Как от теории перейти к осуществлению, а потом и к высшим идеалам
Пока СССР может кое-что осуществить. Надо бы начать со школы. Или ещё вернее с жизни, похожей на школу. Найти наиболее восприимчивых учеников всякого возраста, хоть от 10 до 100 лет – искренних, стремящихся к доброму. Можно применить наглядный метод: учитель и ученики образуют коммуну, сельское общество и теорию применяют к делу. Потом, когда наберётся достаточно сельских обществ, устраивают волостное общество и т. д. Сотню, другую, можно обучить в несколько месяцев. Ну, положим, в 2 месяца. Их послать в провинцию делать то же. Через 4 месяца получится 10.000 понимающих, через 6 месяцев – миллион, через 8 месяцев – 100 миллионов.
Всё возможно, если добровольно и искрено ведётся учение. Каждый ученик (и в тоже время учитель), чтобы не сбиться с истины и не уклоняться в сторону, может для своего руководства получить книгу с подробным изложением примерного общественного устройства.
Первое время нельзя в больших массах перемещать людей. Большинство оснуются на своих местах, в своих деревнях, хуторах и городах. Россия будет самостоятельным царством социализма, окружённым немного враждебным человечеством. Но это сначала. Когда оно увидит хорошие плоды, отсутствие насилия, общее счастье и беззаботность, то само понемногу, будет устраивать у себя подобное и скоро сольётся со здоровым ядром человечества.
Если принять население республики в 100 миллионов и 5 разрядов обществ, то в каждом окажется по 251 человеку, при отборе по 20 из каждого общества.
Вот таблица населения и площадей сел, волостей, уездов и губерний, или округов.
Пять разрядов. Отбор – 20 человек. В стране 100 миллионов жителей. На каждого 0,1 кв. километра, или 10 гектаров (десятин). Видно, что губерния по площади и населению составляет одну двадцать пятую часть (или 4 %) всей области и населения. Также уезд составляет 4 % губернии, волость 4 % уезда и т. д. В стране 25 губерний, в губернии 25 уездов и т. д.
Размер страны, если вообразить её в виде квадрата, имеет в стране более 3 тысяч вёрст, губерния более 600, уезд – 126 километров, волость ь– 25, село – 5 километров. Вообще отношение размеров равно пяти. Деревни и села в 200–300 жителей будут отбирать 20 человек. Выселки в 100, в 50 и менее человек могут соединиться в один посёлок. Но это не удобно, вследствие разделяющего их расстояния. Поэтому, до их реального соединения в одну деревню, посёлок может отбирать число лучших, пропорциональное численности своего населения.
Именно, по таблице:
Например, посёлок в 50 человек выбирает 2 женщин и 2 мужчин, всего 4 человека. Половина останется для управления, половина отправится жить в волостной посёлок. При 25 человек населения, избирается двое; один остаётся временно, как председатель – мужчина или женщина, – а другой отправляется в центр волости.
Отрубников и посёлков с населением менее 25 человек найдётся немного. Со временем таковые, при желании, сольются в одно селение, и будут посылать своих 10 депутатов в волость. Не желающие должны жить изолированно под надзором ближайших сельских обществ.
Проще обстоит дело с большими селениями, например в 1000 жителей. Такое местечко делится на 4 квартала, по 250 человек в каждом. Квартал управляется, как изолированное полями селение. Разумеется, и ему бы выгоднее для обработки земли расселится на 4 особых деревни, но на практике это может произойти только со временем.
Города составляют ненормальные селения, так как жители лишены благодетельных земледельческих работ и находятся на неудобном расстоянии от полей и лесов. И им бы надо рассосаться на небольшие посёлки, вроде деревень. Но и это в жизни не легко осуществить. Все же города должны разделиться на кварталы по 250 человек, приблизительно, в каждом.
Города придётся занять пока ремёслами. Маленькие города – ремёслами, не требующими сложных и других машин и приспособлений. Но чем больше город, тем более сложные работы он может исполнять, тем более сложные орудия и машины будет употреблять.
Связь между жителями тут будет двух сортов: экономическая (или техническая), чего требует производство, которое нуждается в стольких членах, сколько надо заводу (например, 1000 и более), – и связь нравственная, для взаимного изучения и отбора лучших. Она, приблизительно, требует 250 членов.
Итак, города временно заменят фабрики, заводы, мастерские, которые неизбежны и в идеальном государстве. Но горожане или фабричные живут не вечно в своём городе, а примерно год. Их заменяют свежие деревенские силы. Горожане же уходят в деревню. Фабричная повинность временна, как и всякая.
Теперь опять обратимся к сёлам. Из каждого посёлка в 251 человек отбирается 20 человек, что составляет 8 % всего его населения. 10 человек или 4 % остаётся для управления. Они составляют совет, который решает все дела посёлка, не входя из пределов основных и сельских законов. Остальные 10 отправляются в волость. Через равные промежутки времени эти избранные чередуются своими обязанностями. Так что управлявшие удаляются в волость, а люди из волости уходят для управления в деревню.
Также и в городах. Только волость, если город велик, может находиться в самом городе, т. е. очень близко.
У малых сел только 2 выборных, т. е. один управитель. Но и этим упрощённым управлением, на первое время, приходится довольствоваться.
Что же, в сущности, составляет волостной центр или посёлок? Сходятся в него 4 % населения, а если считать неизбранных супругов и детей, то и больше. Поселяются основательно. Живут, как жили в деревне с земляками. Работают и управляются. Цель этого учреждения: отбор лучших, их взаимное сближение и изучение, – для того, чтобы выбрать из себя ещё более лучших, т. е. дать начало обществам 3-го порядка. Цель ещё в том, чтобы объединить все силы волости примером более совершенной жизни, взаимною помощью, научением, приобрести лучшие свойства, возвысить ум, знание, нравственность, также– отдохнуть в высшем обществе.
Из этого видно, что волостной посёлок должен объединяться основательно, жить по возможности в одном здании, часто собираться для собраний, чтобы каждый был у всех на виду, чтобы не ошибиться при отборе депутатов для своего управления и составления высшего общества.
Но работать они должны, как все, если остаётся свободное время. Так, если из 8 часов обязательного труда остаётся свободным от управления 3, то эти часы посвящаются обычному физическому или другого рода общественному труду.
Из деревень в волость попадают большею частью земледельцы и тогда их посёлок окружён землю, как деревня. Из городов идут мастера, и они могут составить фабричный центр в городе же или особо.
Впрочем и деревня должна быть наравне с городом по отбыванию фабричной повинности. (Не забудем, что все добровольно. Тяжёлые повинности облегчаются уменьшением числа рабочих часов).
4 % или двадцать пятая часть всего населения может иметь, при своих физических и нравственных преимуществах, более совершенные орудия и общее жилище. С помощью лучших орудий они скорее обработают свои земли или исполнят такую то массу, например, обуви или одежд. Поэтому у них меньше будет обязательных часов общественного физического труда, для общения взаимного возвышения техникою, искусствами и науками. Объединяют же волость (т. е. со всеми сёлами) избранные сюда члены так: они доставляют своими записками и беседами материал для избранных представителей волостного посёлка, которые соединяют этот материал, как отчёт о волости.
Осуществим ли нормальный волостной центр, по силам ли он стране? Если волостной центр, как большею частью будет в России, вне города, среди полей, то для него должна быть отведена земля в 2500 десятин. Где взять её? Иногда она есть, а иногда придётся взять у крестьян. Их нужно за неё щедро ублаготворить с помощью населения волости, которое потеряет на выборных 4 % населения и, стало быть, столько же приобретает земли. Значит, волость ничего не теряет. Придётся, в сущности, только выселить из избранной местности 4 % крестьян волости и расселить их по ней, т. е. по деревням хоть равномерно. Они займут земли и хозяйства поселившихся в волостном центре. Не приятно переселятся и оставлять земляков, но с одной стороны переселение, по таблице, не больше, чем за 12 вёрст, в среднем, за 6, с другой – переселяются всей семьёй и к людям известным, часто очень близким. Конечно, неизбежны потери и неприятности, но небольшие, и села легко их могут вознаградить. На 25 человек переселяется всего один. Если потеря от переселения составит 10 %, то на душу придётся налог в 0,4 % имущественного состояния. Да и какая потеря при переносе в среднем за 6 вёрст.
Каково положение избранных в новом посёлке? Им отдана деревня, приблизительно, с бывшим населением в 250 человек. Следовательно, они там найдут место и хозяйственную обстановку. Но так как это лучшие, более трудолюбивые, искусные и общежительные люди, то они заживут припеваючи. Вот только не будет хватать общежития. Но с одной стороны их добрые свойства, с другой – помощь волости (где население в 25 раз больше, чем в волостном центре), легко одолеют и это затруднение. 250 человек, ещё не прихотливых, не избалованных, могут сначала довольствоваться одним зданием для собраний. А для этого может служить иногда готовое здание. И сооружать его вновь не дорого. Собираться могут, выключая больных, детей и не желающих, не более 100–150 человек. Значит, нужна площадь 10–12 метров длены и ширины, т. е. в 5–6 сажен. Грош этого стоит, только нужна хорошая вентиляция, много свету и высокие потолки. Общежитие труднее уладить, но ведь оно будет очень выгодно, удобно и может прослужить сотни лет. В городах, т. е. местах промышленного производства, найдётся много зданий для общежития и, в особенности, для собрания во 100 человек. Все же нужно стремиться к устройству специально приспособленных общежитий.
Так как это сначала только опыты, притом очень не многочисленные, то не может ли вся Россия их поддержать материально и обставить хорошо. Для целой страны это окажется совсем легко. Когда же дело расширится, то оно само будет окупать себя, давая бесчисленные добрые плоды. Зал должен служить и аудиториею, и школой для людей всякого возраста и пола. Поэтому он должен быть приспособлен к тому, чтобы все хорошо видеть и слышать. В нем должно быть помещение для картин и разных приборов. Одно здание может служить одновременно для разных аудиторий. Сельские общества имеют простейшие аудитории, высшие – сложные.