Объяснение значений пословиц
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Бывает, что и курица петухом поет»; «Дожидаясь гуся, не упусти утку», «Цыплят по осени считают».
2.Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов сравнений о домашних птицах с опорой на карточки и картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять загадки, рассказы-описания и рассказы-сравнения о домашних птицах по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 20, задание 6; с. 22). Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 31. «Птицы рядом с нами»
Цель: Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей).
Задачи:
—- активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
— учить пониманию значений многозначных слов;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме множественного числа;
— учить детей составлять рассказы о птицах по представлению (из личного опыта);
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями зимующих и домашних птиц, специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть зимующих птиц и их признаки. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Шустрый воробей. Серая ворона. |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет зимующую птицу и признак, например: «Серые воробьи», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок повит мяч, называет эту птицу и признак ласково: «Серенькие воробышки», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями домашних птиц, одна — с изображением зимующей птицы.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
П. Основная часть занятия
Объяснение значений многозначных слов.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов перо, клевать, голубка.
2.Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). Логопед. Вы уже много знаете о различных птицах. Сегодня мы будем составлять рассказ о зимующих птицах по представлению. Рассмотрите внимательно картинки, с изображениями зимующих птиц и ответьте на вопросы.
— Почему этих птиц назвали зимующими?
— Чем питаются зимующие птицы?
— Где зимой можно увидеть зимующих птиц?
— Почему птицам зимой нужна помощь человека?
— Как мы можем помочь зимой птицам?
—
А теперь нам нужно составить рассказ о зимующих птицах. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому давайте обсудим план нашего рассказа.
Устный план рассказа
1. Сначала нужно перечислить по картинкам птиц и сказать, к какой группе относятся эти птицы.
2. Затем нужно рассказать об особенностях жизни зимующих птиц.
3. После этого каждый из вас выберет изображение любой птички и расскажет о ее внешнем виде и повадках.
4. Закончить нужно, рассказав о том, как люди могут помочь птицам зимой.
Логопед. Напоминаю, что за каждое составленное предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если вы сможете составить полное «красивое» предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу, то получите еще и призовую красную фишку.
Дети по очереди составляют предложения, придерживаясь пунктов плана. Логопед следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет лучших знатоков зимующих птиц и лучших рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 32. «Что мы знаем о птицах?»
Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
— учить детей пониманию значения пословицы;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения птиц, с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Какая птица!» | Игра с мячом. Дети стоят по кругу, логопед в центре. Логопед предлагает детям поочередно ловить мяч и определять, зимующую он птицу назовет или перелетную. Например: «Серая ворона». Ребенок ловит мяч, дает ответ: «Серая ворона — зимующая птица», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«Посчитай» | Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями зимующих птиц и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На кормушку прилетели одна синичка и два воробья». |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями зимующих птиц, одна 1— с изображением домашней птицы.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия