Объяснение значений многозначных слов и образных выражений

Логопед напоминает детям значения многозначных слов крыло, хвост, перо, лапа и объясняет смысл образных выражений: «Поет, как соловей»; «Зоркий, как орел».

Образование глаголов с различными приставками от глагола «лететь».

Логопед. Посмотрите, у меня в руках фигурка маленькой игрушечной птички. Она будет выполнять действия, а вы называйте их.

Логопед выполняет различные действия с птичкой, используя небольшую картонную коробку-скворечник и комнатный цветок. Например: Птичка летит. К скворечнику подлетает, в скворечник залетает, из скворечника вылетает, к цветку подлетает, над цветком подлетает, от цветка улетает ...)

Логопед. Мы с вами тоже можем от слова-действия лететь образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов, которые стоят впереди). Например: вылететь, улететь, перелететь, прилететь... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая слова-действия.

Ласточка из жарких стран... (Прилетела.)

Скворец до скворечника... (Долетел.)

Из гнезда птица... (Вылетела.)

С куста на дерево грач... (Перелетел.)

В поле за кормом он ...(Улетел.)

Составление пересказа текста с опорой па серию сюжетных картин.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о ласточках.

Работа в альбомах (альбом 2, с. 25). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 56. «Такие разные птицы»

Цель: Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;

— учить детей понимать значение пословицы;

— учить детей образовывать сложные слова (имена прилагательные);

— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

— учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения перелетных птиц с опорой на картинный план;

— развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование: картинки с изображениями перелетных птиц, карточки с записанными на них попарно цифрами, альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Назови одним словом» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет перелетную птицу, ее характеристику и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, объединяет слова характеристики в одно слово и возвращает мяч логопеду. Например: У ласточки быстрые крылья. Какая ласточка? — Ласточка быстрокрылая.
«Посчитай» Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями перелетных птиц и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На дереве сидят одна ласточка и два скворца».
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями перелетных птиц, одна — с изображением зимующей птицы.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

Объяснение значения пословицы.

Логопед объясняет детям значение пословицы «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».

2.Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений по опорным карточкам и картинному плану.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения о перелетных птицах по опорному картинному плану.

Работа в альбомах (альбом 2, с. 24). Составление двух-четырех рассказов.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 57. «Весной в лесу»

Цель: Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам.

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Весна в лесу»; словарь антонимов;

— учить детей пониманию значений многозначных слов и поговорок;

— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;

— учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки;

— развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование: текст рассказа Г.А. Скребицкого «Весна», опорные рисунки (иллюстрации 77-81), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Назови ласково» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой предмет и его признак, например: «Длинная травинка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот предмет и признак ласково: «Длинненькая травиночка», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
«Скажи наоборот» Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Высокая трава. — Низкая трава.

II. Основная часть занятия

Наши рекомендации