По выполнению графических работ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инженерная графика

Рабочая тетрадь

По выполнению графических работ

для студентов-заочников

Средних специальных учебных заведений

По специальности 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Тула

Содержание

1 Графическая работа №1 – Линии чертежа. Шрифты чертежные

2 Графическая работа №2 Геометрические построения

3 Графическая работа №3 – Строительные чертежи

4 Графическая работа №4 - Условные графические изображения на строительных чертежах

5 Графическая работа №5 – Методика вычерчивания плана этажа

6 Графическая работа №6 – Методика вычерчивания разреза здания

7 Графическая работа №7 – Методика вычерчивания фасада здания

8 Графическая работа №8 - Чертежи генеральных планов

9 Практическая работа №9 – Общие требования к оформлению текстовых документов

Графическая работа №1

Линии чертежа. Шрифты чертежные

Цель работы:

Уметь вычерчивать основные линии чертежа, знать их назначение, уметь вычерчивать буквы и цифры.

Таблица 2 – Шрифт типа А

Параметры шрифта Обозначение Относительный размер Размеры в мм
Размер шрифта (высота прописных букв)   h   (14/14) h 14 d   2,5   3,5   5,0   7,0   10,0   14,0   20,0
Высота строчных букв   с   (10/14) h 10 d   1,8   2,5   3,5   5,0   7,0   10,0   14,0
Расстояние между буквами   а (2/14) h 2 d   0,35   0,5   0,7   1,0   1,4   2,0   2,8
Минимальный шаг строк (высота вспомогательной сетки)     b   (22/14) h 22 d     4,0     5,5     8,0     11,0     16,0     22,0     31,0
Минимальное расстояние между словами   е (6/14) h 6 d   1,1   1,5   2,1   3,0   4,2   6,0   8,4
Толщина линий обводки шрифта d (1/14) h d 0,18 0,25 0,35 0,5 0,7 1,0 1,4

Примечания:

1. Расстояние а между буквами, соседние линии которых не параллельны между собой (например, ГА, AT), может быть уменьшено наполовину, т.е. на толщину d линии шрифта.

2. Минимальным расстоянием между словами е, разделенными знаком препинания, является расстояние между знаком препинания и следующим за ним словом.

При выполнении документов автоматизированным способом допускается применять шрифты, используемые средствами вычислительной техники. В этом случае должны быть обеспечены их хранение и передача пользователям документов.

Устанавливаются следующие размеры шрифта: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.

Примечание. Применение шрифта размером 1,8 не рекомендуется и допускается только для типа Б.

Построение шрифта во вспомогательной сетке показано на рисунке 1.

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 1 – Построение шрифта по вспомогательной сетке

Предельные отклонения размеров букв и цифр ± 0,5 мм.

Русский алфавит (кириллица)

Шрифт типа А с наклоном приведен на рисунке 2, а начертание цифр с наклоном на рисунке 3.

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 2 - Шрифт типа А

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 3 – Начертание цифр

Порядок выполнения работы

В графическую работу №1 входит выполнение двух упражнений:

1 начертание основных линий чертежа;

2 начертание алфавита шрифтом типа А.

Упражнение 1

Выполняется в рабочей тетради.

Задание: необходимо изобразить девять основных линий чертежа:

- сплошную толстую основную;

- сплошную тонкую линию;

- сплошную волнистую линию;

- штриховую линию;

- штрихпунктирную тонкую линию;

- штрихпунктирную утолщенную линию;

- разомкнутую линию;

- сплошную тонкую с изломами;

- штрихпунктирную с двумя точками.

Толщина и размеры всех линий приведены в теоретических положениях.

Упражнение 2

Выполняется на листе миллиметровой бумаги формата А3.

В данном упражнении необходимо вычертить алфавит и цифры от 1 до 0 шрифтом типа А.

Размеры шрифта приведены в таблице 1.

Алгоритм работы

1 Выбирается размер шрифта.

2 Строится сетка для каждой буквы и цифры в зависимости от их размеров.

Вспомогательная сетка - сетка, образованная вспомогательными линиями, в которые вписываются буквы. Шаг вспомогательных линий сетки определяется в зависимости от толщины линий шрифта d (рисунок 4).

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 4 – Построение вспомогательной сетки

Для букв г, д, и, й, л, м, п, т, х, ц, ш, щ проводятся только две вспомогательные линии на расстоянии, равном их высоте, затем проводятся вертикальные линии на расстоянии, равном ширине букв и расстоянию между ними.

Для букв б, в, е, н, р, у, ч, ъ, ы, ь между двумя горизонтальными линиями добавляется еще одна по которой выполняются средние элементы букв.

Для букв з, о,ф, ю проводятся четыре линии, где средние линии указывают границы скруглений.

Сетка для цифр строится аналогично.

3 Тонкими линиями намечаются контуры букв и цифр.

4 Проверяется правильность написания букв и цифр.

5 Делается обводка букв и цифр мягким карандашом.

Для более правильного начертания букв и цифр размер шрифта рекомендуется принимать 14 или 20. Начертание букв и цифр дано на рисунках 2 и 3.

Графическая работа №2

Геометрические построения

Цель работы:

Научиться делить углы, отрезки и окружности на различное число частей геометрическими построениями.

Порядок выполнения работы

В графическую работу №2 входят выполнение трех упражнений на геометрические построения.

Алгоритм выполнения работы

1 Из конечных точек А и В отрезка АВ провести дуги окружности, радиус которых больше половины длины отрезка (R = 45мм).

2 Получаем точки от пересечения дуг точки С и D.

3 Соединяем прямой точки С и D между собой.

4 Получаем точку О , разделившую отрезок АВ пополам (рисунок 5а).

 
 

По выполнению графических работ - student2.ru

а – деление отреза пополам

б – деление отрезка на любое равное число частей

Рисунок 5 – Деление отрезков

Деление отрезка на четыре равные части производится путем деления каждой его половины пополам тем же приемом.

Задание: Дано: отрезок АВ, равный 60 мм.

Требуется разделить отрезок АВ на две и четыре равные части.

Ход работы

Алгоритм выполнения работы

1 Из конца А отрезка АВ под произвольным углом к нему провести прямую линию.

2 На проведенной прямой линии от точки А отложить семь равных отрезков произвольной длины, получив точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

3 Полученную точку 7 соединить с другим концом заданного отрезка – точкой В.

4 Через точки 1, 2, 3, 4, 5, 6 провести прямые, параллельные отрезку 7В.

5 Полученные прямые, пересекаясь с заданным отрезком разделят его на семь равных частей (рисунок 5б).

Задание: Дано: отрезок АВ, равный 60 мм.

Требуется разделить отрезок АВ на семь равных частей.

Ход работы

Алгоритм выполнения работы

1 Из вершины угла 0 провести дугу произвольным радиусом до пересечения со сторонами угла, получим точки пересечения А и В.

2 Из точек А и В сделать засечки дугой того же радиуса, получим точку С.

3 Соединить вершину угла О и точку С. Угол поделен пополам (рисунок 6а).

Таким же приемом можно разделить заданный угол на 4, 8, 16 и т.д. частей.

По выполнению графических работ - student2.ru

а – деление угла пополам

б – деление прямого угла на три равные части

Рисунок 6 – Деление углов

Задание: Дано: острый угол 300.

Требуется разделить данный угол пополам.

Ход работы

Алгоритм выполнения работы

1 Из вершины прямого угла О провести дугу произвольным радиусом до пересечения со сторонами угла, получим точки пересечения А и В.

2 Из точек А и В тем же радиусом сделать засечки на проведенной дуге, Получим точки D и С.

3 Из вершины О провести прямые через точки D и С, делящие прямой угол на три равных угла по 300 каждый (рисунок 6б).

Задание: Дано: угол, равный 900,

Требуется разделить его на три равные части.

Ход работы

Алгоритм выполнения работы

1 Из произвольно взятой на окружности точки А сделать засечки по окружности отрезком, равным радиусу заданной окружности, таким образом, полученные точки пересечения разделят окружность на шесть равных частей.

2 На три равные части окружность делится полученными точками пересечения, если взять их через одну (рисунок 7).

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 7 – Деление окружности на три и шесть равных частей

Задание: Дано: окружность радиусом R = 20 мм.

Требуется разделить заданную окружность на три и шесть равных частей.

6 На четыре равные части окружность делят два взаимноперпендикулярных диаметра (рисунок 8).

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 8 – Деление окружности на четыре равные части

Алгоритм выполнения работы

1 Через центр окружности О провести два взаимноперпендикулярных диаметра АF и СD.

2 Разделить отрезок AO пополам, получим точку B.

3 Из точки B провести дугу радиусом BС, получим точку E пересечения с диаметром АF.

4 Соединить точки С и E, получим отрезок СE, размер которого делит окружность на пять равных частей.

5 Из точки С сделать засечки на заданной окружности длиной, равной отрезку СE. Полученные точки пересечении делят окружность на пять равных частей (рисунок 9).

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 9 – Деление окружности на пять равных частей

Задание: Дано: окружность радиусом R = 20мм.

Требуется разделить заданную окружность на пять равных частей.

Ход работы

Графическая работа №3

Строительные чертежи

Цель работы:

Понять особенности строительных чертежей и научиться строить координационные оси на строительных чертежах.

Порядок выполнения работы

В графическую работу №3 входит выполнение одного упражнения на построение координационных осей здания. Работу выполнять в тетради для практических работ.

Алгоритм построения

1 Строим координационные оси по длине здания (три вертикальные оси на расстоянии 3600 мм, используя масштаб 1:200).

2 Строим координационные оси по ширине здания (две горизонтальные оси на расстоянии 6000 мм, используя масштаб 1:200). Получили координационную сетку здания в плане.

3 Обозначаем координационные оси (по длине здания – цифрами, по ширине - буквами) (рисунок 9).

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 10 – Координационные оси здания

Задание:Дано: размеры здания в плане: общая длина – 7710 мм, расстояние по длине между координационными осями наружных капитальных стен и внутренней капитальной стены – по 3600 мм; ширина здания 6510 мм. Требуется построить координационные оси здания (центральная привязка, толщина капитальной наружной стены – 510 мм, капитальной внутренней стены – 380 мм) для построения плана этажа.

Графическая работа №4

Таблица 3 - Графические обозначения строительных материалов

По выполнению графических работ - student2.ru

Продолжение таблицы 3

По выполнению графических работ - student2.ru

Порядок выполнения работы

В графическую работу № 4 входит выполнение одного упражнения графическое изображение строительных материалов. Упражнение выполнять в рабочей тетради.

Упражнение 1

Дано: разрез фундамента и номера материалов, входящих в разрез (рисунок 11).

Требуется ввести вместо цифр названия строительных материалов.

Алгоритм выполнения работы

1 Перечертить разрез фундамента, увеличив его при помощи масштаба.

2 Вместо расшифровывающих надписей ввести условные обозначения.

3 Сделать обводку.

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 11 – Материалы фундамента в разрезе

Ход работы

Графическая работа №5

Методика вычерчивания плана этажа

Цель работы:

Научиться вычерчивать план этажа здания

Порядок выполнения работы

В графическую работу № 5 входит выполнение одного упражнения на построение плана этажа. Работу выполнять на листе ватмана формата А3.

Упражнение 1

Дано: вариант плана этажа (из методички по выполнению домашней контрольной работы)

Требуется вычертить в масштабе 1: 100 план этажа здания, исходя из приведенного варианта плана этажа. Размеры обозначенные знаком х заменить действительными. Привязка по осям– центральная. Оконные и дверные проемы без четвертей. В качестве материала внутренних стен принять кирпич (размером 250х120х65). Наружные стены принять толщиной в два кирпича (510мм), внутренние – в полтора кирпича (380мм), перегородки – 100мм.

Алгоритм выполнения работы

1 Провести координационные оси, обозначить их и поставить межосевые размеры.

2 Начертить наружные и внутренние капитальные стены с привязками.

3 Вычертить все перегородки, указывая их толщину одной основной сплошной толстой линией.

4 Вычертить все оконные и дверные проемы с привязками.

5 Нанести санитарно-техническое оборудование.

6 Нанести необходимые размеры внутренних помещений и поставить площади каждого из них в нижнем правом углу плана, подчеркнув сплошной тонкой линией, с точностью до двух десятичных знаков. Размеры, касающиеся внутренней планировки здания, наносятся в виде цепочек и включают размеры помещений в чистоте, толщины стен и перемычек. На одной размерной линии проставляется только один размер. Дополнительные размеры выносятся на полочки.

7 Проставить размеры с внешней стороны., рассчитав размеры х, в зависимости от привязки. При нанесении этих размеров предпочтение отдается левой и нижней стороне изображения. Для кирпичных зданий наносятся три цепочки внешних размеров: на первой цепочке (на расстоянии 15-30мм от контура наружной стены) показываются размеры проемов и простенков; на второй цепочке – расстояние между координационными осями; - на третьей – габаритные размеры здания (расстояние между крайними осями). Расстояние между размерными линиями цепочки – 8мм, а между последней линией и кружком для маркировки оси – 4…7мм.

8 Произвести окончательную обводку чертежа.

9 Над изображение сделать надпись «План этажа»

Графическая работа №6

Порядок выполнения работы

В графическую работу № 6 входит выполнение одного упражнения на построение разреза здания. Выполнять на листе работы №5 (продолжать построения).

Упражнение 1

Дано: вариант плана одноэтажного здания с указанием места разреза.

Требуется вычертить в масштабе 1: 100 разрез здания, исходя из приведенного варианта плана этажа и места разреза. Высотные размеры здания принимаются студентом самостоятельно.

Алгоритм выполнения работы

1 На плане этажа определить место разреза

2 Провести координационные оси с указанием их обозначения.

3 Нанести уровень нулевой отметки, уровень земли и межосевые размеры.

4 Нанести перекрытия с высотными отметками, выполнить схематическое изображение разреза крыши.

5 Нанести капитальные стены здания, оконные и дверные проемы.

6 Нанести строительные конструкции, попавшие в разрез.

7 Сделать обводку.

8 Нанести все необходимые размеры и уровневые отметки.

Графическая работа №7

Порядок выполнения работы

В практическую работу № 7 входит выполнение одного упражнения на построение фасада здания. Выполняется на том листе, что и работы 5 и 6.

Упражнение 1

Дано: вариант плана и разреза одноэтажного здания (см практические работы №5 и 6).

Требуется вычертить в масштабе 1: 100 фасад здания, исходя из приведенного варианта плана и разреза. При вычерчивании фасада надо исходить из того, что это третья проекция от двух известных.

Алгоритм выполнения работы

1 Построить третий вид (главный фасад) по двум заданным.

2 Сделать обводку. При обводке фасада уровень земли проводится за фасад здания на 30…40мм в обе стороны, при этом толщина линии должна быть не менее 1мм.

3 Нанести координационные оси здания, проходящие в характерных местах фасада.

4 Нанести высотные отметки (уровня земли, входных площадок, верха стен, низа и верха проемов).

5 Нанести типы заполнения оконных проемов, не замаркированных на плане.

Графическая работа №8

Чертежи генеральных планов

Цель работы:

Научиться читать чертежи генеральных планов топографические карты.

Порядок выполнения работы

В графическую работу №8 входит выполнение трех упражнений по чтению топографических карт и генеральных планов и определению направления ветра по розе ветров.

Упражнение 1

Дано: фрагмент топографического плана (рисунок 12).

Требуется выписать и начертить отдельно все изображения на данном фрагменте.

Работу выполнять в рабочей тетради.

Алгоритм работы

1 Прочесть фрагмент топографической карты.

2 В прямоугольниках начертить условные обозначения, изображенные на данном плане,

согласно приведенным названиям условных изображений.

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 12 – Фрагмент топографической карты

Ход работы

По выполнению графических работ - student2.ru По выполнению графических работ - student2.ru

Овраг Плотина

       
  По выполнению графических работ - student2.ru   По выполнению графических работ - student2.ru

По выполнению графических работ - student2.ru По выполнению графических работ - student2.ru Луг Здание огнестойкое

Смешанный лес Школа

       
  По выполнению графических работ - student2.ru   По выполнению графических работ - student2.ru

Лиственный лес Пашня

Упражнение 2

Дано: диаграмма розы ветров (рисунок 13).

Требуется определить направления преобладающего и наименее интенсивного ветра по данной диаграмме.

Работу выполнять в рабочей тетради тетради.

Алгоритм работы

1 Прочесть диаграмму.

2 Определить и записать направление преобладающего ветра в июле, в январе.

3 Определить и записать направление ветра наименее интенсивного в июле и в январе в данной местности.

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 13 – Диаграмма розы ветров

Ход работы

Упражнение 3

Дан строительный генеральный план (рисунок 14). Масштаб стройгенплана принимают 1:100. Строительный генеральный план представляет собой план строительной площадки, на которой будет возводиться здание. На нем показывают строящиеся, существующие, сохраняемые и подлежащие сносу здания; площадки, на которых будут располагаться склады строительных материалов, временные административные, хозяйственные и бытовые помещения. Изображают также временные и постоянные дороги и проезды, сети водо- и энергоснабжения и положение основных строительных механизмов. На рисунке 14 показан фрагмент генерального плана строящегося здания с обозначением зон при работе башенных и рельсовых стреловых кранов, где 1 — граница зоны обслуживания краном; 2— граница зоны перемещения груза; 3— граница зоны, опасной для нахождения людей; 4 — граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 5 — ограждение строительной площадки; 6— место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 7— площадка для приема раствора и бетона; 8— место стоянки автотранспорта под разгрузкой; 9 — контрольный груз; 10— площадка складирования материалов и конструкций; 11— стенд схем строповки; 12— временная автодорога; 13— временные административно-бытовые здания; 14— место сбора строительных отходов; 15— шкаф электропитания крана.

По выполнению графических работ - student2.ru

Рисунок 14 - Фрагмент генерального плана строящегося здания

Задание:требуется в рабочей тетради ответить письменно на следующие вопросы:

1 Какую длину и ширину имеет площадка для размещения временных административно-бытовые зданий?

2 Какую площадь занимает площадка для приема бетона и раствора?

3 Какое расстояние разделяет место стоянки автотранспорта под разгрузкой от площадки складирования материалов и конструкций?

Работа выполняется в тетради для практических работ.

Алгоритм работы

1 Прочесть генеральный план.

2 Измерить длину и ширину площадки для размещения временных административно-бытовые зданий.

3 С помощью масштаба перевести замеры в натуральные величины длины и ширины (умножить на 100), записать полученные размеры.

4 Вычислить площадь площадки для приема бетона и раствора (площадь равна произведению длины здания на его ширину), записать полученный результат.

5 Измерить на плане расстояние от места стоянки автотранспорта под разгрузкой до площадки складирования материалов и конструкций, перевести полученные замеры при помощи масштаба в действительные, записать полученный результат.

Ход работы

Практическая работа №9

Общие требования к оформлению текстовых документов

Цель работы:

Научиться правильному оформлению текстовых документов (рефератов и пояснительных записок к курсовым и дипломному проектам)

Порядок выполнения работы

В практическую работу № 9 входит выполнение одного упражнения на правила оформления текстовых документов.

Работа выполняется в тетради для практических работ

Упражнение 1

Дано: методическое пособие «Оформление текстовых документов»

Требуется ответить на ряд вопросов по оформлению текстовых документов.

Алгоритм выполнения работы

1 Изучить методическое пособие «Оформление текстовых документов».

2 Начертить в тетради и заполнить таблицу по форматированию компьютера (таблица 4).

3 Ответить на вопросы:

а) перечислить заголовки, которые пишутся симметрично тексту;

б) какую графу не допускается включать в таблицу?

в) как нумеруются формулы текстового документа и формулы приложений?

г) как обозначаются и нумеруются рисунки текстового документа и рисунки приложений?

Ход работы

Таблица 4 – Форматирование компьютера

Параметр Как выставить компьютер
1 Шрифт: 1.1 Кегль  
1.2 Марка шрифта  
2 Абзац: 12.2 Выравнивание  
2.2 Отступ  
2.3 Межстрочный интервал  
3 Сервис: Расстановка переносов  

Ответы на вопросы:

3а)

3б)

Зв)

3г)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Инженерная графика

Рабочая тетрадь

по выполнению графических работ

для студентов-заочников

Наши рекомендации