Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)
Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.
Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У каждого ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей.
Работа состоит из двух частей:
1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.
Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):
«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».
Инструкция ко 2-й части задания:
«Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)
а) Оценка задания (оценивается лучший вариант)
4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;
3-й уровень: учтены три условия;
2-й уровень: учтены два условия;
1-й уровень: учтено одно условие.
б) Оценка самоконтроля
4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
2. «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)
Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.
Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске):
Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.
Работа состоит из двух частей:
1) срисовывание и продолжение трех узоров;
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.
Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов:
а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».
б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».
в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».
Инструкция ко 2-й части задания:
«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».
а) Оценка задания (оценивается лучший вариант)
4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;
2-й уровень: срисован правильно третий вариант;
1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.
б) Оценка самоконтроля
4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
в) Оценка развития графических навыков
4–3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;
2–1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.