Подвижные соединения и передачи
При конструировании машин и механизмов широко применяются соединения, которые преобразуют вращательное движение в поступательное, изменяют частоту вращения (зубчатые передачи). В качестве опор такого рода передач, обеспечивающих подвижность соединений, используют подшипники качения.
Подшипник
Узел, необходимый для соединения деталей, а также представляющий собой часть опоры, поддерживающий конструкцию и придающий ей вращательное перемещение, придавая ей жесткость, называется подшипником. Рассмотрим виды подшипников, их предназначение и таблицу размеров, которая необходима для правильного выбора подшипников качения.
Подшипник состоит из трех частей, включая (рис.2.2.35):
· кольца (внутренние и внешние);
· шарики, ролики (тела качения или скольжения);
· сепаратор (необходим для удержания тел качения на определенном расстоянии друг от друга и направления их движения).
Подши́пник (от «под шип») – сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жесткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение.
Когда элемент в работе, действуют определенные силы, которые оказывают на него дополнительную нагрузку. Стоит выделить две основные:
1) сила радиальная;
2) сила осевая.
Они оказывают действие в перпендикулярном и параллельном направлении к объекту.
На сборочных чертежах подшипник в осевых разрезах изображается упрощенно по ГОСТ 2.420-69. Конфигурации подшипников выполняются сплошными линиями основной толщины (рис.2.2.36 а), без указания конструктивных особенностей подшипников. При необходимости указания типа подшипника его условное графическое обозначение по ГОСТ 2.770-68 можно вписать в его контур (рис.2.2.36 б).
Первая часть – кольцо – имеет жёлоб. Его основное предназначение – быть поверхностью, по которой будет катиться тело. Как уже говорилось, многие модели подшипников не имеют сепаратора, который может держать расстояние. При этом количество шариков (роликов) будет намного больше обычного. Это поможет увеличить допустимую норму нагрузки. У таких подшипников, как правило, частота вращения намного ниже в связи с увеличением числа шариков.
Угольник прямой ГОСТ 8946-75 | Тройник прямой ГОСТ 8948-75 | Крест прямой ГОСТ 8951-75 | Муфта короткая ГОСТ 8954-75 Муфта длинная ГОСТ 8955-75 |
Таблица 2.2.8
Фитинги прямые
Условный проход Dу, мм | Резьба d, дюймы | Угольник, тройник, крест L, мм | Муфта | |||
Короткая L, мм | длинная L, мм | Число рёбер | Длина ребра жёсткости t, мм | |||
1/4 | ||||||
3/8 | ||||||
1/2 | ||||||
3/4 | ||||||
11/4 | ||||||
11/2 | ||||||
Допускается изображать подшипники в разрезе или сечении по правилам ГОСТ 2.109-73, т.е. половина разреза относительно оси вращения изображается контуром с диагоналями рис.2.2.36, в). Фаски и сепараторы не изображаются. Диагонали изображаются сплошной тонкой линией.
4 – жёлоб – дорожка, по которой катятся тела качения