Объяснение значений пословиц

Логопед объясняет детям значения пословиц: «Бывает, что и курица петухом поет»; «Дожидаясь гуся, не упусти утку», «Цыплят по осени считают».

2.Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов сравнений о домашних птицах с опорой на карточки и картинный план.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять загадки, рассказы-описания и рассказы-сравнения о домашних птицах по опорному картинному плану.

Работа в альбомах (альбом 2, с. 20, задание 6; с. 22). Составление двух-четырех рассказов.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 31. «Птицы рядом с нами»

Цель: Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей).

Задачи:

—- активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;

— учить пониманию значений многозначных слов;

— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме множественного числа;

— учить детей составлять рассказы о птицах по представлению (из личного опыта);

— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

Оборудование: картинки с изображениями зимующих и домашних птиц, специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Вспомни и назови» Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть зимующих птиц и их признаки. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Шустрый воробей. Серая ворона.
«Назови ласково» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет зимующую птицу и признак, например: «Серые воробьи», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок повит мяч, называет эту птицу и признак ласково: «Серенькие воробышки», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями домашних птиц, одна — с изображением зимующей птицы.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

П. Основная часть занятия

Объяснение значений многозначных слов.

Логопед объясняет детям значения многозначных слов перо, клевать, голубка.

2.Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). Логопед. Вы уже много знаете о различных птицах. Сегодня мы будем составлять рассказ о зимующих птицах по представлению. Рассмотрите внимательно картинки, с изображениями зимующих птиц и ответьте на вопросы.

— Почему этих птиц назвали зимующими?

— Чем питаются зимующие птицы?

— Где зимой можно увидеть зимующих птиц?

— Почему птицам зимой нужна помощь человека?

— Как мы можем помочь зимой птицам?

А теперь нам нужно составить рассказ о зимующих птицах. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому давайте обсудим план нашего рассказа.

Устный план рассказа

1. Сначала нужно перечислить по картинкам птиц и сказать, к какой группе относятся эти птицы.

2. Затем нужно рассказать об особенностях жизни зимующих птиц.

3. После этого каждый из вас выберет изображение любой птички и расскажет о ее внешнем виде и повадках.

4. Закончить нужно, рассказав о том, как люди могут помочь птицам зимой.

Логопед. Напоминаю, что за каждое составленное предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если вы сможете составить полное «красивое» предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу, то получите еще и призовую красную фишку.

Дети по очереди составляют предложения, придерживаясь пунктов плана. Логопед следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет лучших знатоков зимующих птиц и лучших рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 32. «Что мы знаем о птицах?»

Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;

— учить детей пониманию значения пословицы;

— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения птиц, с опорой на картинный план;

— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

Оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Какая птица!» Игра с мячом. Дети стоят по кругу, логопед в центре. Логопед предлагает детям поочередно ловить мяч и определять, зимующую он птицу назовет или перелетную. Например: «Серая ворона». Ребенок ловит мяч, дает ответ: «Серая ворона — зимующая птица», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Посчитай» Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями зимующих птиц и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На кормушку прилетели одна синичка и два воробья».
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями зимующих птиц, одна 1— с изображением домашней птицы.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Наши рекомендации