V. Работа над новым материалом. 1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок и выражения
1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок и выражения, записанные на с. 73 учебника (часть 1, «Н»).
– Что заметили?
– Кто из вас догадался, как можно проверить результат действия вычитания?
– Результат действия вычитания можно проверить сложением. Для того чтобы выполнить проверку, надо к значению разности прибавить вычитаемое. Если в результате сложения получается уменьшаемое, значит, вычитание выполнено верно.
– Прочитайте правила, написанные в учебнике (с. 73 учебника, часть 1).
– Вы были правы?
2. Для формирования навыка выполнения проверки учащиеся выполняют задание 1 (с. 73 учебника, часть 1) с устным объяснением, а затем фронтально задание 2 (с. 73 учебника, часть 1). (Один ученик выполняет задание на доске.)
VI. Развитие навыков счёта.
С этой целью можно предложить ученикам задание 3 (с. 73 учебника, часть 1). Учащиеся выполняют задание с комментированием. При выполнении дети повторяют понятия «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
VII. Задания на развитие мышления, смекалки.
1. У отца 6 сыновей. У каждого сына есть сестра. Сколько детей в семье?
2. Мальчик может поднять не больше 10 килограммов. Поднимет ли он ведро с водой, если оно весит больше 8, но меньше 11 килограммов?
3. Туристы ушли в поход в субботу утром, а вернулись вечером в воскресенье. Сколько дней туристы могли быть в походе?
VIII. Работа с геометрическим материалом.
На доске изображена ломаная.
– Как называется линия, изображённая на доске?
– Сколько звеньев в данной ломаной?
– Начертите ломаную из четырёх звеньев.
– Замкните её так, чтобы получился пятиугольник.
– Найдите периметр полученного вами пятиугольника.
– Можно ли замкнуть ломаную таким образом, чтобы получился шестиугольник?
– Покажите, как вы это сделали.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Всё ли было понятным?
– Какое задание было для вас самым интересным?
– Оцените свою работу на уроке.
У р о к 59. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И УРАВНЕНИЙ
Цели:закреплять умение учащихся решать простые и составные задачи; составлять задачи, обратные данной, задачи по их краткой записи; продолжать формировать умение решать уравнения; развивать вычислительные навыки, смекалку, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
99 99 99 99 99
= = = = =
III. Устный счёт.
1. На доске записаны числовые выражения:
48 – 8
43 + 7
90 – 40
36 + 4
59 – 9
25 + 15
70 – 30
12 + 38
– Рассмотрите выражения внимательно.
– На какие две группы их можно разделить? (Можно разделить выражения на две группы следующим образом: 1) на разности и суммы; 2) одна группа – выражения, значения которых равны 40, вторая группа – выражения, значения которых равны 50.)
2. Проверьте, является ли данный квадрат «магическим».