Введение в раздел «Черчение»
Овладение чертежом как средством моделирования и коммуникации является основной целью изучения раздела «Черчение» в высших учебных заведениях.
Дизайнерские решения оформления внутренних пространств предметной среды зависят от типов объемно-пространственных систем зданий и их конструктивного решения. При возведении зданий и сооружений используют строительные чертежи. Мысленное представление конструктивной основы здания воспроизводится в графических документах. При проектировании размеры объемно-планировочных и конструктивных элементов здания, а также расположение разбивочных осей должны соответствовать требованиям единой модульной системы. Эта система предусматривает взаимную увязку размеров конструктивных элементов зданий и сооружений и размеров строительных изделий и оборудования на базе модуля.
Графические и текстовые документы дизайнерского проекта выполняются по правилам прямоугольного проецирования с соблюдением ряда условностей. При изготовлении чертежей необходимо знать и применять нормы инженерно-технического и строительного черчения в соответствии с Государственными стандартами. Нужно также знать и применять все условности, применяемые в строительных чертежах. Поэтому для дизайнера интерьеров весьма значимы навыки чтения и выполнения строительных чертежей, обеспечивающих высокий уровень профессиональной компетенции.
При строительстве зданий и сооружений используют строительные чертежи. На первом этапе составляют проектное задание. В дальнейшем составляют технико-экономическое обоснование строительства объекта, задание на проектирование и разрабатывают проектную документацию. Каждый из этапов проектирования выполняется в соответствии с нормативными документами. Раздел «Черчение» учебной дисциплины «Начертательная геометрия и черчение» знакомит студентов с основными правилами составления таких документов и призвана обеспечить формирование навыков составления и выполнения графических материалов дизайнерского проекта в соответствии с утвержденными нормами и правилами.
В общих сведениях описаны основные инструменты и материалы, использующиеся в графических работах. В разделе общих сведений приведены виды конструкторских документов и их роль и место в Единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Приводятся сведения о форматах графических листов и системе образования форматов. Даны стандартные масштабы выполнения чертежей, особо следует подчеркнуть, что не предусмотренные стандартом масштабы не используются. Показана структура и примеры применения линий на графических документах. Приведены условные графические обозначения различных материалов на видах и в сечениях чертежей. Описана структура и порядок выполнения основных надписей на чертежных документах (угловые штампы), места и порядок заполнения основных надписей. Значительное внимание уделено стандартным чертежным шрифтам, их видам, размерам и выполнению. Приведены шрифты, которые можно использовать при изготовлении архитектурных и строительных чертежей. Показаны примеры нанесения поясняющих надписей на графических документах. Особое внимание уделено простановке размеров на чертежах, как основному условию воплощения дизайнерского замысла в реальных объектах.
Каждое практическое задание предваряется методическими указаниями по его выполнению. Приведены примеры выполнения заданий. Во всех заданиях даются необходимые теоретические сведения по правилам выполнения графических построений, которые дополняют лекционный курс дисциплины «Начертательная геометрия и черчение».
Учебная дисциплина «Начертательная геометрия и черчение» обеспечивает необходимые знания, умения и навыки при изучении профессиональных дисциплин «Дизайн-проектирование», «Конструирование», «Шрифт», «Композиция», в курсовом и дипломном проектировании. Целью дисциплины является изучение теоретических основ черчения и формирование способности студентов к самостоятельному чтению и выполнению строительных чертежей в соответствии с действующими нормами, правилами и Государственными стандартами.
Ниже приведены темы практических занятий по дисциплине «Начертательная геометрия и черчение» (раздел 2).
Практическое занятие № 1. Шрифты чертежные.
Практическое занятие № 2. Линии чертежа.
Практическое занятие № 3. Деление окружности.
Практическое занятие № 4. Сопряжения.
Практическое занятие № 5. Проекции точек.
Практическое занятие № 6. Пересечение пирамиды плоскостью.
Практическое занятие № 7. Пересечение геометрических тел.
Практическое занятие № 8. Разрезы.
Практическое занятие № 9. Аксонометрия.
Практическое занятие № 10. Архитектурные обломы.
Практическое занятие № 11. Технический рисунок.
Практическое занятие № 12. Планы зданий.
Практическое занятие № 13. Привязка зданий.
Практическое занятие № 14. Разрез здания.
Практическое занятие № 15. Фасад здания.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Умение правильно выполнять и читать чертежи вырабатывается в результате овладения навыками черчения. Эти знания, умения и навыки необходимы при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также в практической дизайнерской деятельности.
Графические изображения создавались на ранних стадиях развития человеческой культуры. Известны рисунки на стенах пещер и наскальные изображения. Наиболее древним изображением, изготовленным древним человеком за 2500 лет до н.э., является вавилонский чертеж — карта, выполненная на глиняной табличке (рис. 52).
Рис. 52. Вавилонский чертеж на глиняной плитке (2500 лет до н.э.)
С тех далеких времен наука составления и чтения графических изображений прошла огромный и плодотворный путь. Современные чертежи составляются и читаются в соответствии с государственными стандартами, которые позволяют подготовленному специалисту понять внутреннюю структуру изделия и изготовить отдельные детали и все изделие целиком так, как его задумал инженер-конструктор и художник-дизайнер.
В 1968 г. утверждены стандарты «Единой системы конструкторской документации» (ЕСКД) — единые правила выполнения конструкторских документов в машиностроении и приборостроении. В строительстве и архитектуре выработаны правила оформления проектной документации, которые нашли свое отражение в государственных стандартах «Системы проектной документации для строительства» (СПДС), дополняющих ЕСКД.
Карандаши чертежные
Карандаши чертежные выпускают различных степеней твердости: от 7Т до 2Т — твердые; Т, ТМ, М — промежуточные; от 2М до 6М — мягкие. Твердость и мягкость зарубежных карандашей обозначены латинскими буквами: от 9Н до 2Н — твердые; Н, НВ, В — промежуточные; от 2В до 6В — мягкие; среднюю твердость иногда маркируют буквой F. Получили распространение цанговые карандаши с графитовыми стержнями различного диаметра и разной твердости.
Для выполнения чертежей рекомендуется применять твердые карандаши не более 2Т, промежуточные и мягкие не более 2М. Твердые карандаши применяют для предварительных построений, мягкие — для обводки. Чертежные карандаши затачивают с конца, противоположного клейму изготовителя и обозначения твердости. Используют два способа заточки: конусом (рис. 53, а) и лопаточкой (рис. 53, б). Для заточки рекомендуется специальный нож или лезвие для технических целей. Для подтачивания графита можно применять мелкозернистую наждачную бумагу.
Рис. 53. Формы заточки карандашей
Чертежная бумага
Чертежная бумага должна быть белой, прочной и способной выдерживать многократное нанесение и стирание линий. Бумага хорошего качества на просвет должна выглядеть однотонной. Требования к чертежной бумаге устанавливает ГОСТ 597-73. Чертежная бумага марки В (высшая) является наилучшей, но более распространена бумага марки О (обыкновенная).
Линейки и треугольники
Линейка чертежная длиной 250 или 300 мм с миллиметровой шкалой предназначена для проведения прямых линий и простейших измерений. Для построений используются треугольники с углами 45ои 60о. Линейки и треугольники изготавливают из дерева и пластмассы. Пластмассовыми линейками и треугольниками удобно выполнять чертежи в тонких линиях, деревянными — проводить обводку мягкими карандашами, так как они не размазывают следы грифеля по бумаге. При выборе пластмассовых треугольников предпочтение отдается имеющим трафареты или градуировку углов, как на транспортире.
Готовальни
Готовальня — это набор чертежных инструментов в специальном футляре.
Номер готовальни соответствует числу инструментов в наборе. Рекомендуется использовать готовальни № 13 или № 14. В готовальню обычно входят следующие инструменты: два рейсфедера линейных (рис. 54, а); циркуль с карандашной и рейсфедерной вставками (рис. 54, б); удлинитель для циркуля (рис. 54, в); кронциркуль с карандашной и рейсфедерной вставками (рис. 54, г); разметочные циркули (рис. 54, д, е); запасная ручка рейсфедера (рис. 54, ж); отвертка с футляром для запасных графитовых стержней и игл (рис. 54, и); центрик (рис. 54, к).
Для облегчения чертежных работ в готовальнях больших размеров могут быть двойные рейсфедеры для близкорасположенных параллельных линий (рис. 54, а). При обводке тушью используют полуавтоматические рейсфедеры, состоящие из пера 1 и пустотелой ручки 2 (рис. 54, з), которые заполняют тушью из специального баллончика (рис. 54, л). Баллончик имеет корпус 2, нижнюю пробку для заливки туши 3 и верхнюю пробку 1 для заполнения рейсфедера.
Для обводки чертежей применяют также различные рапидографы с фиксированной толщиной линий и специальными циркулями для них.
До приобретения определенных навыков наибольшие затруднения студенты испытывают при работе с циркулем. Циркуль предназначен для проведения дуг и окружностей. Для качественной работы следует соблюдать ряд правил. Графитовый стержень, заточенный лопаточкой, должен выступать из держателя наружу на 6…8 мм. Его конец должен находиться на уровне острия стальной иглы. При нанесении дуг и окружностей ножки циркуля следует располагать перпендикулярно к поверхности бумаги. Окружности и дуги лучше проводить за один раз во избежание ошибки при повторном проведении.
|
|
|
|
|
Рис. 54. Набор чертежных инструментов
Стирка
Стирка (резинка карандашная) мягкая предназначена для стирания линий, выполненных карандашом. Жесткой стиркой (со стеклом) удаляют линии, проведенные тушью.