Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным.

Содержание листа: по двум проекциям взаимнопересекающихся геометрических тел построить третью проекцию. Найти линию их пересечения. Построить аксонометрическую проекцию геометрических тел. Чертеж выполняется на формате АЗ.

Целевое назначение листа: изучить проецирование геометрических тел в прямоугольных и аксонометрических проекциях. Освоить приемы проецирования точки, прямой и плоской фигуры, геометрических тел на три плоскости проекции, научиться находить линии пересечения поверхностей геометрических тел. Научиться проецировать геометрические тела в прямоугольных и аксонометрических проекциях.

Порядок выполнения листа: лист содержит комплексный чертеж двух пересекающихся тел и аксонометрическую проекцию.

Ознакомьтесь с содержанием образца на рисунках 9. Внимательно найдите свой вариант и по двум проекциям представьте форму пересекающихся геометрических тел в пространстве.

Построение данного чертежа можно производить по этапам:

1. Перечертить по своему варианту две данные проекции, построить третью проекцию двух геометрических тел.

2. В начале построения, необходимо найти очевидные и характерные точки.

3. Применяя общий способ построения линий пересечения с помощью вспомогательных взаимно параллельных секущих плоскостей, пересекающих обе геометрические поверхности. Найти и обозначить точки, принадлежащие одновременно двум поверхностям.

4. Построить линию пересечения по точкам.

5. Построить аксонометрическую проекцию двух пересекающихся геометрических тел.

6. По координатам, снимаемым по осям X, Y, Z. построить линию пересечения тел,

7. Произвести обводку чертежа строго соблюдая толщину и назначение линий, а также цифровых обозначений.

8. Провести все линии невидимого контура, учитывая, что одно геометрическое тело целое, другое вырезано под него.

9. Линии построения должны быть сохранены.

10. Заполнить основную надпись чертежа.

Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ДЛЯ ЗАДАНИЯ №3

Рисунок 10

Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

Задание №2-2. Тема: эскиз детали

Указания к выполнению задания по эскизам деталей

На листах чертежной или писчей бумаги формата А4 или А3 либо на бумаге в клетку или миллиметровой бумаге карандашом выполнить эскиз детали.

Последовательность действий при выполнении эскиза детали (рис.38).

  1. Определить название детали, ее назначение, материал, из которого она изготовлена, тип детали, к которому она относится, и способ её изготовления.
  2. Изучить форму детали. Выяснить из каких простых геометрических тел: призма, пирамида, цилиндр, конус, шар - состоит деталь.
  3. Определить размеры отдельных элементов детали и ее габаритные размеры. Так как эскизы выполняются не с реальной детали, которую можно обмерить, а с рисунка, и реальные размеры всех элементовдетали установить невозможно, необходимо самостоятельно один из размеров условно принять за единицу, а все остальные размеры рассматривать в пропорции по отношению к нему.
  4. Выбрать главный вид детали и ее положение на этом изображении. Напомним, что главный вид должен давать наиболее полную информацию о детали. Деталь на изображении должна быть расположена либо в соответствии с ее положением в готовом изделии (сборочной единице), либо в положении, в котором деталь находится при наибольшем количестве технологических операций обработки.

- Детали вращения типа «вал» и типа «втулка», имеющие ось вращения и преобладающее количество токарных операций (обрабатываемые на токарных станках): валы, втулки, штуцера, шпиндели, фланцы, шестерни и др., следует располагать так, чтобы ось вращения была горизонтальна и параллельна основной надписи чертежа (рис.13а-в).

- Штампованные детали располагают на главном виде в соответствии с их положением в процессе штамповки.

- Сложные корпусные детали: основания, крышки, подвески, кронштейны и пр., изготовляемые литьем и подвергающиеся сравнительно небольшому числу операций механической обработки, располагают на главном виде либо в соответствии с их положением в готовом изделии, либо в положении, в котором деталь находится при наибольшем количестве технологических операций обработки. (рис.13г).

- Детали, имеющие элемент шестигранник, нужно располагать так, чтобы на главном виде проецировались три его грани .

  1. Определить необходимое количество изображений. Согласно требованиям ГОСТ 2.305-68 количество изображений (видов, разрезов, сечений) на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления форма изделия и нанесения размеров при применении установленных в соответствующих стандартах условных обозначений, знаков и надписей. Так, например:

- для детали типа «вал» (рис.13а): главный вид с необходимыми местными разрезами и вынесенные сечения, поясняющие поперечную форму отдельных элементов детали; если в состав отдельных поверхностей вала включены гранные поверхности (квадрат, шестигранник) или имеют поверхность, как на детали 3 рис. 14, то необходимо построение вида слева;

- для детали типа «втулка» достаточно одного изображения, на котором соединены половина вида спереди и половина фронтального разреза; если в состав отдельных поверхностей детали включены гранные поверхности (квадрат, шестигранник), то необходимо построение вида слева или сечения (рис.13б);

- для детали типа «фланец», имеющей равномерно расположенные отверстия по окружности, достаточно одного изображения, на котором соединены половина вида спереди и половина фронтального разреза; если центральное посадочное отверстие имеет шпоночный паз или шлицы, то необходимо построение вида слева;

- для детали типа «зубчатое колесо» достаточно фронтального разреза; если центральное посадочное отверстие имеет шпоночный паз или шлицы, то необходимо построение вида слева (рис.13в);

Линии невидимого контура рекомендуется по возможности не применять. Внутренние формы деталей рекомендуется показывать с помощью разрезов и сечений.

Отдельные мелкие элементы детали (канавки, проточки) рационально изображать с помощью выносных элементов.

  1. Выбрать формат листа бумаги для эскиза. Так как на этом задании отрабатывается глазомер студента и умение проводить прямые линии, дуги окружностей и окружности от руки без применения чертежных инструментов, то желательно, чтобы была использована не бумага в клеточку, а белая бумага, лучше чертежная.
  2. Оформить выбранный чертежный формат: нанести внутреннюю рамку и основную надпись чертежа (форма №1 ГОСТ 2.104-68). В этом случае разрешается использование линейки и угольника. Также разрешается использование уже оформленных типографским способом чертежных форматов. Заполнить основную надпись чертежа. Указать наименование детали, обозначение изделия, материал (сталь, чугун, бронза и др.) с указанием марки и стандарта (рис.12а).
  3. Разметить поле эскиза (рис.12а). Так как на эскизах не соблюдаются стандартные масштабы и размеры элементов изделия, а только пропорциональное соответствие между ними, необходимо выбрать примерную величину изображений. Т.е. определить размеры прямоугольников, в которые должны быть вчерчены выбранные изображения, с таким условием, чтобы они были пропорциональны соответствующим габаритным размерам изделия. Между прямоугольниками оставить свободное место для нанесения размеров. Для деталей типа «зубчатое колесо» предусмотреть место в правом верхнем углу формата для таблицы параметров.
  4. Внутри прямоугольников нанести осевые и центровые линии.
  5. Тонкими линиями построить ориентировочные контуры будущих изображений, глазомерно соблюдая пропорции между размерами отдельных элементов изделия (рис.12б).
  6. Выполнить тонкими линиями разрезы и сечения без нанесения штриховки. Изобразить мелкие элементы детали: канавки, фаски, закругления, линии переходов и т.п. (рис.12в).
  7. Проверить выполнение изображения. Обвести все линии видимого контура детали сплошной основной толстой линией мягким карандашом. Сплошными тонкими линиями нанести штриховку на изображениях разрезов и сечений (рис.12г).Нанести выносные, размерные линии со стрелками. Помнить, что минимальное расстояние между параллельными размерными линиями не должно быть менее 7мм. Нанести условные знаки радиусов, диаметров, квадратов, буквенное обозначение резьбы, фасок, уклонов, конусности. Числовые значения размеров не указывать. Числовые значения размеров указываются только в случае выполнения эскиза реальной детали, когда выполняется ее обмер.

На рис.13 показаны примеры выпонения эскизов деталей с нанесенными число-выми значениями размеров.

Пояснение к эскизу шестерни (зубчатого колеса).

Правила выполнения чертежей цилиндрических и конических зубчатых колес изложены в ГОСТах 2.402-68, 2.403-75 и 2.405-75,

В полном объеме знания по зубчатым зацеплениям студенты могут получить только в курсах деталей машин и теории механизмов и машин. В курсе инженерной графики студент-заочник должен получить только самое общее представление об основных параметрах зубчатого колеса (модуле, шаге, делительном диаметре, диаметрах вершин и впадин зубьев) и правилах выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес.

Модуль является основным параметром и представляет собой число миллиметров диаметра делительной окружности, приходящееся на один зуб шестерни. Обозначается «m». Величина модуля стандартизована и не может быть взята произвольно.

Делительная окружность является условным элементом зубчатого зацепления (рис.11а). На чертежах делительная окружность изображается тонкой штрихпунктирной линией. Величина делительного диаметра (диаметра делительной окружности) «d» рассчитывается по формуле d = mz,где z- число зубьев шестерни.

Делительная окружность делит зуб на две части – головку и ножку (рис.11а, 11б). Высота головки зуба принимается равной модулю – ha=m. Высота ножки зуба на четверть модуля больше высоты головки – hf =1,25m. На основании приведенных зависимостей можно рассчитать и величины диаметров окружностей выступов «da» и впадин «df ».

da = d + 2ha =mz + 2m = m(z + 2); df = d – 2hf = mz – 2,5m = m(z – 2,5).

В соответствии с ГОСТ 2.403-75 в правом верхнем углу чертежа выполняется таблица параметров, состоящая из трех частей. Полный перечень параметров зубчатого колеса зависит от формы зубчатого зацепления и приведен в ГОСТ 2.403-75 для цилиндрических зубчатых колес и в ГОСТ 2.405-75 для конических зубчатых колес. Первая часть таблицы содержит основные данные для изготовления зубчатого венца колеса; вторая – данные для контроля размеров зуба; третья – справочные данные.

На учебных чертежах достаточно выполнить только первую часть таблицы, внося в нее три параметра: модуль, число зубьев и делительный диаметр. Форма и размеры граф таблицы показаны на рис.39в.

В качестве изображения зубчатого колеса на чертеже используется полный фрон-тальный разрез осевой плоскостью. На изображении зуб условно показывается неразре-занным (рис.11б, 13в).

Если отверстие в ступице зубчатого колеса имеет шпоночный паз, то дополнительно строится местный вид слева, на котором показывается контур отверстия (рис.13в).

На изображении зубчатого колеса должны быть нанесены размеры: диаметра окружности вершин зубьев da, ширины зубчатого венца b (рис 11б, 13в), размеры фасок на торцовых кромках вершин зубьев. Остальные размеры наносят в зависимости от конструкции зубчатого колеса.

Пример выполнения эскиза цилиндрического зубчатого колеса показ на рис.13в.

Рисунок 11Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

Рисунок 12

Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

Рисунок 13

ДЕТАЛИ ДЛЯ ЗАНИЯ №1 КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №2

Рисунок 14

Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

,14
Тема: Пересечение многогранников и тел вращения. Находжение третьей проекции по двум заданным. - student2.ru

ЗАДАНИЕ №2-3 КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №2

Наши рекомендации