Игры в гостях у куклы оли
Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.
Оборудование: кукольная мебель, кукла.
Ход. Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы дома есть разная мебель.
Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее назначение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Покажи, где стул? Для чего он нужен?».
Спрячь мячик
Цель: сформировать навык понимания предложных конструкций.
Оборудование:мяч.
Ход. Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т. д. После этого ребенок сам может производить действия с мячом, комментируя их.
Мебель для Мишутки
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Взрослый будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а ребенок — для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать — кроватка; стул — стульчик; стол — столик; шкаф — шкафчик; диван — диванчик; кресло — креслице.
Один — много
Игра с предметами мебели (см. с. 15): стол — столы; стул — стулья; шкаф — шкафы и т. д.
Мастер
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (кубики).
Ход. Вслед за взрослым ребенок делает мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (делает стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взял? Сделай еще один стул для куклы Оли».
ЧЕЛОВЕК. СЕМЬЯ
Цели:
© расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по данной теме;
© учить ребенка правильно согласовывать числительные с существительными;
© учить отвечать на вопросы простым предложением;
© развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование:сюжетная картинка «Семья» или семейные фотографии, кукла, зеркало, альбом, простые и цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент Пальчиковая гимнастика
Братья
Русская народная потешка
Ивану-большаку — дрова рубить.
Ваське-указке — воду носить.
Мишке-середке — печку топить.
Тришке-сиротке — кашу варить.
А крошке-Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Взрослый объясняет ребенку, что каждый палец на руке имеет свое название — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Показывает их. Затем просит ребенка показать большой, указательный, средний и т. д. пальцы.
Дидактическая игра
Моя семья
Взрослый и ребенок рассматривают сюжетную картинку «Семья» или семейные фотографии. Называют всех членов семьи. Ребенок с хорошим уровнем речевого развития определяет, кто кому является дедушкой, внуком, сыном и т. д.
Затем обсуждается, кто что делает на картинке. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «А что еще может делать папа? мама? девочка?» и т. д. Подбирается как можно больше глаголов к каждому существительному. Например: «Девочка может ходить, бегать, прыгать, читать, играть, петь, рисовать, есть, спать, пить» и т. д.
Динамическая пауза
Движения соответствуют словам физминутки.
Мы топаем ногами, Мы руки опускаем,
Мы хлопаем руками, Мы руки подаем,
Киваем головой, И бегаем кругом.
Мы руки поднимаем, И бегаем кругом.
Дидактическая игра
Два и две
Взрослый демонстрирует ребенку куклу Аню (лучше, если это будет незнакомая игрушка). Ребенок называет все части тела куклы: глаза, губы, щеки, волосы и т. д. Важно обратить внимание на такие места, как брови, ресницы, колени, локти, пятки, кисти, плечи. Затем взрослый просит ребенка посмотреть и сказать, чего у куклы два (глаза, уха, локтя, колена, плеча) и две (руки, ноги, губы, кисти, пятки, брови, ноздри). Если ребенок отстает в речевом развитии, просто покажите ему части тела куклы, скажите, каких частей два и две. Затем попросите малыша показать вам, где у куклы нос, ухо, глаз и т. д. Можно взять зеркало. Глядя на свое изображение, ребенок расскажет или покажет свои части тела.
5. Итог занятий. Оценка деятельности ребенка
В альбоме ребенок рисует человека. Важно, чтобы у нарисованного человека были все части тела — шея, уши, пальцы и т. д. Затем ребенок рисует всех членов своей семьи.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал
Существительные: человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.
Прилагательные: правая, левая.
Глаголы: бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.
Числительные: один, два, много.
Литература: народные потешки:
Водичка, водичка, Из-за леса, из-за гор
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ
.
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Объедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на ягнятках.
Катя, Катя, маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Игры
Доктор
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушечные атрибуты доктора.
Ход. Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора.
Сначала доктором будет ребенок. Взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть «больного» и «полечить» его.
Затем взрослый и ребенок меняются ролями.
Один — много
глаз — глаза; ухо — уши; рука — руки; нога — ноги и т. д.
Назови ласково
нос — носик; глаз — глазик; рука — ручка; голова — головка и т. д.
Два и две
Цель: познакомить ребенка с числительными «два» и «две», научить употреблять их в речи.
Оборудование: зеркало.
Ход. Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все ошибки, допущенные малышом при подборе слова.
Вспомни, что делает
Цель: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т. д.).
Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.
Олины помощницы
Цель: научить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: кукла Оля.
Ход. Взрослый сообщает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Задает вопрос: «Отгадай, как они называются и что помогают делать Оле». Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? (Это глаза, Олины помощники.) Что они делают? (Смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся.) А как их называют ласково? (Глазки)». Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы.
После этого взрослый читает стихотворение, побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия.
Олины помощники
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны Нашей Оле ... (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки
, А для этого нужны
Нашей Оле ... (зубки).
Оля смотрит на кота
На картинке — сказки,
А для этого нужны
Нашей Оле ... (глазки). Е. Г. Курганова
После чтения стихотворения взрослый спрашивает ребенка: Кто твои помощники? Что они умеют делать?».
Цикл занятий по теме
«Домашние животные»
СОБАКА И КОШКА
Цели:
© уточнить и активизировать словарь по теме, обобщить;
© упражняться в употреблении существительных с суффиксами -ок, -енок;
© учить дифференцировать предлоги «на» и «под»;
© развитие мелкой моторики, слухового внимания.
Оборудование: игрушечные кошка и собака; предметные картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка, конуры; альбом, клеящий карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
Ребенок отгадывает загадки. Взрослый демонстрирует игрушечных кошку и собаку.
Дидактические игры
Помоги маме найти своего детеныша
Взрослый демонстрирует предметные картинки с изображением кошки, собаки, щенка и котенка. Рассказывает малышу, что мамы — кошка и собака — потеряли своих детенышей. Давай поможем им найти своих детей.
Ребенок подбирает к картинке с изображением кошки изображение котенка. Называет детеныша: «Котенок». Затем изображает, как мама зовет своего детеныша: «Мяу! Мяу!» (мяукает). Аналогично к собаке подбирается щенок. Собака зовет своего малыша: «Гав! Гав!» (лает).Взрослый вместе с ребенком уточняют, что кошка и собака живут в доме у человека, который заботится о них, поэтому это домашние животные.
Кто где спрятался?
Взрослый прячет игрушечную кошку на стул, под кровать, на диван, под подушку и т. д. и просит ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол.) «Правильно, собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку по его инструкции на или под какой-либо предмет.
Динамическая пауза
Пальчиковая гимн
Собака
Правую ладонь развернуть к себе ребром. Поднять большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный прижать друг к другу. Мизинец движется вверх-вниз.
Упражнения сопровождаются стихами В. В. Цвынтарного.
У собаки острый носик,
Есть и ушки, есть и хвостик.
Кошка
Соединить средний и безымянный пальцы с большим. Указательный и мизинец поднять вверх.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в се норушке.
Дидактические игры
Назови ласково
Взрослый и ребенок рассматривают картинки с изображением собаки и щенка. Взрослый просит ребенка показать части тела собаки: хвост, лапы, нос, уши, глаза.
Затем просит ласково назвать эти же части тела у щенка: хвост — хвостик; лапа — лапка; нос — носик; ухо — ушко; глаз — глазик.
Чей домик?
Цель: научить составлять целое из трех частей, активизировать речь в ходе работы и после ее выполнения.
Оборудование: разрезные картинки «Конура» (два вертикальных разреза), «Конюшня» (вертикальный и горизонтальный разрезы).
Ход. Ребенку предлагают сложит конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Кто живет в конуре (конюшне)?».
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Малыш вспоминает, кто сегодня приходил «в гости» к нему на занятие. Вырезает и наклеивает в альбом изображения кошки и собаки с детенышами. Рисует конуру для собаки.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал
Русские народные потешки для чтения:
Наша-то хозяюшка Ой, не горе горевать —
Сметлива была, Некуда кота девать.
Всем в избе работушку Принесла на двор,
К празднику дала: Посадила на забор —
Чашечку собачка моет язычком, Уж и кот побежал,
Мышка собирает крошки под окном, Всех ребят перепугал,
По столу котище лапою скребет, Всех ягнят и телят,
Половички курочка веничком метет. И маленьких ребят!
Мыши водят хоровод, Как у нашего кота
На лежанке дремлет кот. Шубка очень хороша,
Тише, мыши, не шумите, Как у котика усы
Кота Ваську не будите. Удивительной красы,
Вот проснется Васька-кот, Глаза смелые,
Разобьет весь хоровод. Зубки белые.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать.
Я тебе-то уж коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока,
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Кошка с котенком
Существительные: животное, кот, кошка, котенок; их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; покрыты шерстью; живут в доме, питаются молоком, рыбой, мясом.
Прилагательные: домашняя, пушистая, мягкая, теплая, серая, рыжая, длинный (хвост), большая, маленькая. Звукоподражания: мяу-мяу, кис-кис. Глаголы: ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить (мышку), играть, мяукать, пищать. Числительные: один, много.
Литература: С. Маршак «Усатый-полосатый», потешка «Киска».
Киска, киска, киска, брысь!
На ступеньку не садись!
Наша деточка пойдет,
На ступеньку упадет.
Собака со щенком
Существительные: животное, собака, щенок, шерсть; части тела: голова, морда, уши, тело, лапы, хвост; конура, будка, крыша, стена, миска; питается мясом.
Прилагательные: домашняя, пушистая, мягкая (шерсть), большая, маленькая.
Звукоподражания: гав-гав.
Глаголы: ходить, сидеть, бежать, лежать, спать, есть, играть, лаять, гладить, кормить. Числительные: один, много.
Литература: В. Сутеев «Кто сказал „Мяу"?», А. Барто «Пес».
Пес
У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши лапы в нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй сунься вор —
Вмиг залает на весь двор. Л. Барто
КОРОВА И СВИНЬЯ
Цели:
0 уточнить и активизировать словарь по теме, обобщить;
© упражняться в употреблении существительных с суффиксами -енок;
© закрепление умения образовывать различные грамматические формы существительных;
© развитие мелкой моторики.
Оборудование: альбом, цветные карандаши, клеящий карандаш; предметные картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка, коровы, теленка, свиньи, поросенка; мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Рисование узора -«Коврик в клетку»-
Взрослый рисует прямоугольник (коврик для кошки). Ребенок проводит горизонтальные и вертикальные линии. Закрепляем понятия «один — много» (одна линия — много линий).
Дидактические игры
Кто как кричит?
Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: мяу-мяу! — кошка; гав-гав! — собака; му-му! — корова; хрю-хрю! — свинья.