Дидактическая игра «Как их зовут?».
Перед детьми представлена картина с изображением детей. Педагог предлагает детям угадать, как зовут детей, изображенных на картине.
Суть игры: необходимо составить имена, ориентируясь на первые звуки в словах.
Опорные слова:
1) шар, утка, рыба, апельсин - Шура;
2) мышь, автобус, шишка, антенна - Маша;
3) рука, осы, мак, автобус - Рома.
2. Звуковой анализ слова«дом».
Педагог напоминает детям, что на прошлом занятии они учились находить все звуки в слове «мак»; учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Предлагается вспомнить, какие звуки есть в слове «мак» (звуковой анализ слова «мак» на повторение).
На доске появляется карточка с изображением дома.
Звуковой анализ слова «дом» по схеме:
1) Определить сколько звуков всего, опираясь на схему под картинкой.
2) Выделить голосом первый звук в слове и отметить на карточке.
ДОМ
3) Какой второй звук?
Отметить характерные особенности этого звука (тянется, поется, громко произносится, при его произнесении нам нечего не мешает (ни губы, ни язык, ни зубы).
4) Какой третий звук?
5) Упражнение в произнесении слова «дом» в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова:
3. Задание детям:
- в словах мак и дом найти одинаковые звуки ([м]) и определить, где находится этот звук в слове мак, а где в слове дом;
- найти в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся: [а] и [о]. *
4. Задание детям:
- придумать со словом мак предложение из двух слов;
- придумать со словом дом предложение из трех слов;
- «записать» графически (короткими черточками) эти предложения в тетрадях.
Игровое упражнение «Маленький архитектор».
Выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.
Итог занятия.
Занятие № 18
Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ».
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И»
Задачи:
• закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
• познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»;
• продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки;
• упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;
• развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи;
• дать детям представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».
Пособия: сюжетная картина с изображением детей, картина-схема слова «дым», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Дидактическая игра «Как их зовут?»(по сюжетной картине).
Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах:
1) камыш, кенгуру, шар, ваза - Шура;
2) стол, кошка, топор, утка - Лара;
3) дом, сумка, ландыш, вилка - Маша;
4) комар, колесо, сом, пила - Рома.
2. Упражнение за закрепление:звуковой анализ слов «мак» и «дом».
Дети выполняют это задание самостоятельно, по очереди выходя к доске. В случае необходимости педагог приходит на помощь.
3. Звуковой анализ слова «дым»(по схеме занятия № 17).
4. Игра со словом «дым»:
а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками [д], [ы], [м]. Вызвать к себе не по порядку: [ы], [м], [д]. -дети должны встать правильно так, чтобы получилось слово.
б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вызвать к себе по звукам: [д], [м], [ы]. Дети должны встать, чтобы получилось слово «дым».
в) Предложить детям найти одинаковые звуки в словах «дом» и «дым».
5. Задание детям:найти одинаковые звуки в словах «мак», «дом» и «дым».