Играем вчера, сегодня, завтра
Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней исегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес кигре, и успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий. Допустим, что малышпервый раз сложил 8 узоров -- 4 "дорожки" и 4 "квадрата" (СУА 1 -- СУА 3).Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым?Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом "ледокола",т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй деньможно дать несколько прежних узоров: 2 -- 3 "дорожки", 1 "квадрат", а затемуже новые узоры-задания серии А сколько малышу захочется. Так, каждый раз "для разгона" надо сложить несколько прежних, ужепокорившихся узоров и только потом давать новые. Величину "разгона" тоженадо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе отодноцветных граней к двухцветным (этот переход ощутим во всех 3 сериях А, Б,В), то "разбег" следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплотьдо 1 -- 2. Вообще переход к составлению трудных узоров -- пробный камень и дляискусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Есливашему ребенку не удается узор, забудьте о нем на месяц-два. После перерыва,с новыми силами и взяв "большой разгон" (т. е. вернувшись, может быть, ксамым первым узорам), малыш может почти сразу взять неприступный преждеузор. Но возможен другой вариант. Ване почти 3 года. У него никак неполучаются "фонарики" (СУА 10). Он пробует каждый раз их складывать, берет"разгон" и, ничего не добившись, говорит с огорчением: "Никак!" Иногда онпросит: "Дай другой!" И я достаю ему по 1 -- 2 узора из серии Б, которыеВане удаются (они из одноцветных граней). О Ваниной неудаче с "фонариками"уже знают не только папа с мамой, но и старшие братья и сестры. Они тоже иногда играют с Ваней, и с ними он одолел "пилу", которая"Ела, ела дуб-дуб -- поломала зуб-зуб" (так говорит Ваня, двигая "пилу"взад-вперед по столу), а "фонарики" никак не сдаются. -- Скоро и "фонарики" у тебя получатся, -- утешаем мы Ваню. -- Ведь и"пила" и "елочка" тоже трудные, а ты их уже делаешь. Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли забыть навремя и "фонарики", и игру, как вдруг однажды вечером, ко всеобщей радости,Ваня сам сложил "фонарик". Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую "волну" увлечения игрой,а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занимались старшие егобратья и сестренки и придумали для нашей игры более десятка новых интересныхузоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить, уж оченьхороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.
Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: "Давайпоиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том,чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но ипоощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том,что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенокучится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силыи возможности -- в этом начало самостоятельности мышления, очень важнойстороны творческих способностей. Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи скубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и длясамого ребенка. В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когдаони в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее после игрыпапе или маме. Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, ноинтересуемся: -- А какую серию узоров ты будешь складывать? -- Серию Д, -- отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться,если это самая трудная и сложная серия. За успехами и продвижением малыша мы следим и, конечно, записываем всекрупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде"фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание новогоузора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малышичувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся одолетьпобольше узоров. В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, идети, между прочим, могут рано их освоить и к 4 -- 5 годам вполне осмысленнопользуются счетом до 50, 100 и даже дальше. Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2 -- 3 лет. Если из азбуки и изцифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как"мяч" или "стол", то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-торазница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас всемье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3 -- 4 лет начиналичитать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась ина усвоение школьной программы. Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям -- самый простой видработы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоитьколичество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоитиз красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синийузор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как заданиенового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его поцвету.
Еще до того как малыш переключится на выполнение серии узоров Б и В, онможет срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками,развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводитькарандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобнорисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первыеоткрытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малышисначала просто не обращают внимания -- линии слишком тонки, клетки мелки ипотому мало заметны. Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегосявыполнению задания к предельно сложному, требующему максимальногонапряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. Умалышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, аи фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию полинейке в тетради -- предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, ктоумеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, -- тот "не падает вреку" и проходит по мостику. Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного большевремени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовываниедавайте ребенку в 2 -- 3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать,когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когдапредложить закончить игру, Узоры можно рисовать в разном масштабе -- 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6(одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышупо силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложкекоторой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите емуобразец. Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнитподготовительные упражнения (см. с. 41). 1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2точки, по 3 точки, по 4 и т.д. Малыш при этом не только учится рисоватьточки, но и учится считать. 2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечениилинеек? Задавать можно разное число точек -- от 2 до 10, а в качествеконтрольного упражнения -- весь треугольник из точек, как на рисунке. 3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точнопо линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.? 4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно полинейке: линию длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т.д.? 5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Ктонарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.? 6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку"). 7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисуетквадрат со стороной в 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и т. д.? 8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветнымкарандашом так, чтобы не выходить за контур? 9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали изакрасить разными цветными карандашами? 10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равныхквадрата и закрасить разными цветными карандашами?
Можно играть и самому!
Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: "Давайпоиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том,чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но ипоощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том,что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенокучится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силыи возможности -- в этом начало самостоятельности мышления, очень важнойстороны творческих способностей. Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи скубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и длясамого ребенка. В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когдаони в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее после игрыпапе или маме. Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, ноинтересуемся: -- А какую серию узоров ты будешь складывать? -- Серию Д, -- отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться,если это самая трудная и сложная серия. За успехами и продвижением малыша мы следим и, конечно, записываем всекрупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде"фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание новогоузора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малышичувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся одолетьпобольше узоров. В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, идети, между прочим, могут рано их освоить и к 4 -- 5 годам вполне осмысленнопользуются счетом до 50, 100 и даже дальше. Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2 -- 3 лет. Если из азбуки и изцифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как"мяч" или "стол", то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-торазница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас всемье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3 -- 4 лет начиналичитать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась ина усвоение школьной программы. Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям -- самый простой видработы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоитьколичество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоитиз красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синийузор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как заданиенового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его поцвету.
А теперь узоры нарисуем
Еще до того как малыш переключится на выполнение серии узоров Б и В, онможет срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками,развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводитькарандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобнорисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первыеоткрытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малышисначала просто не обращают внимания -- линии слишком тонки, клетки мелки ипотому мало заметны. Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегосявыполнению задания к предельно сложному, требующему максимальногонапряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. Умалышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, аи фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию полинейке в тетради -- предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, ктоумеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, -- тот "не падает вреку" и проходит по мостику. Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного большевремени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовываниедавайте ребенку в 2 -- 3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать,когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когдапредложить закончить игру, Узоры можно рисовать в разном масштабе -- 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6(одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышупо силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложкекоторой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите емуобразец. Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнитподготовительные упражнения (см. с. 41). 1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2точки, по 3 точки, по 4 и т.д. Малыш при этом не только учится рисоватьточки, но и учится считать. 2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечениилинеек? Задавать можно разное число точек -- от 2 до 10, а в качествеконтрольного упражнения -- весь треугольник из точек, как на рисунке. 3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точнопо линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.? 4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно полинейке: линию длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т.д.? 5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Ктонарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.? 6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку"). 7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисуетквадрат со стороной в 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и т. д.? 8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветнымкарандашом так, чтобы не выходить за контур? 9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали изакрасить разными цветными карандашами? 10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равныхквадрата и закрасить разными цветными карандашами?
Придумываем узоры сами
Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческимиэлементами, составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной изсерий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенокнаучится складывать почти все узоры серии В. Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый,симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такиеузоры и надо считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда удается имсложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленнозарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики -- и узора больше нет. Такпоявился у нас "Зоопарк" -- серия СУд , где почти все узоры придумали дети. Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ееименем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можнонарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можнонаклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги. Такую серию новых узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом,малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения. Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит мамечто-нибудь, сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот деньвсе вспоминают только о новорожденном: поздравляют -- его, подарки -- ему,праздник -- ради него, а о маме как-то забывают. В такой день для мамы самымдорогим подарком будет то, где все свое -- и идея узора, и исполнение его;"Смотри, мама, -- я расту, я уже многое умею!" --------* "Рамки и вкладыши Монтессори (М)" *
Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога МарииМонтессори (1870 -- 1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданийи умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, такуспешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми оназанималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию дажепревосходили нормальных детей. Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в несколькихнаправлениях: 1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и ихположение на плоскости (зрительно и на ощупь); 2) готовит детей к овладению письмом и рисованием -- вырабатываетумение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки",умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз,различать границы фигур и видеть линии-контуры; 3) знакомит с геометрической терминологией -- названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетнимималышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы впознании мира. В возрасте 8 -- 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям неразрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии. Игра представляет собою набор квадратных рамок -- пластинок размером100Х100 мм, толщиною 1,5 -- 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие,закрывающееся крышкой -- вкладышем такой же формы и размера, но другогоцвета (см. с. 42, 48). Набор состоит из следующих фигур: 1. Круг (диаметр -- 50 мм). 2. Квадрат (сторона -- 40 мм). 3. Треугольник равносторонний (сторона -- 50 мм). 4. Эллипс (диаметры -- 70 и 40 мм). 5. Прямоугольник (стороны -- 60 и 40 мм). 6. Ромб (сторона -- 40 мм и острый угол -- 60 градусов). 7. Трапеция (основания -- 60 и 40 мм, высота -- 40 мм). 8. Четырехугольник неправильный (стороны -- 65 и 35 мм, один прямойугол). 9. Параллелограмм (стороны -- 50 и 42 мм, острый угол -- 75 градусов). 10. Треугольник равнобедренный (стороны -- 65, 40 мм). 11. Шестиугольник правильный (сторона -- 30 мм). 12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности -- 65 мм). 13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты -- 60 мм). 14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности -- 60 мм). 15. Шестиугольник неправильной формы (стороны -- 30 мм, двапротивоположных угла -- 90 градусов). 16. Треугольник разносторонний (стороны -- 40, 60, 80 мм).