Анализ фонда заработной платы и среднемесячной зарплаты работников дистанции пути.
При анализе фонда заработной платы (ФЗП) и среднемесячной зарплаты (ЗП) работников дистанции пути выявляют абсолютное (в рублях) и относительное (в %) изменение этих показателей за 2001 год в сравнении с планом и предыдущими годами.
Рассмотрим выполнение этих показателей по итогам за 2001 год. Анализ представлен в таблице 9.
Таблица 9.
Анализ выполнения плана по трудовым показателям в дистанции пути в 2001 году.
показатели | Ед.изм. | план | отчет | % выполн.плана |
1.1. Среднемесячная ЗП по эксплуатации | руб. | 96,4 | ||
1.2. Среднемесячная ЗП по кап.ремонту | руб. | 99,0 | ||
2.1. Фонд оплаты труда по экскплуатации | Тыс. руб. | 15195,5 | 96,4 | |
2.2 Фонд оплаты труда по кап.ремонту | Тыс. руб. | 99,0 |
По итогам 2001 года, как видно из таблицы 9, среднемесячная зарплата в эксплуатации и на капремонте оказалась ниже запланированного уровня и составила в эксплуатации 4382 руб. против 4547руб. по плану и на капремонте 4364 руб. против 4408 руб..
В дипломном проекте был выполнен анализ динамики среднемесячной зарплаты и фонда оплаты труда за 1999-2001 годы в разрезе ведущих профессий работников эксплуатационного штата и на капремонте (см. табл. 10).
Отобразим динамику среднемесячной зарплаты по категориям работников на графике (см. рис.8).
Как показал анализ, фонд заработной платы работников эксплуатационного штата вырос за период 1999-2001 годы на 56,9% и к уровню 2000 на 5,6%, в то время как среднемесячная зарплата в эксплуатации за этот же период увеличилась на 81,8% и на 21,7% соответственно, что объясняется уменьшением численности эксплуатационного контингента.
Таблица 10.
Динамика среднемесячной зарплаты и фонда оплаты труда за 1999-2001 годы.
показатели | 1999 г. | 2000г. | 2001г. | Изменение к уровню | |||||||||
контингент, чел. | ФЗП, тыс.руб | , руб | контингент, чел. | ФЗП, тыс.руб | , руб | контингент, чел. | ФЗП, тыс.руб | , руб | 1999 г. | 2000г. | |||
ФЗП (%) | (%) | ФЗП (%) | (%) | ||||||||||
1.Эксплуатация: в т.ч. | +5508 (156,9) | +1972 (181,8) | +810 (105,6) | +782 (121,7) | |||||||||
- монтеры пути | +3183 (160,3) | +1948 (121,3) | +2366 (138,7) | +1500 (158,7) | |||||||||
- бригадиры пути | +1065 (181,5) | +2611 (181,6) | +727 (144,2) | +1783 (144,3) | |||||||||
- дорожные мастера | +409 (188,0) | +3409 (188,0) | +285 (148,4) | +2375 (148,4) | |||||||||
- обходчики пути | +228 (136,1) | +1595 (188,0) | -58 (93,7) | +942 (138,2) | |||||||||
-операторы деф. тел. | +370 (166,0) | +1649 (174,0) | +83 (109,8) | +1158 (142,6) | |||||||||
2.Кап.ремонт | +2198 (267,7) | +1489 (151,8) | +1226 (153,7) | +1566 (156,0) | |||||||||
Всего по дистанции | +7706 (170,1) | +1921 (178,2) | +2036 (112,2) | +914 (126,4) |
Рис.8 Динамика среднемесячной зарплаты по категориям работников.
В то же время рост фонда заработной платы работников занятых на капремонте в период 1999-2001 годы увеличился на 167,7 % и к уровню 2000 на 53,7%, а среднемесячная зарплата за тот же период увеличилась на 51,8% и на 56.0%. Отличия в росте фонда заработной платы и среднемесячной зарплаты объясняются увеличением численности контингента работников, занятых на капремонте.
В целом по дистанции пути фонд заработной платы работников вырос за период 1999-2001 годов на 70,1% и к уровню 2000 года на 12,2%, при этом среднемесячная зарплата в целом по дистанции пути за этот же период увеличилась на 78,2% и на 26,4%. Рост фонда заработной платы объясняется индексацией заработной платы, а рост среднемесячной зарплаты зависит также еще и от уменьшения численности работников дистанции.
Выполним факторный анализ фонда заработной платы по эксплуатации в 2001 году в сравнении с 2000 годом. Для факторного анализа используем метод разниц:
,
15196 тыс. руб,
14386 тыс. руб.;
Как показал факторный анализ, экономия фонда заработной платы произошла за счет значительного уменьшения эксплуатационной численности работников и небольшого роста среднемесячной зарплаты.