Анализ производительность труда работников дистанции пути.
Производительность труда измеряется либо количеством продукции, произведенной работником в единицу времени, т.е. выработкой, или затратами рабочего времени на производство единицы продукции, т.е. трудоемкости. Существуют три метода определения производительности труда: натуральный, стоимостной и трудовой.
При натуральном методе производительность труда (выработку) определяют за определенный период натуральными показателями: штуками, тоннами, метрами, километрами и т.д. Метод прост, точен, но он применим в основном при производстве одного вида продукции. Разновидностью этого метода является условно-натуральный метод. При нем продукция разных видов с помощью коэффициентов приводится к одному виду. Этот метод используется для определения выработки в целом на железнодорожном транспорте, для отделений дорог и для большинства предприятий железных дорог.
При стоимостном методе производительность труда (выработка) измеряется в денежном выражении по суммарной стоимости общего объема продукции или выполненных работ. Этот метод применяют в строительно-монтажных организациях, дистанциях гражданских сооружений.
При трудовом методе производительность труда (выработка) измеряется затратами труда (нормо-часы, чел.-дни и т.д.), приходящимися на единицу продукции или на объект обслуживания. Этим методом пользуются, например, для определения производительности труда в дистанциях защитных лесонасаждений, путевых бригад, на заводах по ремонту путевых машин.
В дистанции пути производительность труда (ПТ) определяется натуральным методом по формуле:
ПТ = S Plбр / ЧРэ , ткм брутто/чел,
где SPlбр – пропущенный тоннаж тонно-км брутто,
ЧРэ – списочная численность эксплуатационного штата (на перевозках), чел.
В дипломном проекте выполнен анализ производительности труда работников дистанции пути за 1999 – 2001 года.
Динамика производительности труда работников дистанции пути показана в таблице 8.
Как показал анализ, в дистанции пути происходит рост производительности труда работников, так рост в 2001 году по сравнению с 1999 годом составил 23,6%, а с 2000 годом - 12,5%. Рост производительности труда произошел из-за того что уменьшился эксплуатационный контингент (соответственно составил 86,3% к 1999 году и на 86,8% к 2000 году) и возрос объем перевозок (на 6,6% к 1999 году).
Также дистанция пути перевыполнила план по производительности труда в 2001 году на 0.9%, при этом выполнив план по эксплуатационному контингенту на 100%.
Таблица 8.
Динамика производительности труда работников дистанции пути.
показатели | 1999г | 2000г | 2001 г. | % выполнения плана | |
план | факт | ||||
1. Объем перевозок тн-км брутто, млн.тн-км | 4728,0 | 5162,3 | 4999,0 | 5041,7 | 100,9 |
В % к 1999 году | 109,2 | - | 106,6 | - | |
В % к предыдущему году | - | 109,2 | - | 97,7 | - |
2. Контингент эксплуата- ционный, чел. | |||||
В % к 1999 году | 99,4 | - | 86,3 | - | |
В % к предыдущему году | - | 99,4 | - | 86,8 | - |
3. Производительность труда, тыс.тн-км | 100,9 | ||||
В % к 1999 году | 109,8 | - | 123,6 | - | |
В % к предыдущему году | - | 109,8 | - | 112,5 | - |
Рис. 7 Динамика производительности труда работников дистанции пути.
Выполним факторный анализ изменения производительности труда работников дистанции пути в 2001 году по сравнению с 2000-м годом
Для этого определим:
1. ,
где - соответственно независящий и зависящий от объемов работы контингент работников дистанции пути.
333 – 256 = 77,
2. Произведем корректировку на фактический объем перевозок:
,
где - индекс роста тн-км брутто:
= ;
=77 + 256*0,977 = 327,
3.Опредилим показатели:
,
,
,
Определим изменение ПТ( ) в зависимости от объема перевозок и качественных показателей:
Проверка: