Умений и навыков по геометрии
Цель учета и контроля знаний состоит в том, чтобы проверить, насколько сознательно учащиеся усваивают геометрические знания, овладевают навыками измерения и построения фигур.
Контроль за состоянием геометрических знаний необходим и для того, чтобы учитель мог внести коррективы в методику преподавания наглядной геометрии, учитывая те трудности, которые испытывают учащиеся при изучении данного предмета.
Цель учета и контроля также и в правильной организации и осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода к тем учащимся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и делают большие успехи в изучении геометрического материала и к тем, которые испытывают большие затруднения в усвоении наглядной геометрии из-за слабого развития пространственных и геометрических представлений, нарушения моторики и т. д.
Во вспомогательной школе находят применение следующие формы учета и контроля геометрических знаний: систематический текущий учет, периодический контроль в виде небольших самостоятельных работ тематического характера и контрольные работы.
Текущий учет и контроль за усвоением геометрического материала должен проходить на каждом уроке. Он проводится в форме фронтального или индивидуального опроса учащихся на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении, закреплении и обобщении знаний.
При опросе учитель проверяет осознанность восприятия и усвоения геометрических знаний, уровень овладения геометрической терминологией, овладение навыками вычерчивания, построения фигур и использования измерительных инструментов, решения задач.
При фронтальном опросе учитель задает вопросы всему классу, но организует так деятельность учащихся, чтобы каждый ученик активно готовился к ответу, использовал для ответа чертежи или модели геометрических фигур.
Например, в III классе при выявлении знаний о квадрате учитель может проверить достаточно глубоко знания всех учащихся, если
каждый ученик будет иметь набор геометрических фигур, в том числе квадратов различного размера, цвета, карандаши. Учитель просит всех учеников отобрать только квадраты (проходит по классу и смотрит, как ученики выполнили задание). «Возьмите квадрат,— говорит учитель,— и докажите, что эта фигура действительно является квадратом». (Ученики это делают путем перегибания модели квадрата по его четырем осям симметрии или измерением сторон и определением вида углов.) Один ученик устно должен рассказать о свойствах углов и сторон квадрата.
На уроке может быть организован индивидуальный опрос учащихся у доски. Например, учитель дает задание классу: начертить прямоугольник длиной 6 см и шириной 3 см и вычислить его периметр (VI класс). Все ученики выполняют задание в тетрадях, а один вызывается к доске с заданием: начертить прямоугольник длиной 6 дм, шириной 3 дм. После выполнения этого задания учитель может задать ему еще 1—2 дополнительных вопроса и оценить ответ.
Для индивидуального опроса нередко учитель вызывает ученика, просит его сесть за первую парту и дает индивидуальную карточку с заданием. Ученик готовится к ответу. В это время класс выполняет самостоятельную работу.
В индивидуальных карточках задания могут быть различного содержания, например (IV класс):
1) Назови виды треугольников. Вспомни, какой треугольник называется равнобедренным.
2) Начерти отрезок на 3 см длиннее данного.
В условиях вспомогательной школы в целях контроля за состоянием геометрических знаний, умений и навыков широко используются самостоятельные работы тематического характера, рассчитанные на 10—15 мин.
Самостоятельная работа может быть одинакового содержания для всех учащихся класса, или состоять из 4—6 вариантов работ с аналогичным содержанием, или представлять собой задания, записанные на карточках, индивидуальные для каждого ученика класса.
Если работа была одинакова для всех, то правильность ее выполнения необходимо проверить и обсудить тут же на уроке. Работы, состоящие из многих вариантов, а также индивидуальные работы учитель проверяет и оценивает после урока.
Организация самостоятельной работы с использованием карточек позволяет учесть индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, оценить его актуальные знания, наметить более реально зону его ближайшего развития и учесть это при организации дальнейшей работы с ним.
Оценки за самостоятельную работу выставляются в журнал и учитываются при выведении общей оценки по математике за четверть.
Проводятся и контрольные работы по геометрии.
Кроме того, как в младших, так и в старших классах в контрольной работе по математике наряду с заданиями по арифметике могут быть даны одно-два задания геометрического содержания. Это могут быть задачи вычислительного характера (вычисление периметра, площади, объема,
площади полной или боковой поверхности тела, определение градусной меры угла смежного с данным углом или угла треугольника, параллелограмма и т. д.), задачи на построение, на измерение отрезка, ломаной, углов и т.д. В заданиях могут быть вопросы на проверку знаний (например, написать названия видов углов, видов треугольников в зависимости от видов углов, длин сторон и т. д.), на проверку точности измерений, на построение фигур и т. д. Хотя оценка за контрольную работу ставится одна, однако учитель, давая качественный анализ знаний учащихся, обязательно отмечает характерные ошибки и трудности, возникшие при выполнении заданий геометрического содержания, намечает пути преодоления этих ошибок и трудностей у учащихся класса в целом и индивидуальных трудностей у каждого ученика в отдельности.
Контрольная работа может содержать и только геометрический материал, т. е. носить тематический характер. Такие работы, как правило, проводятся в старших классах, не чаще одного-двух раз в четверть.
Учитель дает и количественный, и качественный анализ выполнения контрольной работы учащимися. На следующем уроке он проводит работу над ошибками.
В контрольных работах, так же как в повседневной работе, ученики, начиная со II класса, выполняют чертежи карандашом с обязательным использованием измерительных и чертежных инструментов.
Учитывая несовершенство школьных измерительных инструментов, а также несовершенство моторики учащихся вспомогательной школы, при оценке точности измерений можно допустить погрешность ±2 мм в младших классах, ± 1 мм, ±1° — в старших классах. Дети, которые в силу присущих им недостатков моторики (парезы, леворукость и др.) не могут правильно держать в руках инструмент или пользоваться им, дети с резко выраженными пространственными нарушениями или не выполняют общую с классом работу, получая облегченное задание (обводку, штриховку, вычерчивание фигуры более простой конфигурации), или выполняют работу, общую с классом, но учитель снижает требования к качеству их чертежей. Оценка выставляется за правильность выполнения последовательности построения.
Графические работы включаются (за редким исключением) во все уроки геометрии, все работы проверяются учителем и оцениваются. Оценки доводятся до сведения учащихся (со всеми замечаниями учителя). Учитель ведет учет всех оценок за графические работы школьников, чтобы в конце учебной четверти или года иметь четкое представление о навыках выполнения графических работ каждым из учащихся. За отдельные работы, выполненные с большой долей самостоятельности, оценки вносятся в классный журнал за тот день, когда была проведена работа.
Геометрический материал в V—VIII классах не выделяется на страницах классного журнала в качестве отдельного предмета, хотя темы уроков, связанные с изучением геометрического материала, и даты проведения этих уроков заносятся в журнал. Оценка знаний геометрического материала входит в общую оценку по математике. За решение задачи с геометрическим содержанием оценка может быть выставлена на любом уроке математики — тогда, когда задача решена.
Глава 2