Главным учебно-методическим управлением
общего среднего образования Госкомитета СССР
по народному образованию
2-е издание, переработанное
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
ББК 74.3 П27
Перова М. Н., Эк В. В.
П27 Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя.— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1992.— 144 с: ил.— ISBN 5-09-004090-7.
В пособии раскрываются общие и частные вопросы содержания и методики обучения элементам геометрии в курсе математики вспомогательной школы, а также приводятся образцы решения задач геометрического содержания.
Для учителей вспомогательной школы. Может быть использовано студентами дефектологических факультетов пединститутов.
Первое издание вышло в 1983 году.
4310010000—177 103(03)—92 |
ББК 74.3 |
Инф. письмо — 92, № 270
Учебное издание
ПЕРОВА Маргарита Николаевна ЭК Валентина Васильевна
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГЕОМЕТРИИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Зав. редакцией Т. С. Залялова
Редактор Т. В. Панфилова
Младший редактор О. Р. Басова
Художник В. В. Беляева
Художественный редактор JI. Н. Сильянов
Технический редактор С. С. Якушкина
Корректор М. Ю. Сергеева
ИБ № 14172
Сдано в набор 15.05.91. Подписано к печати 29.08.91. Формат 60 X 90'/ie. Бум.
офс. № 2. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,0. Усл. кр.-отт. 9,38.
Уч.-изд. л. 10,26. Тираж 19 800 экз. Заказ 62. Цена 1 руб.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Министерства печати и массовой информации РСФСР. 129846, Москва, 3-й проезд Марьиной
рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Министерства печати и массовой информации РСФСР. 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.
© Издательство «Просвещение», 1983
ISBN 5-09-004090-7 |
© Перова М. Н, Эк В. В., 1992, с изменениями
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие предназначается для учителей вспомогательных школ, а также студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.
К пособии раскрываются вопросы обучения элементам геометрии учащихся вспомогательной школы. Наглядная геометрия является составной частью математики, изучаемой во вспомогательной школе.
На изучение ее отводится в соответствии с программой по математике во вспомогательной школе значительное количество часов.
Изучение этого раздела математики позволяет формировать у умственно отсталых школьников пространственные и геометрические представления и понятия, чертежные, измерительные и графические умения и навыки. Знания и умения, получаемые учащимися при изучении геометрии, не только обогащают их жизненный опыт, пополняют математический кругозор. Кроме того, эти знания играют большую роль в коррекции и компенсации дефектов умственного и эмоциональио-волевого развития учащихся, подготовке их к производительному, общественно полезному труду, к социальной адаптации и реабилитации.
В пособии наряду со специфическими методами и приемами формирования геометрических знаний, умений и навыков читатели познакомится и с коррекционными приемами, которые необходимо использовать при изучении геометрического материала, а также методикой решения различных видов задач геометрического содержания. Методическое пособие состоит из двух глав: общих вопросов содержания и методики изучения геометрического материала и вопросов частной методики.
И первой главе пособия излагаются задачи, содержание и организация изучения геометрического материала на уроках математики как в младших, так и в старших классах вспомогательной школы, показана взаимосвязь изучения арифметического и геометрического материала.
На основе собственного опыта, специальных исследований и анализа учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе авторы знакомят читателя с основными трудностями усвоения геометрического материала умственно отсталыми учащимися, вскрывают причины этих трудностей и намечают пути их предупреждения и решения. И этой же главе приводятся примерные планы и конспекты уроков разного типа, раскрываются требования к домашним заданиям, ведению тетрадей.
Вторая глава пособия посвящена вопросам частной методики изучения отдельных тем геометрического содержания.
В целях избежания повторов изложение методики изучения геометрического материала проводится не по классам, а по основным темам программы. Например, сначала излагается методика изучения таких геометрических фигур, как точки, линии, отрезки, затем углы, далее методика изучения многоугольников и т. д. Причем при изложении методики изучения каждой темы авторы стремятся показать содержание, методы и приемы работы над ней в каждом классе вспомогательной школы. Отмечают постепенно усложняющийся уровень требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, показывают все новые виды наглядных пособий и дидактическою материала, использование коррекционных приемов.
Такое изложение материала поможет учители) проследить постепенное усложнение содержания геометрическою материала от класса к классу, различный уровень требований к нижним учащихся по данному разделу математики и тем самым правильно выбрать
соответствующие методы и приемы изучения элементом наглядной геометрии.
Особое внимание авторы обращают на формирование навыков работы с измерительными и чертежными инструментами на уроках математики, учитывая, что эти навыки позволят подготовить учащихся к жизни и играют исключительно большую кoppекционную роль.
Обе главы пособия взаимосвязаны. Внимательное ознакомление с содержанием первой главы позволит правильно выбрить наглядные пособия, методы и приемы обучения и организационно правильно реализовать рекомендации, изложенные во второй главе пособия,
Авторы надеются, что пособие окажет помощь студенту – будущему учителю-олигофренопедагогу и учителю, не имеющему опыта работы с умственно отсталыми детьми.
В настоящем пособии невозможно привести методические рекомендации по всем частным вопросам, описать все трудности, которые могут встретиться учителю. Авторы сделали попытку на большом количестве основных программных тем, изучаемых во вспомогательной школе, показать особенности использования традиционных и специфических методов и приемов обучения умственно отсталых школьников элементам геометрии.
При подготовке методического пособия учитывались рекомендации, изложенные в методических пособиях Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, П. Г. Тишина, а также новые научные данные, полученные в исследованиях Ю. Т. Матасова, В. П. Гриханова, собственных исследованиях авторов, изучении опыта работы учителей вспомогательных школ.
Предисловие и глава I написаны М. Н. Перовой, глава II написана совместно М.Н.Перовой и В.В. Эк.
Глава 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ