осложнений после родов в течение 42 дней

5) женщин, умерших в данном году

8. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ - ЭТО СМЕРТНОСТЬ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ....

1) одних суток

2) одной недели

3) 2-4 недель

4) до одного месяца

5) до одного года

9. РАСЧЕТ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ ПО МЕТОДУ РАТСА ПРОВОДИТСЯ НА 1000 ДЕТЕЙ....

1) родившихся живыми за год

2)родившихся живыми и мертвыми

3) 2/3 от числа родившихся живыми в данном году + 1/3 от числа родившихся живыми в предыдущем году

4) умерших в возрасте до одного года

5) 1/3 родившихся живыми в данном году + 2/3 родившихся живыми в предыдущем году

10. В СТРУКТУРЕ ПРИЧИН МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 1-Е МЕСТО ЗАНИМАЮТ

1) болезни органов дыхания

2) врожденные аномалии развития

3) отдельные состояния перинатального периода

4) инфекционные и паразитарные болезни

5) несчастные случаи, травмы, отравления

11. СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ ДЕТЕЙ НА 1-М ГОДУ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ

1) интенсивным

2) экстенсивным

3) наглядным

4) стандартизованным

12. НОВОРОЖДЕННЫМ СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНОК....

1) только что родившийся

2) в возрасте 0-6 суток от рождения

3) в возрасте 2-6 недель от рождения

4) в возрасте 0-28 суток от рождения

5) первого года жизни

13. СМЕРТЬ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ ОТНОСИТСЯ К СМЕРТНОСТИ

1) ранней неонатальной

2) неонатальной

3) перинатальной

4) младенческой

5) постнеонатальной

14. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ - ЭТО СМЕРТНОСТЬ....

1) до рождения

2) с 22 недель беременности

3) с 28 недель беременности

4) с 28 недель беременности и во время родов и до 1 месяца

5) с 28 недель беременности, во время родов и в первую неделю жизни ребёнка

15. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НА 1000....

1) родившихся живыми

2)родившихся мертвыми

3) родившихся живыми и мертвыми

4) детей умерших на первом году жизни

5) родившихся за последние 13 месяцев

16. МЕРТВОРОЖДЕННЫМИ СЧИТАЮТСЯ РОДИВШИЕСЯ МЕРТВЫМИ

1) с 22 недель беременности

2) с 28 недель беременности

3) с 28 недель беременности, массой тела более 1000 грамм

4) с 28 недель беременности, массой тела более 1000 грамм, длиной тела 35 см и более

5) с 28 недель беременности, массой тела более 1000 грамм,

длиной тела более 35 см, без признака живорождения

17. ПОКАЗАТЕЛЬ МЕРТВОРОЖДАЕМОСТИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА 1000 ДЕТЕЙ

1) родившихся живыми за последние 13 месяцев

2) родившихся живыми и мертвыми в данном году

3) родившихся мертвым в данном году

4) родившихся живыми

5) 2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся

живыми в предыдущем году

18. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ НА 1-М МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ

1) число детей, умерших на первом месяце жизни х 100

число детей, умерших в возрасте до одного года

2) число детей, умерших на 1м месяце жизни х 100

число детей, родившихся живыми

3) число детей, умерших на 1м месяце жизни в стационаре х 100

число детей, выписанных и умерших в стационаре

4) число умерших детей первого года жизни в данном месяце х 100

среднемесячное число детей, родившихся живыми за последние 13 месяцев

5) число детей, умерших в данном месяце______________ х 100

к среднему количеству родившихся живыми за 1 месяц

19. В СЛУЧАЕ СМЕРТИ РЕБЕНКА НА ПЯТЫЕ СУТКИ ЖИЗНИ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

1) "Медицинское свидетельство о смерти"

2) "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти"

3) "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти" и "Медицинское свидетельство о рождении"

4) "Медицинское свидетельство о смерти" и "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти".

20. ПОКАЗАТЕЛЬ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЙ МЕСЯЦ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ

1) число детей умерших на 1м месяце жизни х 1000

количество родившихся живыми за год

2) число детей умерших в данном месяце х 1000

к среднему количеству родившихся живыми за 1 мес.

3) число детей, умерших в данном месяце в возрасте до 1 года х 1000

к среднемесячному кол-ву родившихся живыми за последние 13 мес.

4) число детей умерших в данном месяце в возрасте до 1 года х 1000

число детей родившихся живыми в данном месяце

5) число детей умерших в данном месяце в возрасте до 1 года х 1000

число детей родившихся живыми и мертвыми в данном месяце

21. ОБОБЩАЮЩИМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) миграция

2) рождаемость

3) смертность

4) естественный прирост

5) средняя продолжительность жизни

22. КРИТЕРИЯМИ ЖИВОРОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) самостоятельного дыхания

2) сердцебиения

3) пульсации пуповины

4) мышечных сокращений

5) все перечисленное

23.ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА СМЕРТИ – ЭТО

1) основное заболевание, приведшее к летальному исходу

2) заболевание, непосредственно приведшее к смерти

3) ведущий синдром, явившийся непосредственной причиной смерти

24.ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ ПЛОДОВИТОСТИ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ

1) число живорожденных и численность женского населения.

2) число живорожденных и численность женщин фертильного возраста

3) число живорожденных и среднегодовую численность населения

25. ВОСПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЯВЛЯЕТСЯ

1) простым

2) суженным

3) расширенным

26.КАКАЯ СУЩЕСТВУЕТ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЕМ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ И ВОЗРАСТОМ МАТЕРИ В МОМЕНТ РОДОВ

1) не существует

2) существует, он выше в группе женщин моложе 18 лет и старше 35 лет

3) существует, чем ниже возраст, тем выше п

Наши рекомендации