Типы градиентных фильтров
Действие отдельно взятого градиентного фильтра определяется двумя свойствами:
- силой. Так обозначают разницу в светопропускании одной стороны фильтра относительно другой.
- плавностью перехода. Так характеризуют смену тёмных тонов светлыми при движении от окрашенной стороны к прозрачной.
Из этих двух наиболее важной характеристикой является сила фильтра. Ниже перечислены наиболее распространённые определения силы:
Сильный | Слабый |
(белый = прозрачный)
Сила (f-ступени) | Терминология бренда: | |||
Hoya, B+W & Cokin | Lee, Tiffen | Leica | ||
→ | ND2, ND2X | 0.3 ND | 2X | |
→ | ND4, ND4X | 0.6 ND | 4X | |
→ | ND8, ND8X | 0.9 ND | 8X |
вспомните, что каждая "ступень" силы уменьшает светопропускание вдвое
Какая сила вам нужна? Её можно оценить, направив камеру сперва на тёмную половину сцены и прочитав показания экспозиции, а затем наведя её на светлую половину и прочтя новые показания. Разница между двумя экспозициями и есть максимальная сила фильтра, которая вам потребуется, хотя вы наверняка захотите нечто более умеренное, чтобы получить снимок, который выглядит более реалистично.
Например, если мы используем режим приоритета диафрагмы, и экспозамер камеры оценит требуемую выдержку как 1/100 секунды для неба и 1/25 секунды для земли, вам не понадобится фильтр более мощный, чем ND2. Однако вы быстро обнаружите, что не всё сводится к игре цифр; оптимальная сила существенно зависит от предмета съёмки и того вида, который вы хотите получить.
Наиболее универсальным, пожалуй, является именно двухступенный фильтр; более слабый часто окажется слишком слабым, а более сильный может дать неправдоподобный вид. В любом случае, зачастую совсем не сложно воспроизвести результат применения одно- или трёхступенного GND-фильтра в процессе пост-обработки снимка, сделанного с двухступенным.
Плавность перехода: | ||
мягкий градиент → жёсткий градиент |
белый = прозрачный (пропускает 100% света)
Второй важной характеристикой является плавность перехода. Большинство производителей выпускают только два типа: мягкий и жёсткий. Однако, к сожалению, эти термины не стандартизованы, и плавность может значительно варьироваться в зависимости от производителя.
В общем случае, для широкоугольных объективов требуются более жёсткие градиенты, прежде всего потому, что когда более широкий диапазон яркости попадает в кадр, яркость меняется более резко. Плавные градиенты зачастую прощают больше ошибок, когда они неоптимально расположены, однако в то же время их положение сложнее определить с помощью видоискателя.