Определение характеристик поворотливости судна в установившемся периоде циркуляции
Характеристиками установившегося периода циркуляции, широко используемыми судоводителями для оценки поворотливости судна, являются радиус установившейся циркуляции , ее тактический диаметр , время поворота судна на обратный курс.
Наиболее полно поворотливость судна в установившемся периоде циркуляции характеризуется диаграммой управляемости, построенной в координатах , или .
Однако построение такой диаграммы требует проведения большого числа замеров радиуса циркуляции при различных углах перекладки руля на правый и левый борт в одинаковых условиях. Большая продолжительность таких испытаний часто не позволяет удовлетворить указанным условиям, обычно ограничиваются несколькими замерами при полных перекладках руля на правый и левый борт на полных, средних и малых ходах и при водоизмещении в полном грузу и в балласте.
Существует большое число различных способов замера характеристик установившейся циркуляции. Ниже рассмотрены только те из них, которые основаны на использовании обычно имеющихся на судне измерительных приборов.
Определение по показаниям лага. После поворота судна на
150-180°от начального курса, т.е. после выхода судна на установившийся период циркуляции, включают секундомер и по показаниям гирокомпаса фиксируют изменение курса за некоторое произвольное время t (в секундах). По показаниям лага определяют пройденное расстояние за данное время. Так как радиус циркуляции, а угловая скорость на циркуляции , то диаметр установившейся циркуляции (в милях) найдется по выражению:
(82) |
Погрешность замерапо этому способу зависит от точности показания лага, уменьшающейся при движении судна на циркуляции с углом дрейфа, и составляет примерно
Определение и с помощью радиолокатора. При наличии
па судне радиолокационной станции диаметр установившейся циркуляции может быть найден путем непрерывного замера расстояний до некоторого берегового ориентира. Разность между максимальным и минимальным расстоянием равна диаметру установившейся циркуляции. Большая точность измерения может быть получена, если замер расстояний с помощью РЛС производится не до
берегового ориентира, а до радиолокационной вехи (буй с установленным на нем отражателе в виде ромбовидной фигуры из оцинкованной железной сетки).
Возможность маневрирования на близком расстоянии от вехи значительно повышает точность измерения расстояний до нее. Если требуется замерить тактический диаметр циркуляции, то в момент выхода судна на траверз вехи перекладывают руль и замеряют с помощью РЛС расстояние до нее. После поворота судна на 180° его одерживают и вторично замеряют расстояние до вехи в момент выхода судна на траверз ее с противоположного борта. Разность между замеренными расстояниями дает величину тактического диаметра циркуляции.
При хорошей квалификации можно измерить диаметр установившейся циркуляции с погрешностью порядка .