Методические указания. Выполнить сборочный чертеж насоса на формате А2
Выполнить сборочный чертеж насоса на формате А2.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — крышку 2 соединить к корпусом 1 болтами (резьба М10) по ГОСТ 7798- 70, поставив шайбы (ГОСТ 11371-78) и гайки по ГОСТ 5915-70;
II — соединить крышку 3 с корпусом 1 винтами по ГОСТ 1491-80 (резьба М10).
III – крышку сальника 5 присоединить к крышке 2 шпильками (резьба M8. материал деталей сталь), установив пружинные шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
IV –соединить зубчатое колесо 4 с осью 7 призматической шпонкой по ГОСТ 23360-78;
V – присоединить к корпусу 8 муфту по ГОСТ 8954-75.
ЧМ 06. 11.00. 000
Цилиндр воздушный — устройство, устанавливаемое в тормозной системе подвижного состава.
При понижении давления поршень опускается незначительно, не препятствуя проходу воздуха через боковые отверстия из запасного резервуара в тормозной цилиндр. При повышении давления поршень опускается вниз. В этот момент воздух поступает из тормозных цилиндров в атмосферу, а из воздушной магистрали в запасные резервуары.
Поршневые кольца 6, изготовленные из чугуна, служат для уплотнения поршня. Поршень 2 закреплен на штоке 3 с гайкой, шайбой и шплинтом.
В корпусе 1 в месте выхода штока 3 расположено уплотняющее устройство (сальник) 21 (материал – пенька ПП ГОСТ 5152-80*), предупреждающее просачивание воздуха через зазор между штоком и отверстием в крышке сальника 4. Материалом для набивки может служить пенька, льняной шнур, асбест. Благодаря упругости материала набивки и конусам у торцов уплотнения, набивка плотно прижимается к штоку. Материал набивки со временем слеживается, теряет упругость и недостаточно платно прижимается к штоку, поэтому необходимо периодически уплотнять его. Это достигается подтягиванием шпилек.
Крышка 5 и корпус 1 соединяются болтами, гайками и шайбами. Втулка 7 и шток 3 крепятся установочным винтом.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечение А — А на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I—соединить крышку 5 c корпусом 1 болтами (резьба Ml2) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371 — 78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
II - выполнить соединение крышки сальника 4 с корпусом 1 шпильками по ГОСТ 22036—76 (резьба М10, материал корпуса— чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III – закрепить поршень 2 посредством гайки (резьба М16) по ГОСТ 5915—70, шайбы по ГОСТ 11371—78 и шплинта по ГОСТ 397—79;
IV – ввернуть в крышку 5 пробку (резьба М20Х1,5) по МН 366—80;
V – ввернуть установочный винт (резьба М8) по ГОСТ 1477—93;
VI — соединить штуцер корпуса 1 с муфтой (резьба G1) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06. 12.00. 000
Перепускные предохранительные клапаны предназначены не для ликвидации аварийных условий путем сброса рабочей среды в атмосферу, как обычные предохранительные клапаны, а являются элементами системы, в которой возможно повышение давления, но оно не желательно.
Рабочая среда поступает в правое отверстие корпуса 1 и дальше через нижнее отверстие поступает к обслуживающему объекту.
Давление, при котором срабатывает клапан, регулируется натяжением пружины 8 посредством рукоятки 9, посаженной на ходовой винт 5 и призматическую шпонку. Пружина, сжатая винтом, прижимает клапан к корпусу.
Если в магистрали повышается давление сверх допустимого, срабатывает клапан 2. Под избыточным давлением он поднимается и пропускает через левое отверстие корпуса рабочую среду в запасную емкость.
Когда давление упадет до величины, равной силе сжатия пружины, последняя закроет клапаном отверстие, и выпуск рабочей среды в левое отверстие прекратится.
Рукоятка 9 закреплена на винте 5 гайкой, которая стопорится шайбой и шплинтом. Крышка 4 посредством прокладки 10 и шпилек плотно крепится к корпусу 1. Фланец 7 к корпусу присоединяется винтами, фланец 3 — болтами.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечение А — А, Б — Б и В — В на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить рукоятку 9 с винтом 5 посредством призматической шпонки (размеры шпонки 6x6x20) по ГОСТ 23360-78;
II — соединить фланец 3 с корпусом 1 болтами (резьба М10) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371 — 78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III — выполнить соединение фланца 7 с корпусом 1 винтами (резьба М10) по ГОСТ 1491—80;
IV - выполнить соединение крышки 4 с корпусом 1 шпильками по ГОСТ 22036—76 (резьба М8, материал корпуса — чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
V — закрепить рукоятку 9 на винте 5 посредством гайки по ГОСТ 5915—70 (резьба М16), шайбы по ГОСТ 11371- 68 и шплинта по ГОСТ 397—79;
VI — соединить фланец 7 с муфтой (резьба G1) по ГОСТ 8954-75.
ЧМ 06. 13.00. 000
Вентиль — запорное устройство для включения или выключения участка трубопровода, а также для регулирования движения в трубопроводе пара, газа или жидкости.
Корпус 1 соединен с крышкой 2 болтами, с фланцем 7 — винтами. Регулирование подачи жидкости производится вручную при помощи ручки 8, соединенной со шпинделем 3 шпонкой. Шпиндель соединяется посредством проволочной скобы 10 с клапаном 4.
При повороте ручки против часовой стрелки шпиндель с укрепленным на нем клапаном поднимается. При этом зазор между клапаном 4 и втулкой 5 увеличивается, количество пропускаемой трубопроводом жидкости возрастает.
При повороте ручки в обратную сторону (по часовой стрелке) клапан опускается и количество подаваемой жидкости уменьшается до полного перекрытия отверстия. Для того чтобы жидкость не выходила наружу, в крышке 2 имеется углубление для сальниковой набивки 23 (материал – пенька ПП ГОСТ 5152-80*). Сальниковая набивка уплотняется крышкой 6 при помощи шпилек и гаек.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечение А — А, Б — Б и В — В на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить ручку 8 со шпинделем 3 посредством призматической шпонки (размеры шпонки 5x5x20) по ГОСТ 23360-78;
II - соединить крышку 2 с корпусом 1 болтами (резьба М10) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371 — 78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III - соединить фланец 7 с корпусом 1 винтами (резьба М12) по ГОСТ 1491—80;
IV - выполнить соединение крышки сальника 6 и крышки 2 шпильками по ГОСТ 22036—76 (резьба М8, материал корпуса— чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
V - соединить фланец 7 с муфтой (резьба G1¼) по ГОСТ 8954—75;
VI — закрепить ручку 8 на шпинделе 3 посредством гайки по ГОСТ 5915—70 (резьба М16), шайбы по ГОСТ 11371- 78 и шплинта по ГОСТ 397—79.
ЧМ 06. 14.00. 000
Червячная передача осуществляется при помощи червяка 3 (винта с резьбой трапецеидального профиля) и червячного колеса 4. Червяк опирается на два конических роликоподшипника, воспринимающих осевую и радиальную нагрузки.
Внутренние кольца роликоподшипников плотно (с натягом) посажены на вал 2 и опираются в цапфы (шейки) вала червяка 3. Наружные кольца роликоподшипников торцами упираются в крышки 6 и 8. Для уплотнения мест вала 2 и червяка 3 поставлены сальниковые кольца 23 (Кольцо СГ 26-16-3,5 ГОСТ 6418-81), изготовленные из полугрубошерстного войлока. Войлочные уплотнители, заложенные внутри выточек трапецеидальной формы в крышки 6, служат для предупреждения попадания в подшипники извне пыли, влаги и т. д.
Червячное колесо 4 насажено на вал 2 с призматической шпонкой. Вал червячного колеса вращается на радиальных шарикоподшипниках. Распорные втулки 9 упираются во внутренние кольца шарикоподшипников и в червячное колесо 4, наружные кольца — в крышки 6 и 7.
Для уменьшения изнашивания зубьев червячного колеса и червяка корпус редуктора 1 заполняется жидким маслом. Отработанное масло спускают через отверстие в корпусе 1, которое закрывается пробкой 22.
Корпус t соединяется с крышкой 5 болтами, с крышкой 7 — винтами и с крышкой 8 — шпильками.
Прокладки 10 и 11 обеспечивают плотное прилегание крышек 6 — 8 к корпусу 1.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить червячное колесо 4 с валом 2 при помощи призматической шпонки (размеры шпонки 5х5х16) по ГОСТ 23360-78;
II — соединить крышку 5 с корпусом 1 болтами (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371 — 78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III — соединить крышку 7 с корпусом 1 винтами (резьба М8) по ГОСТ 1491—80;
IV — выполнить соединение крышки 8 с корпусом 1 шпильками (резьба М10, материал корпуса — чугун) по ГОСТ 22036—76, установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
V — ввернуть в корпус 1 пробку 22 (резьба М12х1,25) по МН 366—80
VI - присоединить к крышке 5 муфту (резьба G¾) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06. 15.00. 000
Регулятор — устройство, регулирующее величину проходящей через трубопроводы рабочей среды путем частичного или полного перекрытия проходного отверстия.
При помощи рукоятки 9, соединенной со штоком 5 призматической шпонкой, вручную осуществляется подъем и опускание клапана 6. Крышка 2 скреплена с корпусом 1 шпильками? гайками и шайбами. Фланец 3 крепится к корпусу винтами, а фланец 4 крепится посредством, болтов, гаек и шайб.
Для обеспечения герметичности регулятора в крышке 2 устроено сальниковое уплотнение 25(материал – пенька ПП ГОСТ 5152-80*), состоящее из пеньковой просаленной набивки. Набивка уплотняется крышкой сальника 8 и накидной гайкой 7. На чертеже регулятор изображен в закрытом положении, когда клапан перекрывает отверстие фланца 3. Клапан соединен со штоком 5 посредством проволочной скобы 13.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечения А—А, Б— Б, В — В на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить рукоятку 9 со штоком 5 посредством призматической шпонки (размеры шпонки 4х4х15) по ГОСТ 23360-78
II — соединить фланец 4 с корпусом 1 болтами (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371—78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III— выполнить соединение фланца 3 с корпусом 1 винтами (резьба М10) по ГОСТ 1491—80;
IV — выполнить соединение крышки 2 и корпуса 1 шпильками по ГОСТ 22036—76 (резьба М8, материал корпуса — чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
V — закрепить рукоятку 9 на штоке 5 посредством гайки (резьба М10) по ГОСТ 5915—70 и шайбы по ГОСТ 11371—78;
VI - присоединить к фланцу 4 муфту (резьба G¾) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06. 16.00. 000
Пневмоцилиндры по принципу действия можно разделить на односторонние и двусторонние. В односторонних цилиндрах сжатый воздух подается только в одну сторону от поршня. В цилиндры двустороннего действия воздух подается поочередно в обе полости, и поршень перемещается в обоих направлениях под нагрузкой. Эти пневмоцилиндры наиболее распространены в приводах литейных машин (особенно автоматических линий). Они приводят в движение рабочие органы, которые перемещаются в любых направлениях, когда требуется преодолеть сопротивление при прямом и обратном ходах.
Движение поршня 3 происходит под действием сжатого воздуха. Подавая воздух через правое отверстие корпуса 1 или нижнее отверстие крышки 5, для чего в эти резьбовые отверстия ввинчиваются наконечники шлангов компрессора, можно двигать поршень вниз или вверх, и тем самым придавать нужное движение механизму, присоединенному к штоку 2. Поршневые кольца 6, изготовленные из чугуна, служат для уплотнения поршня. Кольца имеют прорезь под углом 45°. Поршень 3 закреплен на штоке 2 гайкой, шайбой и шплинтом.
В корпусе 1 в месте выхода штока 2 расположено уплотняющее устройство (сальник) 19 (материал – пенька ПП ГОСТ 5152-80*), предупреждающее просачивание воздуха через зазор между штоком 2 и отверстием в крышке сальника 4. Крепление крышки сальника 4 к корпусу 1 осуществляется шпильками. Крышка 5 крепится к корпусу 1 болтами.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечение А — А на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I – соединить крышку 5 с корпусом 1 болтами (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371—78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
II - выполнить соединение крышки сальника 4 с корпусом 1 шпильками (резьба М10, материал корпуса — чугун) по ГОСТ 22036—76, установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III — закрепить поршень 2 посредством шайбы по ГОСТ 11371—78, гайки (резьба М16) по ГОСТ 5915—70 и шплинта по ГОСТ 397—79;
IV — ввернуть в крышку 5 пробку 17 (резьба М12 X 1,25) по МН 366—80;
V - соединить штуцер корпуса с муфтой по ГОСТ 8954-75 (резьба G½)
ЧМ 06. 17.00. 000
Основные достоинства пневмопривода — простота конструкции, удобство эксплуатации, быстрое действие. Многие характеристики пневмопривода обусловлены принципом его действия и устройством основных элементов. Общая схема пневмопривода следующая. Компрессор, приводимый в действие электродвигателем, засасывает из атмосферы воздух через фильтр и нагнетает его в пневмосистему при определенном давлении. Сжатый воздух накапливается в сборнике, который сглаживает пульсацию давления от компрессора и уменьшает влияние потребителей сжатого воздуха. По трубе воздух подается через распределитель к исполнительному устройству — пневмоцилиндру.
Пневмоцилиндры нашли наибольшее распространение в приводах литейных машин, совершающих возвратно-поступательные движения. Пневмопривод имеет несколько преобразователей энергии, Электродвигатель преобразует электрическую энергию в механическую, которая в компрессоре переходит в энергию сжатого воздуха. В пневмоцилиндре энергия сжатого воздуха преобразуется в механическую.
Пневмоцилиндры по принципу действия подразделяются на односторонние и двусторонние. В одностороннем цилиндре сжатый воздух подается только в одну сторону от поршня 3. Обратный ход поршня осуществляется под действием пружины 6. Уплотнения служат для предотвращения утечки воздуха из полости с высоким давлением в полость с низким давлением. Наиболее широко используют для уплотнения соединений кольца 17 из маслостойкой резины. Прокладки 5 обеспечивают плотное прилегание крышки 2, основания 4 к корпусу 1 посредством болтов 7, гаек 10, шайб 13 и шпилек 8, гаек 11, шайб 14.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечение А—А на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить крышку 2 с корпусом 1 болтами (резьба М10) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371—78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
II — выполнить соединение основания 4 с корпусом 1 шпильками (резьба М12, материал корпуса — сталь) по ГОСТ 22032—76, установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III — закрепить поршень 3 посредством шайбы по ГОСТ 11371—78, гайки (резьба М8) по ГОСТ 5915—70 и шплинта по ГОСТ 397—79;
IV — соединить штуцер крышки 2 с муфтой (G1) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06.18.00. 000
Под действием сжатого воздуха происходит движение поршня 5 внутри корпуса 1. Поршень тянет за собой шток 6. Подавая воздух поочередно в оба отверстия корпуса 1, для чего в эти резьбовые отверстия ввинчиваются наконечники шлангов компрессора, можно двигать поршень 5 вверх или вниз и тем самым придавать нужное движение присоединенному к штоку 6 механизму.
Уплотнение поршня внутри корпуса достигается двумя манжетами 7 из специальной маслоустойчивой резины. Прижатие манжет к корпусу и поршню производится дисками 8 с помощью болтов, гаек, шайб. Поршень закрепляется на штоке 6 гайкой, которая стопорится на штоке шайбой и шплинтом. Нажимное кольцо 22 (Манжета 2-16-1 ГОСТ 6678-72), закрываемое крышкой 3, обеспечивает дополнительное уплотнение штоку 6.
Крышки 2 и 3 крепятся шпильками, гайками, шайбами. К корпусу 1 прикрепляется винтами крышка 2. Уплотнение 9 и 10 обеспечивают герметичность соединений.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I - соединить диски 8 с поршнем 5 болтами (резьба М6) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371—78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
II — выполнить соединение крышки 2 с корпусом 1 винтами (резьба М8) по ГОСТ 17473—72;
III — выполнить соединение крышки 3 и крышки 2 шпильками по ГОСТ 22036 — 76 (резьба М8, материал корпуса — чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
IV – закрепить поршень 5 на штоке 6 посредством гайки (резьба М10) по ГОСТ 5915—70, шайбы по ГОСТ 11371 — 78 и шплинта по ГОСТ 397—79;
V – навернуть на корпус 1 муфту (резьба G1) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06.19.00. 000
Диафрагменная камера применяется в приводах машин, когда необходимо получить большое усилие при малом перемещении, например, в приводах прижимных столов пескоструйных машин.
Диафрагменные камеры приводят в действие механизмы, выполняющие при автоматизации процесса операции прижима, фиксации, подвода упоров. Они используются в кокильных машинах для удаления стержней и раскрытия кокиля, а также для уплотнения формовочной смеси.
Диафрагменные камеры просты по конструкции и в эксплуатации, не имеют утечек и более надежны, чем поршневые двигатели. Диафрагма выдерживает свыше 1 млн. включений. К недостатку диафрагменных камер следует отнести малую величину рабочего хода.
Диафрагма 4 из прорезиненной ткани по периферии зажата между корпусом 1 и крышкой 2 тормозной камеры. Под действием сжатого воздуха, поступающего из пневматической системы, через отверстие крышки 2 шайба 7 перемещает шток 3, соединенный с приводом машин.
При снятии давления диафрагма 4 возвращается в исходное положение под действием пружины 8.
Корпус 1 крепится к основанию шпильками, гайками и шайбами. Крышка 2 с корпусом 1 соединяются болтами, гайками и шайбами. Опора 6 крепится к корпусу 1 винтами.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить крышку 2 с корпусом 1 болтами (резьба М8) по ГОСТ 7798—68, установить шайбы по ГОСТ 11371—78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
II — выполнить соединение опоры 6 с корпусом 1 винтами (резьба М6) по ГОСТ 1491—80;
III - выполнить соединение основания 5 с корпусом 1 шпильками (резьба М10, материал корпуса — чугун) по ГОСТ 22036-76, установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
IV – ввернуть в крышку 2 муфту (резьба G1) ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06.20.00.000
Насос смазочный одноплунжерный
Смазочный насос одноплунжерный предназначен для периодической смазки трущихся деталей. При движении рычага (на чертеже не показан) плунжер 2 поднимается вверх, освобожденное пространство в полости корпуса заполняется жидкой смазкой.
При движении плунжера вниз под действием пружины 9, работающей на растяжение вытесняемое масло давит на шарик 20 (Шарик ГОСТ3722-80*). Передвигаясь вниз, он открывает отверстие в штуцере 5, и масло подается к трущимся частям деталей. При обратном движении плунжера 2, пружина 10 возвращает шарик 20 в первоначальное положение — клапан закрыт. Периодическая заливка масла осуществляется через отверстие крышки 3, которое закрывается пробкой 23.
Для наблюдения за уровнем масла в насосе имеется масло- указатель— крышка 4, изготовленная из прозрачной пластмассы. Крышка 4 посредством прокладки 12 и потайных винтов плотно крепится к корпусу 1, а крышка 3 — шпильками, гайками и шайбами. Корпус 1 с опорой 6 соединяют болтами, гайками и шайбами.
Шайба 7, служащая опорой для пружины 9, соединяется с плунжером 2 штифтом. Второй опорой пружины 9 является плоскость на крышке 3.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечение А —А на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить опору 6 с корпусом / болтами 13 (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы 19 по ГОСТ 11371—78 и гайки 17 по ГОСТ 5915—70;
II — выполнить соединение крышки 4 с корпусом 1 винтами (резьба М8) по ГОСТ 1491—80;
III — выполнить соединение крышки 3 с корпусом 1 шпильками по ГОСТ 22036—76 (резьба М10, материал корпуса — чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
IV — ввернуть в крышку 3 пробку 23 (резьба M10x1) по МН 366—80.
V – присоединить к штуцеру 5 муфту (резьба G1 ¼ ) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06.21.00.000
Гидроцилиндр является агрегатом гидросистемы и предназначается для сообщения движения рабочему органу изделия, соединенному со штоком гидроцилиндра.
Гидроцилиндр состоит из цилиндра 1, к которому с одной стороны крепится при помощи болтов, шайб и гаек крышка 2. С другой стороны на корпусе установлена при помощи шпилек, шайб и гаек крышка 6. В цилиндре установлен поршень 5, в проточке которого расположено резиновое кольцо. Поршень крепится на штоке 4 при помощи гайки 12 (ГОСТ 11871-73). На крышку 2 крепится крышка 3 винтами, которая поджимает манжету 18, расположенную в расточке крышки 2.
В торцевых протоках цилиндра 1 расположены кольца 17. На резьбовую бобышку цилиндра 1 необходимо установить муфту.
Поступательное движение поршня 5 вправо относительно корпуса цилиндра 1 происходит при подаче жидкости под давлением из системы через муфту и штуцер с левой стороны цилиндра. Жидкость подается в полость между поршнем 5 и крышкой 2 и перемещает его вправо. Для сообщения движения штоку 4 влево жидкость под давлением подается по системе к правому штуцеру цилиндра и, заполняя полость между поршнем 5 и крышкой 6, перемещает поршень влево.
Уплотнение крышек 2 и 6 с цилиндром осуществляется резиновыми кольцами 17 (Кольцо 110-120-5,6 ГОСТ 9833-75). Для избежания просачивания жидкости из одной полости цилиндра в другую на поршне 5 установлено резиновое кольцо 16 (Кольцо 100-110-5,6 ГОСТ 9833-75). Уплотнение штока 4 достигается манжетой 18 (Манжета 22-42 ГОСТ 8752-79), поджимаемой крышкой 3.
Методические указания
Чертеж гидроцилиндра выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить крышку 3 и крышку 2 винтами (резьба М8) по ГОСТ 1491—80;
II — подсоединить к штуцеру цилиндра 1 муфту (резьба G3/8) по ГОСТ 8954—75;
III — выполнить соединение цилиндра 1 и крышки 6 шпильками (резьба М12, материал цилиндра — чугун) по ГОСТ 22036-75, установить шайбы пружинные по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
IV — соединить цилиндр 1 и крышку 2 болтами (резьба М10) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы пружинные по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70.
ЧМ 06.22.00.000
На чертеже изображена опора вертикального вала зубчатой передачи машины, применяемой в прокатных цехах металлургических заводов.
Машина приводится во вращение от электродвигателя через цилиндрическую зубчатую передачу. Вращательное движение двигателя передается на ведущий вал 3. Вал 3 с зубчатым колесом 2 приводит машину во вращательное движение. Зубчатое колесо, находящееся на валу 3, является ведущим, а на валу машины (на чертеже не показано) — ведомым. Ведущее зубчатое колесо 2 устанавливают на вал 3 посредством призматической шпонки и фиксируют от осевого перемещения крышками 5. Ведущий вертикальный вал 3 вращается в двух конических роликоподшипниках 10. Внутренние кольца обоих подшипников закрепляются на валу 3, торцы их поджимаются крышками 5. Наружные кольца подшипников упираются в торцы крышек 4 и 7. Наружные кольца роликоподшипников вставляются в цилиндрические отверстия крышки 6 и корпуса 1.
Для герметизации устройств, а также для устранения утечки масла из подшипников поставлены кольца 19 (Кольцо СП 42— 29—5 ГОСТ6418-81) расшифровывается: кольцо сальниковое из полугрубошерстного войлока, наружный диаметр — 42 мм, внутренний— 29 мм, ширина — 5 мм).
Крышка 4 крепится к корпусу 1 шпильками с гайками и шайбами, крышка 6 болтами с гайками и шайбами, а крышка 7 крепится с крышкой 6 винтами с потайными головками.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить зубчатое колесо 2 с валом 3 посредством призматической шпонки (размеры шпонки 12x8х30) по ГОСТ 23360-78;
II — соединить крышку 6 с корпусом 1 болтами (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371 — 78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III — выполнить соединение крышек 6 и 7 винтами (резьба М8) по ГОСТ 1491—80;
IV - выполнить соединение крышки 4 с корпусом 1 шпильками по ГОСТ 22036—76 (резьба М10, материал корпуса — чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70.
V — подсоединить к корпусу 1 муфту (резьба G 3/8) по ГОСТ 8954-75.
ЧМ 06.23.00.000
В гидравлических системах применяют шестеренчатые, лопастные и плунжерные насосы.
Шестеренчатые насосы создают давление масла (жидкости) до 12 атм. Конструкция этого насоса наиболее проста. Он состоит из пары цилиндрических зубчатых колес 2, установленных в чугунный корпус 1.
При вращении колес масло из всасывающей полости А попадает между зубьями и стенкой корпуса и переносится в нагнетательную полость Б. Сцепляющиеся зубья колес препятствуют возвращению масла во всасывающую полость. Чтобы избежать утечки масла, зазоры в сопряжениях насоса должны быть минимальными, особенно между зубьями и корпусом, а также по торцам зубчатых колес.
Шестеренчатый насос начинают собирать с запрессовки в крышки 5 и 6 втулок 8. Затем на втулки 8 наносят слой солидола, который обеспечивает смазку для вала 3 и оси 4. С наружных сторон корпуса 1 помещают пропитанные нитролаком бумажные прокладки (на чертеже они не показаны), устанавливают крышку 5 и завинчивают винты. На ось 4 монтируют на призматической шпонке зубчатое колесо 2. Крышку 6 устанавливают к корпусу 1 и крепят шпильками с гайками и шайбами. Для уплотнения вала в крышке 6 поставлены сальниковые войлочные кольца 18 (Кольцо СГ 28-18-3,5 ГОСТ 6418-81), которые прижимаются к нему и крышке посредством накидной гайки 7.
Корпус 1 к опоре 9 крепится болтами, гайками и шайбами.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить зубчатое колесо 2 с осью 4 посредством призматической шпонки (размеры шпонки 8х7х25) по ГОСТ 23360-78;
II —соединить корпус 1 с опорой 9 болтами (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371—78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III — выполнить соединение крышки 5 и корпуса 1 винтами (резьба М10) по ГОСТ 17473—72;
IV — выполнить соединение крышки 6 с корпусом 1 шпильками по ГОСТ 22036—76 (резьба М8, материал корпуса — чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
V — ввернуть на корпус 1 муфту (резьба G1) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06.24.00.000
Клапан устанавливается на трубопроводах, соединяющих резервуары с приборами, нагнетающими газы или жидкости.
В корпусе 1 на кольцо 6 поставлен клапан 5.. Пружина 8 опирается на клапан 5 и седло 3. Рабочее состояние пружины достигается посредством винта 4. Вращение винта осуществляется ручкой 7, которая соединяется с винтом посредством призматической шпонки. В камере клапана просверлено отверстие для обеспечения атмосферного давления. Поставить или вынуть клапан из корпуса можно посредством стержня, ввернутого в отверстие клапана. Прокладка 10 обеспечивает плотное прилегание крышки 2 к корпусу 1 посредством шпилек, гаек 1 и шайб. Седло 3 крепится винтом 1 к ходовому винту 4.
Корпус 1 соединяется с опорой 9 болтами, гайками и шайбами. Жидкость или газ, идущие от нагнетательного прибора, поднимают клапан 5 и проходят по левому отверстию корпуса 1 в резервуар. Обратно газ или жидкость идти не могут, так как клапан 5 под действием пружины 8 садится на кольцо 6 и закрывает входное отверстие корпуса.
Методические указания
Чертеж выполнить в двух изображениях. Выполнить сечение А — А и Б — Б на свободном поле чертежа.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — соединить рукоятку 7 с винтом 4 посредством призматической шпонки (размеры шпонки 6x6x20) по ГОСТ 23360-78;
II — соединить опору 9 с корпусом 1 болтами (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы по ГОСТ 11371—78 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III — закрепить седло 3 на винте 4 посредством винта (резьба М6) по ГОСТ 1478-93;
IV— выполнить соединение крышки 2 с корпусом 1 шпильками по ГОСТ 22032—76 (резьба М10, материал корпуса — чугун), установить шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
V — ввернуть на корпус 1 муфту (резьба G1 ¼ ) по ГОСТ 8954—75.
ЧМ 06.25.00.000
Предохранительные клапаны предназначаются для исключения возможности повышения давления сверх установленного в обслуживаемых объектах и системах путем сброса рабочей среды.
Клапан состоит из корпуса 1, к которому крепится стакан 3. Стакан закреплен на корпусе болтами, шайбами и гайками. К нижней части корпуса прикреплен фланец 11, соединенный с корпусом при помощи шпилек, шайб и гаек. Клапан 2 установлен в корпусе и торцевой частью цилиндрического буртика упирается в торцевую плоскость внутренней цилиндрической части корпуса. В торец верхнего цилиндрического конца клапана 2 установлена на резьбе тарелка 4, на которую упирается пружина 5, регулируемая винтом 8. Винт 8 опирается на тарелку 6. Колпак 7 крепится к стакану 3 винтами. На резьбовом патрубке корпуса необходимо установить муфту. На чертеже клапан изображен в закрытом положении.
При повышении давления в системе жидкость, находящаяся в полости отверстия фланца 11 под клапаном 2, давит на него и клапан, сжимая пружину 5, открывает отверстие. Избыточная жидкость через отверстия в резьбовом патрубке корпуса и угольника сливается по трубопроводам (на чертеже не изображены) в бак.
Герметичность соединения корпуса 1 и фланца 11 осуществлена резиновым кольцом 10 (Кольцо 37-25-3,5 ГОСТ 6418-81). Для избежания утечки жидкости между корпусом 1 и стаканом 3 установлена прокладка 9.
Методические указания
Чертеж предохранительного клапана выполнить в двух изображениях
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — подсоединить к раструбу корпуса 1 муфту (резьба G1) по ГОСТ 8954-75;
II — соединить колпак 7 со стаканом 3 винтами (резьба М6) по ГОСТ 17473—72;
III — выполнить соединение стакана 3 с корпусом 1 болтами (резьба М10) по ГОСТ 7798—70, установить пружинные шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
IV —соединить фланец 11 с корпусом 1 шпильками (резьба М8, материал корпуса — чугун) по ГОСТ 22036—76, установить пружинные шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70.
ЧМ 06.26.00.000
Спускной кран является одним из видов арматуры трубопроводов и предназначается для спуска жидкости из системы.
Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена коническая пробка 2. В верхней части корпуса установлена втулка сальника 4, уплотняющая сальниковую набивку 16. Между набивкой и верхним основанием конической части пробки установлена втулка 3. Втулка сальника 4 крепится к корпусу 1 шпильками, шайбами и гайками. Для поворачивания пробки в нужное положение на верхнем цилиндрическом конце ее закреплена при помощи установочного винта рукоятка 5. Фланец 7 крепится к корпусу при помощи болтов, шайб и гаек. На резьбовом патрубке корпуса необходимо установить муфту. На чертеже кран изображен в открытом положении.
При повороте рукоятки 5 пробка 2, вращаясь, меняет поперечное сечение или полностью перекрывает отверстие, через которое проходит жидкость. К корпусу подсоединяются два трубопровода (на чертеже они не показаны), по которым проходит жидкость. С одной стороны трубопровод подсоединяется к резьбовому концу фланца 7, а с другой — к муфте. Полное прилегание сопряженных поверхностей пробки 2 и корпуса 1 достигается конической формой этих деталей. Уплотнение пробки 2 осуществляется при помощи сальниковой набивки 16 (материал – пенька ПП ГОСТ 5152-80*). Для избежания утечки жидкости между корпусом 1 и фланцем 7 установлена прокладка 6.
Методические указания
Чертеж спускного крана выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I —подсоединить к корпусу муфту (резьба G1) по ГОСТ 8954-75;
II — выполнить соединение рукоятки 5 и пробки 2 винтом (резьба М6) по ГОСТ 1477—93;
III — соединить втулку сальника 4 с корпусом 1 шпильками (резьба М10, материал корпуса — сталь) по ГОСТ 22032—76, установить пружинные шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
IV — выполнить соединение фланца 7 с корпусом 1 болтами (резьба М12) по ГОСТ 7798—70, установить пружинные шайбы по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70.
ЧМ 06.27.00.000
Насос — машина, преобразующая механическую энергию двигателя в механическую энергию состояния жидкости с целью ее подъема, перемещения или получения сжатых газов. Шестеренчатые насосы большей частью употребляются для перекачки вязких жидкостей.
Насос состоит из корпуса 1, в котором установлены шестерня 2 и вал-шестерня 3. Крышка 6 центрируется на корпусе штифтами и крепится к нему болтами, шайбами и гайками. К корпусу 1 крепится при помощи шпилек, шайб и гаек втулка сальника 5, которая уплотняет сальниковую набивку 15 (материал – пенька ПП ГОСТ 5152-80*). На резьбовой конец патрубка корпуса необходимо установить муфту.
Вращательное движение вал-шестерня 3 получает от двигателя через муфту (на чертеже она не изображена), установленную на резьбовом конце вала-шестерни. Вал-шестерня вращается по часовой стрелке и, находясь в зацеплении с шестерней 2, приводит ее во вращательное движение против часовой стрелки (см. вид слева, местный разрез). При выходе зубьев из зацепления образуется вакуум, в который засасывается жидкость и перегоняется между зубьями и цилиндрическими отверстиями в корпусе насоса к патрубку, выполненному в разрезе. Далее жидкость через муфту и трубопровод идет в систему (трубопровод на чертеже не изображен).
Герметизация шейки вала-шестерни 3 в месте выхода его из корпуса осуществлена при помощи сальниковой набивки 15.
Методические указания
Чертеж шестеренчатого насоса выполнить в двух изображениях.
На чертеже выполнить следующие соединения:
I — выполнить соединение втулки сальника 5 и корпуса 1 шпильками (резьба М8, материал корпуса — алюминий) по ГОСТ 22040—76, установить шайбы пружинные по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
II —соединить крышку 6 и корпус 1 болтами (резьба М10) по ГОСТ 7798—70, установить шайбы пружинные по ГОСТ 6402—70 и гайки по ГОСТ 5915—70;
III —подсоединить к корпусу 1 муфту (резьба G¾ ) по ГОСТ 8954—75;
IV — выполнить соединение крышки 6 и корпуса 1 штифтами (размеры штифта 8x20) по ГОСТ 3128—70.
ЧМ 06.28.00.000
Цилиндр представляет гидродвигатель с прямолинейным возвратно-поступательным движением поршня относительно корпуса цилиндра. Цилиндр упора предназначается для зажима или фиксации деталей в определенном положении.