VI. Работа с геометрическим материалом.
– Начертите прямоугольник, длины сторон которого равны 2 см и 3 см.
– Проверьте работу друг друга.
– Вспомните, как найти периметр прямоугольника.
– Запишите формулу в тетрадях. (Один ученик записывает на доске.)
– Найдите периметр этого прямоугольника.
– Начертите отрезок, длина которого равна периметру данного прямоугольника.
– Длина вашего отрезка равна 10 сантиметрам?
VII. Итог урока.
– Что вспомнили сегодня на уроке?
– Что вызвало у вас затруднения?
– Какие задания показались вам лёгкими?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 106. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ.
ПЕРЕСТАНОВКА МНОЖИТЕЛЕЙ
Цели: формировать умение учащихся применять переместительный закон умножения при решении примеров и задач на умножение; развивать навыки счёта, наблюдательность, внимание, логическое мышление, внимание; прививать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
3 3 3 3 3 3
4 4 4 4 4 4
III. Устный счет.
1. Какое число и какой знак пропущены?
2. Царевна Несмеяна наплакала 2 ведра слёз по 5 литров каждое. Сколько всего литров слёз наплакала царевна?
3. Задача на смекалку (с. 49 учебника, часть 2).
IV. Применение переместительного закона умножения.
Учащиеся рассматривают рисунки в задании 1 (с. 49 учебника, часть 2) и равенства, записанные под ними.
– Объясните, почему верны записанные равенства. (От перестановки множителей значение произведения не меняется.)
– Рассмотрите равенства, записанные на доске (задание 2 на с. 49 учебника, часть 2).
– Что заметили?
– Какие числа следует вставить, чтобы равенства были верными?
– Обоснуйте ваш ответ. (Задание выполняется с комментированием.)
V. Работа над задачами.
Учитель читает задачу 3 (с. 49 учебника, часть 2).
– Я прочитала задачу?
– Докажите.
– Что известно в задаче?
– Что следует узнать?
– Узнайте, сколько тетрадей купили мальчики, выполнив предварительно чертёж (рисунок).
– Каким действием найдём количество тетрадей, купленных мальчиками? (Умножением.)
– Найдите, сколько тетрадей купили девочки, предварительно выполните рисунок (чертёж).
– Каким действием будем узнавать количество тетрадей, купленных девочками? (Умножением.)
– Сравните записанные вами выражения.
– Что вы думаете об их значениях?
– Найдите значения полученных выражений.
– Вы были правы?
– Запишите ответ.
Учащиеся читают задачу 4 (1) (с. 49 учебника, часть 2), выделяют в ней условие и вопрос, данные и искомые числа, а затем сопоставляют с выражениями, записанными ниже.
– Что узнаете, решив первое выражение? (Какова высота берёзы.)
– Что узнаете, решив второе выражение? (Какова высота рябины.)
– Решите выражения. Узнайте, какова высота берёзы и какова высота рябины.
Далее ученики составляют устно свои подобные задачи по следующим выражениям:
I в а р и а н т II в а р и а н т
40 + (40 – 12) 40 + (40 + 8)
VI. Решение выражений.
На доске записаны выражения из задания 6 (с. 49 учебника, часть 2).
– Какое правило нужно помнить, решая выражения первого столбика?
– Решите эти выражения.
– Проверьте работу друг друга.
– Как удобно решить выражения второго столбика.
– Сгруппируйте числа нужным образом и найдите значения этих выражений.
– Проверьте свою работу с доски.
– Чем интересны выражения последнего столбика?
– Каковы будут их значения?
После этой работы с объяснением выполняется на доске задание 5 (с. 49 учебника, часть 2).
VII. Работа с геометрическим материалом.
На данном этапе урока выполняется задание на смекалку (на полях с. 49 учебника, часть 2).
– Каких фигур не хватает?
– Начертите недостающие фигуры.
– Посмотрите, так ли вы выполнили задание. (Самопроверка с доски.)
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось?
– Оцените свою работу.
У р о к 107. ДЕЛЕНИЕ
Цели: познакомить учащихся с арифметическим действием – деление, с задачами, которые решаются делением; развивать вычислительные навыки учеников, закреплять умение решать задачи изученных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
5 5 5 5 5 5
6 6 6 6 6 6
III. Устный счет.
1. Заполните пустые клетки так, чтобы получился «магический» квадрат.
2. Какое выражение лишнее?
2 + 2 + 2 + 2
3 + 3 + 3 + 3
3 + 3 + 2 + 4
4 + 4 + 4
(Лишними могут быть следующие выражения:
2 + 2 + 2 + 2, так как значение данного выражения равно 8, а значения остальных выражений равны 12;
3 + 3 + 2 + 4, так как в данном выражении действие сложения нельзя заменить действием умножения, а во всех остальных можно;
4 + 4 + 4, так как в данной сумме три слагаемых, а в остальных суммах – четыре.)