VI. Работа над задачами. Учащиеся читают задачу 3 (с
Учащиеся читают задачу 3 (с. 46 учебника, часть 2).
– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?
– Каким действием будете решать задачу?
– Можно ли решение выполнить другим действием?
– Каким?
– Запишите решение задачи умножением. (2 · 4 = 8(л).)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Затем учащиеся решают в парах задачу 4 (с. 46 учебника, часть 2).
Задача проверяется фронтально.
Р е ш е н и е.
I. 30 – (5 + 3)= 22
II. (30 – 5) – 3 =22
III. (30 – 3) – 5 = 22
Задача может быть решена и по действиям. Важно, чтобы дети увидели все способы её решения.
Далее детям может быть предложена задача на смекалку (с. 46 учебника, часть 2).
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите прямоугольник, у которого длина одной из сторон равна 4 сантиметрам, а длина другой на 3 сантиметра короче.
– Проверьте работу друг друга.
– Вспомните формулу нахождения периметра прямоугольника.
– Запишите её. (Один ученик выполняет работу на доске.)
– Найдите периметр изображённого вами прямоугольника по формуле.
– Проверьте свою работу с доски:
Рпр = (4 + 1) · 2
Рпр = 10 см
VIII. Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют самостоятельно задание 6 (с. 46 учебника, часть 2), в котором находят значения выражений, записывая их в столбик, и задание 7 (с. 46 учебника, часть 2).
В заключение урока детям может быть предложено задание «Начерти и раскрась» (с. 46 учебника, часть 2), которое при необходимости может быть закончено дома.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как называются числа при умножении?
– Всё ли вам было понятно?
– Чью работу вам хотелось бы отметить?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 102. РАБОТА НАД ЗАДАЧАМИ И ВЫРАЖЕНИЯМИ
Цели:закреплять знание учащимися компонентов действия умножения; формировать умение находить значение произведения; развивать вычислительные навыки, умение чертить отрезки заданной длины; развивать мышление; прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
48 48 48 48 48
61 61 61 61 61
III. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Найдите значения выражений удобным способом:
15 + 18 + 2
45 + 5 + 26
37 + 19 + 3
42 + 16 + 8
71 + 10 + 9
22 + 35 + 15
IV. Закрепление знания учащимися названия компонентов при умножении.
С этой целью устно выполняется задание 1 (с. 47 учебника, часть 2).
Учащиеся составляют выражения по таблице и находят их значения.
Н а п р и м е р: первый множитель – два, второй множитель – шесть, значение произведения – двенадцать.
Затем с устным объяснением выполняется задание 2 (с. 47 учебника, часть 2).
Ученики, используя значение предыдущего выражения, находят значение следующего.
V. Работа над задачами.
На доске записано выражение:
3 · 5 = 15 (л)
– Перед вами решение задачи. Составьте по нему задачу.
Затем ученики могут сами придумать подобные выражения, а одноклассники – составить по ним задачи.
VI. Решение выражений.
На доске записаны выражения:
56 + 20 60 – 32
50 + 26 80 – 32
56 + 6 50 – 32
– Рассмотрите внимательно записанные выражения.
– Что заметили?
– Как, по вашему мнению, будут изменяться значения выражений в первом столбике? Во втором?
– Найдите значения выражений.
– Вы были правы?
– Выполните с проверкой задание 6 (с. 47 учебника, часть 2).
– Проверьте работу друг друга.
– Рассмотрите фигуру, изображённую в задании 4 (с. 47 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Объясните, как по-разному узнавали, на сколько клеток разбит прямоугольник.
– Продолжите записи. Вычислите результаты.
– Чем похожи и чем отличаются полученные произведения?
– Что означает число 6 в первом произведении? Во втором?
– Что означает число 4 в первом произведении? Во втором?
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите ломаную, состоящую из трёх звеньев: длина первого звена равна 20 мм, длина второго – 40 мм, а длина третьего – сумме длин первого и второго звеньев.
– Найдите длину ломаной, предварительно выразив длину её звеньев в сантиметрах.
– Рассмотрите домик, изображённый на полях с. 47 учебника (часть 2).
– Переложите три палочки так, чтобы домик повернулся в другую сторону.
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какая работа вам понравилась больше?
– Почему?
– Что бы вы сделали по-другому?
– Как вы сегодня работали?