Графические примитивы AutoCAD
Команды рисования графических примитивов запускаются с помощью меню Рисованиеили с помощью панели инструментов Рисование(рисунок 8).
Рисунок 8 – Панель инструментов «Рисование»
3.1Отрезок
Запросы в командной строке:
- первая точка (указываются координаты начальной точки);
- следующая точка или [Отменить] (указываются координаты конечной точки).
Enter – завершение рисования ломаной.
Примечание.С помощью команды Отрезок рисуются последовательно соединенные отрезки прямых линий. Координаты точек указываются с помощью мыши или с клавиатуры.
3.2Полилиния
Полилиния – последовательность прямолинейных и дуговых сегментов переменной ширины.
Полилинии, по сравнению с отрезками, создаваемыми командой Отрезок, более универсальны. Они имеют ряд особенностей:
1. Можно непосредственно задавать толщину полилинии, в то время как для отрезка нельзя. Толщина полилинии может изменяться по ее длине.
2. Полилинии могут включать в себя несколько сегментов. Все сегменты создаются одной командой и воспринимаются системой AutoCAD как единый объект. Например, в качестве полилинии можно построить произвольный многоугольник, и он будет восприниматься как единый объект. Если же такой многоугольник построить с помощью команды Отрезок, то каждая его сторона будет отдельным объектом.
3. Полилинии могут включать в себя дуги. Примеры полилиний показаны на рисунке 9.
Рисунок 9 - Примеры полилиний
Построение полилиний:
1. указать начальную точку построения;
2. после появления запроса:
Текущая ширина полилинии равна 0.0000
Следующая точка или [Дуга/Полуширина/длИна/Отменить/Ширина]
можно либо указать следующую точку построения (тогда будет построен отрезок текущей ширины) либо выбрать одну из опций:
Дуга - позволяет перейти в режим построения дуговых сегментов полилинии.
Замкнуть - замыкает полилинию, то есть соединяет ее первую и последнюю точки. На этом выполнение команды Полилиния завершается. Данная опция становится доступна после того, как будет построен хотя бы один сегмент полилинии.
Ширина — выбрав эту опцию, можно задать толщину линии для построения последующих сегментов полилинии. При этом будет предложено по очереди ввести два значения - начальную и конечную ширину (что позволяет строить сужающиеся или расширяющиеся сегменты полилинии). Удобно таким образом строить стрелки. Если ширина должна быть постоянной, то оба ее значения необходимо указать одинаковыми (рисунок 10).
Полуширина - эта опция аналогична предыдущей и отличается только тем, что задает половинные размеры начальной и конечной ширины полилинии.
длИна - благодаря данной опции можно точно задать длину следующего сегмента полилинии, который будет автоматически построен в том же направлении, что и предыдущий (либо по касательной к предыдущей дуге, если предыдущий сегмент — дуга).
Отменить - служит для удаления последнего построенного сегмента полилинии.
Рисунок 10 - Указание толщины полилинии опциями Ширина и Полуширина
Построение дуги в составе полилинии:
1. при построении Полилиниинеобходимо выбрать опцию Дуга;
2. указать конечную точку дуги (построение дугового сегмента полилинии на этом закончится) либо выбрать одну из опций:
Угол- задает внутренний угол дугового сегмента.
Центр- задает центр дугового сегмента.
Замкнуть- строит дуговой сегмент, замыкающий полилинию.
Направление- по умолчанию дуга строится таким образом, чтобы предыдущий сегмент был ее касательной. Данная опция позволяет задать иную касательную.
Полуширина, Ширина, Отменить- идентичны одноименным опциям для линейного сегмента.
Линейный - возвращает в режим линейных построений сегментов полилинии.
Радиус- задает радиус дугового сегмента.
Вторая- позволяет задать вторую точку дугового сегмента для построения его по трем точкам.
3.3Многоугольник
Вызов команды: щелкнуть по пиктограмме или выбрать меню Рисование ®Многоугольник.
Построение многоугольника с указанием центра и радиуса окружности, в которую будет вписан / описан многоугольник (рисунок 11):
1. указать число сторон;
2. указать центр многоугольника;
3. задать опцию размещения (вписанный в окружность / описанный вокруг окружности);
4. указать радиус окружности, в которую будет вписан/описан многоугольник.
Рисунок 11 – Построение многоугольника
Построение многоугольника с указанием стороны:
1. указать число сторон;
2. щелкнуть правой кнопкой мыши в пространстве чертежа и выбрать из контекстного меню Сторона;
3. указать начальную точку стороны;
4. указать вторую точку стороны.
3.4Прямоугольник
Вызов команды: Щелкнуть на пиктограмме или выбрать из падающего меню Рисование ® Прямоугольник.
Запрос в командной строке:
Первый угол или [Фаска/Уровень/Сопряжение/Высота/Ширина]
1 способ построения прямоугольника:
- указать координаты первого угла;
- указать координаты второго угла;
2 способ построения прямоугольника:
- указать координаты первого угла;
- щелкнуть в пространстве чертежа правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню Площадь, РазмерилиПоворот;
- указать параметры выбранной опции.
Дополнительные возможности построения прямоугольника (рисунок 12):
Фаска - служит для построения прямоугольника со срезанными углами. После выбора данной опции необходимо последовательно ввести два значения, которые будут срезаться с двух сторон каждого из углов прямоугольника. Далее построение прямоугольника идет по стандартной методике.
Сопряжение - служит для построения прямоугольника со скругленными углами. После выбора данной опции необходимо ввести радиус сопряжения углов прямоугольника. Далее построение идет стандартным путем.
Ширина - позволяет задать толщину линии, посредством которой будет построен прямоугольник.
Высота и Уровень - опции, применяемые для трехмерных построений.
Рисунок 12 – Построение прямоугольников
3.5Дуга
Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или из падающего меню Рисование → Дуга.
Способы построения дуги:
а) 3 точки;
б) начало, центр, конец;
в) начало, центр, угол;
г) начало, длина, центр;
д) начало, конец, угол;
е) начало, конец, направление;
ж) начало, конец, радиус;
з) центр, начало, конец;
и) центр, начало, угол;
к) центр, начало, длина;
л) продолжить.
3.6Окружность
Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или из падающего меню Рисование → Круг.
Способы построения окружности:
а) центр, радиус (при построении указываются координаты центра окружности и значение радиуса):
- задать координаты центра окружности;
- с клавиатуры ввести значение радиуса и нажать Enter.
б) центр, диаметр (при построении указываются координаты центра окружности и значение диаметра):
- задать координаты центра окружности;
- с клавиатуры ввести значение диаметра и нажать Enter.
в) 2 точки (построение по двум заданным точкам):
- указать первую конечную точку диаметра круга;
- указать вторую конечную точку диаметра круга.
г) 3 точки (построение по трем заданным точкам):
- указать первую точку круга;
- указать вторую точку круга;
- указать третью точку круга;
д) 2 точки касания, радиус (при построении указываются координаты точек касания окружности и значение радиуса):
- указать точку на объекте, задающую первую касательную;
- указать точку на объекте, задающую вторую касательную;
- с клавиатуры ввести значение радиуса и нажать Enter.
е) 3 точки касания (построение по трем заданным точкам):
- указать точку на объекте, задающую первую касательную;
- указать точку на объекте, задающую ворую касательную;
- указать точку на объекте, задающую третью касательную.
3.7Сплайн
Вызов команды: щелкнуть на пиктограмме или выбрать Рисование ® Сплайн.Затем указываются координаты точек, через которые необходимо провести кривую. Для фиксирования сплайна в последней точке необходимо трижды нажать Enter.
Надписи
Настройка параметров текста
Перед вводом текста необходимо выполнить настройки параметров текста. Сочетание определенных характеристик текста (шрифт, начертание текста, высота и др.) называют стилем текста. Настройка стиля текста производится с помощью команды Формат ® Текстовые стили(рисунок 13). Рекомендуется выбрать имя текста GOST Type B.
Рисунок 13 – Текстовые стили
Создание надписей
Надписи могут быть созданы с помощью команды Текстили МТЕКСТ. В первом случае создается однострочный текст, во втором – многострочный текст. Команда Текстможет быть вызвана щелчком на пиктограмме или Рисование ®Текст. После запуска команды необходимо указать начальную точку текста (это левая точка базовой линии надписи) или выбрать одну из опций: Выравниваниеили Стиль.
Штриховка
Для создания штриховки необходимо:
1. нажать кнопку Штриховка на панели инструментов Рисование;
2. в диалоговом окне Штриховка и градиент(рисунок 14) на вкладке Штриховка выбрать образец штриховки.
Рисунок 14 – Штриховка
3. в разделе Контуры нажать кнопку Добавить точки выбора;
4. щелкнуть внутри области штриховки и нажать Enter;
5. настроить дополнительные параметры или сразу нажать кнопку ОК;
Печать
В меню Файлнужно выбрать команду Печать. Диалоговое окно Печатьможет открыться в простом или в расширенном варианте. Для того чтобы открыть дополнительные параметры, нужно нажать на кнопку в правом нижнем углу окна.
В диалоговом окне Печатьнеобходимо выполнить следующие действия:
1. выбрать устройство печати (принтер/плоттер);
2. выбрать в каком формате печатать (размер листа в устройстве);
3. выбрать что печатать (границы, лимиты, рамка, экран);
4. выбрать ориентацию страницы (альбомная или книжная);
5. выбрать масштаб, в котором нужно напечатать чертеж;
6. выбрать где на листе нужно расположить печатаемое изображение (указать смещение от начала или установить галочку Центрировать);
7. открыть в предварительном просмотре (кнопка Просмотрв нижнем левом углу);
8. отправить документ на печать.
Создание видовых экранов
Видовые Экраны (ВЭ) размещаются на созданных листах. В пространстве листа, как правило, располагается один или несколько видовых экранов.
Видовые экраны можно представить как иллюминаторы, через которые видны определенные участки пространства модели под определенным масштабом.
Видовые экраны могут быть как простой прямоугольной формы, так и сколько угодной сложной. Например, на основе произвольной замкнутой полилинии или сплайна.
Создание видового экрана:
1. перейти на лист;
2. создать слой для видового экрана;
3. в меню Вид выбрать команду Видовые экраны ® 1ВЭкран;
4. разместить видовой экран на листе в соответствующем слое;
5. указать масштаб ВЭ (в правом нижнем углу окна программы (рисунок 15));
Рисунок 15 – Масштаб ВЭ
6. сдвинуть содержимое видового экрана таким образом, чтобы оно полностью отображалось на листе.
- выполнить двойное нажатие левой кнопкой мыши внутри видового экрана (границы видового экрана станут утолщенными);
- нажатым колесом мыши сдвинуть содержимое ВЭ;
- для выхода из ВЭ нажать дважды левой кнопкой мыши вне видового экрана.
7. отключить слой с видовым экраном (рисунок 16).
Рисунок 16 – Отключение слоя