Роль упражнений и письменных работ как метода практического усвоения русского языка: закрепления знаний, выработки умений и навыков
В результате упражнений ученики овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются умение и навык быстро и точно применять полученные знания на практике. Также формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.
Виды упражнений в зависимости от характера изучаемого материала: фонетические; морфологические; синтаксические; словарные.
Основная задача фонетических упражнений заключается в том, чтобы дети хорошо различали на слух и по произношению отдельные слоги и звуки, умели правильно их произносить отдельно и в слове. Только практические упражнения могут освободить детей от недостатков произношения, вроде сюсюканья, шепелявости, картавости, пропуска нужных звуков, вставки ненужных, перестановки звуков. Все это устраняется путем постоянного внимания к этим недостаткам, неоднократных исправлений, показа, как надо произносить.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя родного языка.
По содержанию упражнения бывают двух видов:
-при изучении морфологического состава слов ;
-при изучении частей речи.
Синтаксические упражнения имеют своей задачей закрепить те немногие теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, разобраться в структуре несложных по своему построению и составу предложений и словосочетаний, сознательно составлять словосочетания и предложения. Дети учатся различать предложения по цели высказывания и по интонациям, разбирать готовые предложения и составлять свои. Кроме того, дети изучают состав предложений, находят главные и второстепенные члены предложений. А также вычленяют из предложений словосочетания, определяют, какое слово от какого зависит, ставят от слова к слову вопрос, составляют свои словосочетания и включают их в предложения. С синтаксическими соединяются обычно и пунктуационные. Наиболее эффективными упражнениями, способствующими выработке пунктуационного навыка, являются:
-выразительное чтение предложений и целых текстов, интонационный и смысловой анализ их с последующим объяснением, какие знаки в них употреблены и почему;
- разбор поставленных в тексте знаков препинания;
- расстановка пропущенных знаков препинания в тексте;
-установление границ и смысловых отношений в простом предложении и между простыми предложениями в сложном;
-составление предложений на данное правило;
-составление графических схем предложений с обозначением знаков препинания в них;
-составление предложений по графической схеме;
-замена одного предложения другим, синонимичным;
-письмо по памяти;
-диктанты;
-изложение, осложненное специальным синтаксическим и пунктуационным заданием;
-сочинение;
-перевод;
-составление сводных правил употребления знаков препинания(тире, запятая).
Словарные упражнения:
1)словарно-грамматические, предлагающие определить отдельное слово как часть речи, подобрать родственные слова, сгруппировать слова по частям речи;
2)словарно –орфографические, задача которых усвоение отдельных, наиболее трудных слов. В программе обычно даётся список таких слов для каждого класса. Преподаватель учит детей запоминать написание подобных слов. Очень важно приучить учащихся пользоваться орфографическим словарём как при выполнении упражнений в классе, так и в процессе подготовки домашних заданий.
Требования к упражнениям:
1.Должны быть разнообразными.
2.Не слишком продолжительными по времени. Но регулярными, рассредоточенными и постоянно проводиться.
3.По характеру мыслительной деятельности – аналитико – синтетическими: грамматический разбор, конструирование слов, словосочетаний, предложений и связных текстов, сопоставление одних слов и форм с другими, нахождение между ними сходств и различий, группировка слов и предложений.
4.Должны способствовать выработке определенных умений и навыков: умения внимательно слушать и слышать, писать под диктовку, разбирать по определенному плану слова по составу, по частям речи и членам предложения, умения найти ударный и безударный слоги, поставить вопрос к слову, навести справки в учебнике, в словаре, проверить написание слова.
5.Материал для упражнений должен изменяться в зависимости от этапа работы на уроке.
В зависимости от характера и способа действий учащихся можно выделить 5 групп упражнений:
1.Направленные на распознавание, нахождение стилистических средств в данном языковом материале(«комментированное письмо», предупредительный диктант)
2.Направленные на определение функций, выполняемых языковыми средствами в тексте.
3.В которых требуется самостоятельно подобрать из газет, журналов, книг тексты различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их, объяснить целесообразность состава и функций используемых средств( осложненное списывание, объяснительные и выборочные диктанты, разные виды языкового разбора).
4.Предусматривающие употребление учащимися стилистических средств в собственной речи, в различных жанрах и стилевых разновидностях(сочинения, рецензии).
5.На редактирование:
А)на исправление речевых недочетов;
Б)на редактирование связных текстов.
Тренировочные упражнения с учетом стадий формирования орфографических умений и навыков можно разделить на три группы:
-упражнения, создающие базу для успешного изучения русской орфографии. Сюда входят орфоэпические, лексические и творческие упражнения. Они используются для развития фонематического слуха, формирования навыков произношения, обогащения словаря и развития речи.
-упражнения, помогающие усвоить опознавательные признаки изучаемых орфограмм ( разборы);
-упражнения, отрабатывающие орфографические умения и навыки(списывания с различными заданиями, диктанты, орфографический разбор).
Вывод: материал для упражнений должен изменяться в зависимости от этапа работы над тем или иным разделом. Пополняется словарный запас, а значит и изменяется синтаксический материал. Выбор упражнений зависит от целей и задач определенного урока.