По выполнению графических работ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инженерная графика
Рабочая тетрадь
По выполнению графических работ
для студентов-заочников
Средних специальных учебных заведений
По специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Тула
Содержание
1 Графическая работа №1 – Линии чертежа. Шрифты чертежные
2 Графическая работа №2 Геометрические построения
3 Графическая работа №3 – Строительные чертежи
4 Графическая работа №4 - Условные графические изображения на строительных чертежах
5 Графическая работа №5 – Методика вычерчивания плана этажа
6 Графическая работа №6 – Методика вычерчивания разреза здания
7 Графическая работа №7 – Методика вычерчивания фасада здания
8 Графическая работа №8 - Чертежи генеральных планов
9 Практическая работа №9 – Общие требования к оформлению текстовых документов
Графическая работа №1
Линии чертежа. Шрифты чертежные
Цель работы:
Уметь вычерчивать основные линии чертежа, знать их назначение, уметь вычерчивать буквы и цифры.
Таблица 2 – Шрифт типа А
Параметры шрифта | Обозначение | Относительный размер | Размеры в мм | ||||||
Размер шрифта (высота прописных букв) | h | (14/14) h 14 d | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 14,0 | 20,0 |
Высота строчных букв | с | (10/14) h 10 d | 1,8 | 2,5 | 3,5 | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 14,0 |
Расстояние между буквами | а | (2/14) h 2 d | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
Минимальный шаг строк (высота вспомогательной сетки) | b | (22/14) h 22 d | 4,0 | 5,5 | 8,0 | 11,0 | 16,0 | 22,0 | 31,0 |
Минимальное расстояние между словами | е | (6/14) h 6 d | 1,1 | 1,5 | 2,1 | 3,0 | 4,2 | 6,0 | 8,4 |
Толщина линий обводки шрифта | d | (1/14) h d | 0,18 | 0,25 | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 1,4 |
Примечания:
1. Расстояние а между буквами, соседние линии которых не параллельны между собой (например, ГА, AT), может быть уменьшено наполовину, т.е. на толщину d линии шрифта.
2. Минимальным расстоянием между словами е, разделенными знаком препинания, является расстояние между знаком препинания и следующим за ним словом.
При выполнении документов автоматизированным способом допускается применять шрифты, используемые средствами вычислительной техники. В этом случае должны быть обеспечены их хранение и передача пользователям документов.
Устанавливаются следующие размеры шрифта: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.
Примечание. Применение шрифта размером 1,8 не рекомендуется и допускается только для типа Б.
Построение шрифта во вспомогательной сетке показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Построение шрифта по вспомогательной сетке
Предельные отклонения размеров букв и цифр ± 0,5 мм.
Русский алфавит (кириллица)
Шрифт типа А с наклоном приведен на рисунке 2, а начертание цифр с наклоном на рисунке 3.
Рисунок 2 - Шрифт типа А
Рисунок 3 – Начертание цифр
Порядок выполнения работы
В графическую работу №1 входит выполнение двух упражнений:
1 начертание основных линий чертежа;
2 начертание алфавита шрифтом типа А.
Упражнение 1
Выполняется в рабочей тетради.
Задание: необходимо изобразить девять основных линий чертежа:
- сплошную толстую основную;
- сплошную тонкую линию;
- сплошную волнистую линию;
- штриховую линию;
- штрихпунктирную тонкую линию;
- штрихпунктирную утолщенную линию;
- разомкнутую линию;
- сплошную тонкую с изломами;
- штрихпунктирную с двумя точками.
Толщина и размеры всех линий приведены в теоретических положениях.
Упражнение 2
Выполняется на листе миллиметровой бумаги формата А3.
В данном упражнении необходимо вычертить алфавит и цифры от 1 до 0 шрифтом типа А.
Размеры шрифта приведены в таблице 1.
Алгоритм работы
1 Выбирается размер шрифта.
2 Строится сетка для каждой буквы и цифры в зависимости от их размеров.
Вспомогательная сетка - сетка, образованная вспомогательными линиями, в которые вписываются буквы. Шаг вспомогательных линий сетки определяется в зависимости от толщины линий шрифта d (рисунок 4).
Рисунок 4 – Построение вспомогательной сетки
Для букв г, д, и, й, л, м, п, т, х, ц, ш, щ проводятся только две вспомогательные линии на расстоянии, равном их высоте, затем проводятся вертикальные линии на расстоянии, равном ширине букв и расстоянию между ними.
Для букв б, в, е, н, р, у, ч, ъ, ы, ь между двумя горизонтальными линиями добавляется еще одна по которой выполняются средние элементы букв.
Для букв з, о,ф, ю проводятся четыре линии, где средние линии указывают границы скруглений.
Сетка для цифр строится аналогично.
3 Тонкими линиями намечаются контуры букв и цифр.
4 Проверяется правильность написания букв и цифр.
5 Делается обводка букв и цифр мягким карандашом.
Для более правильного начертания букв и цифр размер шрифта рекомендуется принимать 14 или 20. Начертание букв и цифр дано на рисунках 2 и 3.
Графическая работа №2
Геометрические построения
Цель работы:
Научиться делить углы, отрезки и окружности на различное число частей геометрическими построениями.
Порядок выполнения работы
В графическую работу №2 входят выполнение трех упражнений на геометрические построения.
Алгоритм выполнения работы
1 Из конечных точек А и В отрезка АВ провести дуги окружности, радиус которых больше половины длины отрезка (R = 45мм).
2 Получаем точки от пересечения дуг точки С и D.
3 Соединяем прямой точки С и D между собой.
4 Получаем точку О , разделившую отрезок АВ пополам (рисунок 5а).
а – деление отреза пополам
б – деление отрезка на любое равное число частей
Рисунок 5 – Деление отрезков
Деление отрезка на четыре равные части производится путем деления каждой его половины пополам тем же приемом.
Задание: Дано: отрезок АВ, равный 60 мм.
Требуется разделить отрезок АВ на две и четыре равные части.
Ход работы
Алгоритм выполнения работы
1 Из конца А отрезка АВ под произвольным углом к нему провести прямую линию.
2 На проведенной прямой линии от точки А отложить семь равных отрезков произвольной длины, получив точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
3 Полученную точку 7 соединить с другим концом заданного отрезка – точкой В.
4 Через точки 1, 2, 3, 4, 5, 6 провести прямые, параллельные отрезку 7В.
5 Полученные прямые, пересекаясь с заданным отрезком разделят его на семь равных частей (рисунок 5б).
Задание: Дано: отрезок АВ, равный 60 мм.
Требуется разделить отрезок АВ на семь равных частей.
Ход работы
Алгоритм выполнения работы
1 Из вершины угла 0 провести дугу произвольным радиусом до пересечения со сторонами угла, получим точки пересечения А и В.
2 Из точек А и В сделать засечки дугой того же радиуса, получим точку С.
3 Соединить вершину угла О и точку С. Угол поделен пополам (рисунок 6а).
Таким же приемом можно разделить заданный угол на 4, 8, 16 и т.д. частей.
а – деление угла пополам
б – деление прямого угла на три равные части
Рисунок 6 – Деление углов
Задание: Дано: острый угол 300.
Требуется разделить данный угол пополам.
Ход работы
Алгоритм выполнения работы
1 Из вершины прямого угла О провести дугу произвольным радиусом до пересечения со сторонами угла, получим точки пересечения А и В.
2 Из точек А и В тем же радиусом сделать засечки на проведенной дуге, Получим точки D и С.
3 Из вершины О провести прямые через точки D и С, делящие прямой угол на три равных угла по 300 каждый (рисунок 6б).
Задание: Дано: угол, равный 900,
Требуется разделить его на три равные части.
Ход работы
Алгоритм выполнения работы
1 Из произвольно взятой на окружности точки А сделать засечки по окружности отрезком, равным радиусу заданной окружности, таким образом, полученные точки пересечения разделят окружность на шесть равных частей.
2 На три равные части окружность делится полученными точками пересечения, если взять их через одну (рисунок 7).
Рисунок 7 – Деление окружности на три и шесть равных частей
Задание: Дано: окружность радиусом R = 20 мм.
Требуется разделить заданную окружность на три и шесть равных частей.
6 На четыре равные части окружность делят два взаимноперпендикулярных диаметра (рисунок 8).
Рисунок 8 – Деление окружности на четыре равные части
Алгоритм выполнения работы
1 Через центр окружности О провести два взаимноперпендикулярных диаметра АF и СD.
2 Разделить отрезок AO пополам, получим точку B.
3 Из точки B провести дугу радиусом BС, получим точку E пересечения с диаметром АF.
4 Соединить точки С и E, получим отрезок СE, размер которого делит окружность на пять равных частей.
5 Из точки С сделать засечки на заданной окружности длиной, равной отрезку СE. Полученные точки пересечении делят окружность на пять равных частей (рисунок 9).
Рисунок 9 – Деление окружности на пять равных частей
Задание: Дано: окружность радиусом R = 20мм.
Требуется разделить заданную окружность на пять равных частей.
Ход работы
Графическая работа №3
Строительные чертежи
Цель работы:
Понять особенности строительных чертежей и научиться строить координационные оси на строительных чертежах.
Порядок выполнения работы
В графическую работу №3 входит выполнение одного упражнения на построение координационных осей здания. Работу выполнять в тетради для практических работ.
Алгоритм построения
1 Строим координационные оси по длине здания (три вертикальные оси на расстоянии 3600 мм, используя масштаб 1:200).
2 Строим координационные оси по ширине здания (две горизонтальные оси на расстоянии 6000 мм, используя масштаб 1:200). Получили координационную сетку здания в плане.
3 Обозначаем координационные оси (по длине здания – цифрами, по ширине - буквами) (рисунок 9).
Рисунок 10 – Координационные оси здания
Задание:Дано: размеры здания в плане: общая длина – 7710 мм, расстояние по длине между координационными осями наружных капитальных стен и внутренней капитальной стены – по 3600 мм; ширина здания 6510 мм. Требуется построить координационные оси здания (центральная привязка, толщина капитальной наружной стены – 510 мм, капитальной внутренней стены – 380 мм) для построения плана этажа.
Графическая работа №4
Таблица 3 - Графические обозначения строительных материалов
Продолжение таблицы 3
Порядок выполнения работы
В графическую работу № 4 входит выполнение одного упражнения графическое изображение строительных материалов. Упражнение выполнять в рабочей тетради.
Упражнение 1
Дано: разрез фундамента и номера материалов, входящих в разрез (рисунок 11).
Требуется ввести вместо цифр названия строительных материалов.
Алгоритм выполнения работы
1 Перечертить разрез фундамента, увеличив его при помощи масштаба.
2 Вместо расшифровывающих надписей ввести условные обозначения.
3 Сделать обводку.
Рисунок 11 – Материалы фундамента в разрезе
Ход работы
Графическая работа №5
Методика вычерчивания плана этажа
Цель работы:
Научиться вычерчивать план этажа здания
Порядок выполнения работы
В графическую работу № 5 входит выполнение одного упражнения на построение плана этажа. Работу выполнять на листе ватмана формата А3.
Упражнение 1
Дано: вариант плана этажа (из методички по выполнению домашней контрольной работы)
Требуется вычертить в масштабе 1: 100 план этажа здания, исходя из приведенного варианта плана этажа. Размеры обозначенные знаком х заменить действительными. Привязка по осям– центральная. Оконные и дверные проемы без четвертей. В качестве материала внутренних стен принять кирпич (размером 250х120х65). Наружные стены принять толщиной в два кирпича (510мм), внутренние – в полтора кирпича (380мм), перегородки – 100мм.
Алгоритм выполнения работы
1 Провести координационные оси, обозначить их и поставить межосевые размеры.
2 Начертить наружные и внутренние капитальные стены с привязками.
3 Вычертить все перегородки, указывая их толщину одной основной сплошной толстой линией.
4 Вычертить все оконные и дверные проемы с привязками.
5 Нанести санитарно-техническое оборудование.
6 Нанести необходимые размеры внутренних помещений и поставить площади каждого из них в нижнем правом углу плана, подчеркнув сплошной тонкой линией, с точностью до двух десятичных знаков. Размеры, касающиеся внутренней планировки здания, наносятся в виде цепочек и включают размеры помещений в чистоте, толщины стен и перемычек. На одной размерной линии проставляется только один размер. Дополнительные размеры выносятся на полочки.
7 Проставить размеры с внешней стороны., рассчитав размеры х, в зависимости от привязки. При нанесении этих размеров предпочтение отдается левой и нижней стороне изображения. Для кирпичных зданий наносятся три цепочки внешних размеров: на первой цепочке (на расстоянии 15-30мм от контура наружной стены) показываются размеры проемов и простенков; на второй цепочке – расстояние между координационными осями; - на третьей – габаритные размеры здания (расстояние между крайними осями). Расстояние между размерными линиями цепочки – 8мм, а между последней линией и кружком для маркировки оси – 4…7мм.
8 Произвести окончательную обводку чертежа.
9 Над изображение сделать надпись «План этажа»
Графическая работа №6
Порядок выполнения работы
В графическую работу № 6 входит выполнение одного упражнения на построение разреза здания. Выполнять на листе работы №5 (продолжать построения).
Упражнение 1
Дано: вариант плана одноэтажного здания с указанием места разреза.
Требуется вычертить в масштабе 1: 100 разрез здания, исходя из приведенного варианта плана этажа и места разреза. Высотные размеры здания принимаются студентом самостоятельно.
Алгоритм выполнения работы
1 На плане этажа определить место разреза
2 Провести координационные оси с указанием их обозначения.
3 Нанести уровень нулевой отметки, уровень земли и межосевые размеры.
4 Нанести перекрытия с высотными отметками, выполнить схематическое изображение разреза крыши.
5 Нанести капитальные стены здания, оконные и дверные проемы.
6 Нанести строительные конструкции, попавшие в разрез.
7 Сделать обводку.
8 Нанести все необходимые размеры и уровневые отметки.
Графическая работа №7
Порядок выполнения работы
В практическую работу № 7 входит выполнение одного упражнения на построение фасада здания. Выполняется на том листе, что и работы 5 и 6.
Упражнение 1
Дано: вариант плана и разреза одноэтажного здания (см практические работы №5 и 6).
Требуется вычертить в масштабе 1: 100 фасад здания, исходя из приведенного варианта плана и разреза. При вычерчивании фасада надо исходить из того, что это третья проекция от двух известных.
Алгоритм выполнения работы
1 Построить третий вид (главный фасад) по двум заданным.
2 Сделать обводку. При обводке фасада уровень земли проводится за фасад здания на 30…40мм в обе стороны, при этом толщина линии должна быть не менее 1мм.
3 Нанести координационные оси здания, проходящие в характерных местах фасада.
4 Нанести высотные отметки (уровня земли, входных площадок, верха стен, низа и верха проемов).
5 Нанести типы заполнения оконных проемов, не замаркированных на плане.
Графическая работа №8
Чертежи генеральных планов
Цель работы:
Научиться читать чертежи генеральных планов топографические карты.
Порядок выполнения работы
В графическую работу №8 входит выполнение трех упражнений по чтению топографических карт и генеральных планов и определению направления ветра по розе ветров.
Упражнение 1
Дано: фрагмент топографического плана (рисунок 12).
Требуется выписать и начертить отдельно все изображения на данном фрагменте.
Работу выполнять в рабочей тетради.
Алгоритм работы
1 Прочесть фрагмент топографической карты.
2 В прямоугольниках начертить условные обозначения, изображенные на данном плане,
согласно приведенным названиям условных изображений.
Рисунок 12 – Фрагмент топографической карты
Ход работы
Овраг Плотина
Луг Здание огнестойкое
Смешанный лес Школа
Лиственный лес Пашня
Упражнение 2
Дано: диаграмма розы ветров (рисунок 13).
Требуется определить направления преобладающего и наименее интенсивного ветра по данной диаграмме.
Работу выполнять в рабочей тетради тетради.
Алгоритм работы
1 Прочесть диаграмму.
2 Определить и записать направление преобладающего ветра в июле, в январе.
3 Определить и записать направление ветра наименее интенсивного в июле и в январе в данной местности.
Рисунок 13 – Диаграмма розы ветров
Ход работы
Упражнение 3
Дан строительный генеральный план (рисунок 14). Масштаб стройгенплана принимают 1:100. Строительный генеральный план представляет собой план строительной площадки, на которой будет возводиться здание. На нем показывают строящиеся, существующие, сохраняемые и подлежащие сносу здания; площадки, на которых будут располагаться склады строительных материалов, временные административные, хозяйственные и бытовые помещения. Изображают также временные и постоянные дороги и проезды, сети водо- и энергоснабжения и положение основных строительных механизмов. На рисунке 14 показан фрагмент генерального плана строящегося здания с обозначением зон при работе башенных и рельсовых стреловых кранов, где 1 — граница зоны обслуживания краном; 2— граница зоны перемещения груза; 3— граница зоны, опасной для нахождения людей; 4 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 5 — ограждение строительной площадки; 6— место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7— площадка для приема раствора и бетона; 8— место стоянки автотранспорта под разгрузкой; 9 — контрольный груз; 10— площадка складирования материалов и конструкций; 11— стенд схем строповки; 12— временная автодорога; 13— временные административно-бытовые здания; 14— место сбора строительных отходов; 15— шкаф электропитания крана.
Рисунок 14 - Фрагмент генерального плана строящегося здания
Задание:требуется в рабочей тетради ответить письменно на следующие вопросы:
1 Какую длину и ширину имеет площадка для размещения временных административно-бытовые зданий?
2 Какую площадь занимает площадка для приема бетона и раствора?
3 Какое расстояние разделяет место стоянки автотранспорта под разгрузкой от площадки складирования материалов и конструкций?
Работа выполняется в тетради для практических работ.
Алгоритм работы
1 Прочесть генеральный план.
2 Измерить длину и ширину площадки для размещения временных административно-бытовые зданий.
3 С помощью масштаба перевести замеры в натуральные величины длины и ширины (умножить на 100), записать полученные размеры.
4 Вычислить площадь площадки для приема бетона и раствора (площадь равна произведению длины здания на его ширину), записать полученный результат.
5 Измерить на плане расстояние от места стоянки автотранспорта под разгрузкой до площадки складирования материалов и конструкций, перевести полученные замеры при помощи масштаба в действительные, записать полученный результат.
Ход работы
Практическая работа №9
Общие требования к оформлению текстовых документов
Цель работы:
Научиться правильному оформлению текстовых документов (рефератов и пояснительных записок к курсовым и дипломному проектам)
Порядок выполнения работы
В практическую работу № 9 входит выполнение одного упражнения на правила оформления текстовых документов.
Работа выполняется в тетради для практических работ
Упражнение 1
Дано: методическое пособие «Оформление текстовых документов»
Требуется ответить на ряд вопросов по оформлению текстовых документов.
Алгоритм выполнения работы
1 Изучить методическое пособие «Оформление текстовых документов».
2 Начертить в тетради и заполнить таблицу по форматированию компьютера (таблица 4).
3 Ответить на вопросы:
а) перечислить заголовки, которые пишутся симметрично тексту;
б) какую графу не допускается включать в таблицу?
в) как нумеруются формулы текстового документа и формулы приложений?
г) как обозначаются и нумеруются рисунки текстового документа и рисунки приложений?
Ход работы
Таблица 4 – Форматирование компьютера
Параметр | Как выставить компьютер |
1 Шрифт: 1.1 Кегль | |
1.2 Марка шрифта | |
2 Абзац: 12.2 Выравнивание | |
2.2 Отступ | |
2.3 Межстрочный интервал | |
3 Сервис: Расстановка переносов |
Ответы на вопросы:
3а)
3б)
Зв)
3г)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инженерная графика
Рабочая тетрадь
по выполнению графических работ
для студентов-заочников