V. Работа над задачами. Учащиеся читают текст задания 4 (с
Учащиеся читают текст задания 4 (с. 58 учебника, часть 1).
– Вы прочитали задачу?
– Почему так считаете?
– Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача была составной.
– Рассмотрите выражения, записанные ниже.
– Какое из записанных выражений станет решением задачи?
– Что узнаете, решив первое выражение? (Сколько времени затратил Саша на обратный путь.)
– Решите задачу, запишите ответ.
Далее ученики читают задачу 3 (с. 58 учебника, часть 1), выбирают схему, соответствующую этой задаче, а затем решают задачу самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
После этой работы можно предложить детям задачи на смекалку на с. 58 учебника (часть 1).
Р е ш е н и е:
Масса гири на первых весах – 5 кг, масса гири на вторых весах – 1 кг.
VI. Сравнение выражений и именованных чисел.
1. На доске записаны выражения из задания 5 (с. 58 учебник часть 1).
Выражения первого столбика учащиеся сравнивают, не находя их значений.
Во втором столбике дети сравнивают выражение и число: находят значение каждого выражения, а затем сравнивают его с числом.
2. Учащимся выдаются карточки с заданием: сравнить именованные числа.
Например:
К-1. 18 см * 1 дм 7 см
42 см * 4 м
1 ч * 55 мин
12 мм * 1 см
К-2. 25 см * 25 дм
3 см * 3 дм 2 см
60 мин * 1 ч
15 мм * 1 см 5 мм
VI. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Какое задание было для вас самым интересным?
– Какое самым трудным?
– Чью бы работу вам хотелось отметить?
У р о к 46. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели:совершенствовать умение учащихся решать задачи и выражения изученных видов, изображать геометрические фигуры; развивать навыки счёта, наблюдательность, внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
15 15 15 15 15
17 17 17 17 17
= = = = = =
III. Устный счёт.
1. Поставьте знаки арифметических действий «+» или «–» таким образом, чтобы выражения были верными:
15 * 9* 7 = 13
20 * 3 * 6 = 17
54 * 5 * 4 = 45
42 * 6 * 6 = 30
37 * 8 * 5 = 40
28 * 7 * 6 = 29
2. Решение числовых выражений.
К числу 24 прибавьте разность чисел 16 и 8.
Из числа 70 вычтите сумму чисел 37 и 7.
К числу 50 прибавьте сумму чисел 18 и 2.
Из числа 90 вычтите разность чисел 76 и 16.
IV. Решение выражений.
1. Выполняя с подробным объяснением задание 1 (с. 59 учебника, часть 1), учащиеся закрепляют изученные на последних уроках приёмы сложения и вычитания.
2. Задание 2 (с. 59 учебника, часть 1) дети выполняют с комментированием, решая выражения второго и третьего столбиков; повторяют порядок действий в выражениях со скобками.
V. Работа над задачами.
Учитель предлагает учащимся прочитать текст из задания 4 (с. 59 учебника, часть 1).
– Вы прочитали задачу?
– Почему так считаете?
– Поставьте вопрос, соответствующий условию.
– Рассмотрите выражения, записанные ниже.
– Какое выражение станет решением задачи? (Третье.)
– Обоснуйте ваше мнение.
– Что узнаем, решив первое выражение? (На сколько больше ткани во втором куске, чем в первом? На сколько меньше ткани в первом куске, чем во втором?)
– Что узнаем, решив второе выражение? (Сколько метров ткани в двух кусках.)
– Выполните решение задачи.
– Сформулируйте и запишите ответ.
Далее фронтально разбирается задача 6 (с. 59 учебника, часть 1). Под руководством учителя составляется краткая запись, а затем дети самостоятельно решают задачу.
Было – 11 к.
Подарила – ?
Осталось – 8 к.
11 – 8 = 4 (к.)
О т в е т: 4 кассеты девочка подарила.
Задачу 5 учащиеся решают самостоятельно, предварительно выбрав схему, соответствующую задаче.
С а м о п р о в е р к а.
В заключение этого этапа урока ученикам может быть предложена задача на смекалку. Учитель может использовать задание учебника (с. 59 учебника, часть 1) или подобрать своё задание.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите чертёж в задании 8 (с. 59 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать?
– Можно ли, не измеряя, определить, какой отрезок длиннее других?
– Какой короче?
– Постройте из данных отрезков ломаную линию.
– Из скольких звеньев она состоит?
– Найдите длину полученной ломаной.
– Рассмотрите фигуры на полях с. 59 учебника, часть 1.
– Какая из них «лишняя»? («Лишними» могут быть треугольник, так как в нём три угла, а в остальных фигурах четыре; прямоугольник, так как у него все углы прямые, а у остальных фигур – нет; четырёхугольник розового цвета, так как все остальные фигуры голубого.)
VII. Итог урока.
– Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
– Всё ли было понятно?
– Какова ваша роль на уроке?
– Что бы хотели выполнить ещё?
У р о к и 47–49. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
МАТЕРИАЛА
Цели:закреплять у учащихся навыки применения приёмов сложения и вычитания изученных видов, а также умения сравнивать выражения; решать задачи изученных видов; развивать мышление детей; прививать интерес к предмету, аккуратность.
Ход урока
На уроках закрепления изученного учитель может использовать материал, данный на с. 60, 61, 62, 63 учебника (часть 1), а также дополнительный материал. Целесообразно на первом уроке проводить работу по заданиям, имеющимся на с. 60–61, на втором использовать материал, данный на с. 62, на третьем – на с. 63.
В качестве устного счёта на первом уроке можно использовать:
1. Задание 8 (с. 60 учебника, часть 1).
Слагаемое | ||||||||
Слагаемое | ||||||||
Сумма |
2. «Какое выражение лишнее?»
13 – 8
12 – 7
11 – 5
15 – 10
14 – 9
(Лишними могут быть выражения: 11 – 5, так как его значение равно шести, а значения остальных выражений равны пяти, и выражение 15 – 10, так как в нём из двузначного числа вычитается двузначное, а в остальных выражениях из двузначного числа вычитается однозначное.)
На втором уроке дети поднимаются и спускаются по «лесенке», решают ребусы, ставят знаки арифметических действий «+» или «–».
1. «Лесенка».
2. Ребусы.
*** – * = 94
*** – * = 92
75 + * = 75
64 – * = 64
3. Какой знак «+» или « –» пропущен?
36 * 4 * 8 = 32
36 * 4 * 8 = 48
57 * 6 * 6 = 57
80 * 9 * 9 = 98
На третьем уроке дети набирают число 17, заполняют таблицу в задании 20 (с. 63 учебника, часть 1) и вставляют пропущенное число.
1. «Набери число».
2. Задание 20 (написано на доске).
Уменьшаемое | ||||||
Вычитаемое | ||||||
Разность |
3. «Какое число пропущено?»
* + 15 = 20
15 – * = 8
* – 9 = 7
90 + * = 100
После устного счёта уместно провести упражнения, способствующие закреплению навыков приёмов сложения и вычитания изученных видов.
На первом уроке это может быть задание 6 (с. 60 учебника, часть 1), которое дети выполняют с подробным устным объяснением, и задание 3 (с. 60 учебника, часть 1), первый столбик которого учащиеся выполняют с комментированием, а второй самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
На втором уроке дети выполняют задание 14 (с. 62 учебника, часть 1): второй столбик с комментированием, первый и третий в парах, с последующей фронтальной проверкой.
На третьем уроке учащиеся, работая в группах, выполняют задания 19 и 21 (с. 63 учебника, часть 1).
Как и на предыдущих уроках, на уроках закрепления изученного особое внимание следует уделить работе над задачами.
На первом уроке фронтально разбирается задача 4 (с. 60 учебника, часть 1), затем к ней составляются обратные задачи.
Н а п р и м е р:
· В школе было 12 телевизоров. Когда несколько телевизоров увезли ремонтировать, в школе осталось 8 телевизоров. Сколько телевизоров увезли в ремонт?
· В школе было 12 телевизоров. 4 телевизора увезли ремонтировать. Сколько телевизоров осталось в школе?
После этой работы ученики самостоятельно решают задачу 5 (с. 60 учебника, часть 1) с последующей фронтальной проверкой.
Далее детям может быть предложена задача на смекалку (с. 61 учебника, часть 1).
На втором уроке фронтально разбирается задача 9 (с. 62 учебника, часть 1). Дети соотносят текст задачи с чертежом и выражениями, записанными ниже.
– Какое выражение является решением задачи? (Второе.)
– Почему так считаете?
– Что узнаем, решив первое выражение? (Сколько было зелёных шариков.)
– Запишите решение задачи.
– Дайте ответ на поставленный вопрос.
Далее дети читают задачу 10 (с. 62 учебника, часть 1), выделяют условие и вопрос, данные и искомые числа, после чего выполняют к задаче рисунок или чертёж и решают задачу самостоятельно.
На третьем уроке работу над задачами можно начать с задания 16 (с. 63 учебника, часть 1).
Учитель читает текст в задании.
– Это задача?
– Почему так считаете?
– Поставьте вопрос, соответствующий условию. (Сколько килограммов картофеля продали?)
– Выберите схему, соответствующую задаче.
– Запишите задачу кратко и решите её.
– Проверьте работу друг друга.
Далее фронтально разбирается задача 15 (с. 63 учебника, часть 1): учащиеся выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, под руководством учителя составляют краткую запись, затем самостоятельно решают задачу с последующей фронтальной проверкой.
Задачу 17 (с. 63 учебника, часть 1) ученики решают самостоятельно, предварительно выполнив к задаче рисунок или чертёж.
В качестве самостоятельной работына первом уроке учащимся могут быть предложены задания 1, 7 (с. 60 учебника, часть 1). Выполняя задание 1, дети повторяют состав чисел второго десятка. Задание 7 способствует закреплению навыка решения выражений со скобками. Также на этом уроке можно выполнить задание «Найди путь» (с. 61 учебника, часть 1), способствующее как развитию внимания, наблюдательности учеников, так и навыков счёта.
(Правильный путь: 26 + 3 ® 29 – 4 ® 25 + 2 ® 27 + 2.)
На третьем уроке дети выполняют самостоятельно задания 18, 23 (с. 63 учебника, часть 1).
Выполняя задание 18, ученики составляют верные равенства и неравенства, используя предложенные выражения.
Например:
19 – 5 = 5 + 9
12 + 8 = 26 – 6
19 – 5 < 12 + 8
26 – 6 > 5 + 9
И т. д.
На втором уроке детям может быть предложена работа с геометрическим материалом.Выполняя задание 13 (с. 62 учебника, часть 1), учащиеся повторяют, как найти периметр многоугольника.