Игровое упражнение «В лесу родилась елочка».
Обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
Анализ занятия.
Занятие № 14
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА
В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ
Задачи:
• обогащать словарный запас детей;
• продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;
• совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах;
• продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова; • помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;
• развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.
Пособия: игрушки (кукла, машина, мишка, ослик, бегемот, Петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка); трафареты животных, тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Разныеслова».
Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре может служить стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова»:
Есть сладкое слово - конфета. Есть быстрое слово -ракета. Есть кислое слово -лимон. Есть слово с окошком - вагон. Есть слово колючее - ежик. Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель. Есть слово зеленое - ель. Есть книжное слово - страница. Есть слово лесное - синица. Есть слово пушистое - снег. Есть слово веселое - смех.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, колючим.
2. Игра «Доскажи словечко!».
Дел у меня немало
-Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима).
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, Белые... (снежинки).
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... (иней).
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодна, большая...
Кто я такая?... (Снежная баба.)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы ... (санки).
Ног от радости не чуя
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?... (Коньки.)
На маленькой площадке крик:
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!».
Веселая игра... (хоккей).
Игра «Магазин игрушек».
Условие игры: детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога; потом - игрушку с названием в три слога.
Правила игры: покупая игрушку, дети должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова, последовательное звучание каждой его части.
Игровое упражнение «Подумай, не торопись».
Воспитатель дает детям задания:
1) Подберите слово, которое начинается на последний звук слова стол. (Ласточка, лавка...)
2) Вспомните название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр». (Воробей, грач...)
3) Подберите слово, чтобы первый звук был [к], а последний — [ш]. (Карандаш, камыш...)
4) Придумайте собаке (или коту) кличку, чтобы она начиналась на звук [ш] ([к], [м], [т]), а последний - [к]. (Кузнечик, Шарик, Шустрик, Тузик, Мурзик.)
5) Найдите в комнате предметы, в названии которых присутствует второй звук [у]. (Бумага, дудочка, Буратино, луковица.)
6) Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со зрука [м]. (Мама моет Машу мылом.)
Дети составляют предложения, в которых все слова начинаются на звуки: [с], [н], [р].
Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»
Педагог предлагает детям пройти на ковер, «превратиться» в гномиков (присесть) и сделать пальчиковую гимнастику:
Жили-были в домике маленькие гномики. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибаем пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Разгибаем пальчики, начиная с больших.)
Стали гномики стирать. (Трем кулачками друг о друга.) Токи - рубашки, Пики - платочки,
Лики - штанишки,
Чики- носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
(Загибаем пальчики, начиная с больших.)
После выполнения гимнастики педагог просит детей встать, потянуться, снова стать большими ребятами.
5. Работа в тетрадях.
Обводка трафаретов животных в тетради с последующей штриховкой.
Итог занятия.
Занятие № 15