Рабочая тетрадь по разделу «Геометрия»
Рабочая тетрадь по разделу «Геометрия»
Введение
Данная тетрадь содержит обучающие задания и задания для самоподготовки по разделу «Геометрия» по дисциплине «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия» для студентов первых курсов средних специальных учебных заведений.
Пособие содержит таблицы и схемы, которые могут быть использованы в качестве опор при самоподготовке студентов, облегчают анализ конспектов лекций. Задания могут быть использованы как для организации самостоятельной работы студентов, так и для проведения тематического контроля.
Графические работы и задачи, для решения которых не предусмотрено рабочее поле, выполняются на отдельных листах, которые затем вклеиваются в тетрадь.
Чертежи выполняются только карандашом. Необходимые подписи могут быть сделаны как карандашом, так и ручкой.
Все записи в рабочей тетради должны быть четкими, аккуратными, при необходимости можно использовать сокращения или символы, которые легко дешифруются.
Аксиомы стереометрии и их следствия.
1.Запишите аксиомы стереометрии:
С1: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С2: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С3:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.По рисунку ответе на вопросы:
Какие точки принадлежат плоскости α?_________________________________
Какие точки не принадлежат плоскости α? _________________________________
Определите взаимное расположение прямых DA и FB ____________________________________
3.По рисунку назовите:
а) плоскости, в которых лежат прямые РN, MK, DB, AB, NC;
б) точки пересечения прямой DK с плоскостью ABC, прямой CN c плоскостью ADB;
в) точки, лежащие в плоскостях АDB и DBC.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Даны четыре точки, не лежащие в одной плоскости. Сколько можно провести различных плоскостей, проходящих через три из этих точек? Объясните и проиллюстрируйте ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Даны три прямые, пересекающиеся в одной точке. Сколько плоскостей в пространстве они задают? Проиллюстрируйте ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.На данном рисунке плоскость α содержит точки A, B,C, D, но не содержит точку Т. Постройте точку М – точку пересечения прямой AB и плоскости TCD. Лежит ли точка М в плоскости α? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Прямые а,b и c пересекают плоскость α в точках М, К и Р. Лежат ли прямые а,b и с в одной плоскости? Объясните ответ. ______________________________________________________________________________________________________
Двугранный угол. Многогранные углы.
1.Заполните таблицу:
Понятие | Определение |
Двугранный угол | |
Грани двугранного угла | |
Ребро двугранного угла | |
Линеный угол двугранного угла | |
2.Постройте чертежи:
Прямой двугранный угол | Тупой двугранный угол | Острый двугранный угол |
3.Многогранным углом называется ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Постройте чертежи:
Трехгранный угол | Четырехгранный угол | Многогранный угол |
5.Градусной мерой двугранного угла называется ___________________________________________________________________________
6.Гипотенуза прямоугольного равнобедренного треугольника лежит в плоскости α, а катет наклонен к этой плоскости под углом 30º. Найдите угол между плоскостью α и плоскостью треугольника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Найдите двугранный угол ABCD тетраэдра ABCD, если углы DAB, DAC и ACB прямые, AC = CB = 5, DB = .
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многогранники.
1.Заполните таблицу
Понятие | Определение |
Многогранник | |
Выпуклый многогранник | |
Призма | |
Прямая призма | |
Правильная призма | |
Высота призмы | |
Диагональ призмы | |
Диагональное сечение призмы | |
Боковая поверхность призмы | |
Прямой параллелепипед | |
Прямоугольный параллелепипед | |
Куб | |
2.В прямоугольном параллелепипеде стороны основания равны 12 см и 5 см. Диагональ параллелепипеда образует с плоскостью основания угол в 45º. Найдите боковое ребро параллелепипеда.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Основанием прямого параллелепипеда является ромб с диагоналями 10 см и 24 см, а высота параллелепипеда равна 10 см. Найдите большую диагональ параллелепипеда.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Площадь поверхности куба равна 150. Найдите площадь его основания.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Площадь поверхности куба равна 96. Найдите ребро куба.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Площадь полной поверхности куба равно 48. Найдите длину диагонали куба.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Диагональ куба равна 18. Найдите площадь одной его грани.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Найдите квадрат расстояния между вершинами А1 и С прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1, если АВ = 6, ВС = 3, АА1 = 4.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 известно, что А1С = 12, АА1 = 4, АВ = . Найдите длину ребра В1С1.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Найдите расстояние между вершинами В и С1 прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1, если АВ = 6, АD = 3, AA1 = 4.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Диагональ правильной четырехугольной призмы равна 14, а диагональ боковой грани – 10. Определите полную поверхность призмы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Диагональ правильной четырехугольной призмы равна 9, а полная поверхность ее равна 144. Определите сторону основания и боковое ребро.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Заполните таблицу:
Понятие | Определение |
Пирамида | |
Правильная пирамида | |
Высота пирамиды | |
Апофема | |
Усеченная пирамида | |
14.Тетраэдром называется ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Высота правильной четырехугольной усеченной пирамиды равна 8 см, стороны оснований 10 см и 4 см. Найдите боковое ребро пирамиды.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.В правильной треугольной пирамиде MABC D – середина ребра ВС. Известно, что АВ = 8, а площадь боковой поверхности равна 96. Найдите длину апофемы МD.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.В правильной треугольной пирамиде MABC D – середина ВС. Известно, что MD = 12. А площадь боковой поверхности равна 90. Найдите длину отрезка АВ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18.В правильной четырехугольной пирамиде MABCD известно, что МО = 12, АС = 10. Найдите длину бокового ребра МС.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19.В правильной четырехугольной пирамиде MABCD MA = 20, высота МО = 12. Найдите длину BD.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тела вращения.
1.Заполните таблицу:
Понятие | Определение |
Цилиндр | |
Образующие цилиндра | |
Радиус цилиндра | |
Ось цилиндра | |
Конус | |
Радиус конуса | |
Высота конуса | |
2.Площадь боковой поверхности цилиндра равна 20π, а высота – 4. Найдите диаметр основания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Площадь боковой поверхности цилиндра равна 81π, а диаметр основания – 9. Найдите высоту цилиндра.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Высота конуса равна 8, а диаметр основания – 30. Найдите образующую конуса.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Найдите площадь боковой поверхности конуса, если образующая его равна 7, а площадь основания равна 36/π.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Диаметр основания конуса равен 56, а длина образующей – 53. Найдите высоту конуса.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Заполните таблицу:
Понятие | Определение |
Шар | |
Сфера | |
Радиус шара | |
Диаметр шара | |
8.Шар с центром в точке О касается плоскости в точке В. Точка А лежит в этой плоскости. Найдите радиус шара, если ОА = 18 см, АВ = 11 см. Сделайте чертеж.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Радиус шара, вписанного в цилиндр, равен 15 см. Найдите площадь осевого сечения цилиндра. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объемы многогранников.
1.Закончите предложения:
Тело называется простым, если ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Равные тела имеют __________________________________________________________
Если тело разбито на части, являющиеся простыми телами, то объём этого тела равен______________________________________________________________________
Объем куба, ребро которого равно единице______________________________________
Объем любого параллелепипеда равен__________________________________________
2.Объем наклонной призмы равен 64 см2. Вычислите длину ребра равновеликого куба. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда равна 84 см2, высота 7 см, а одна из его сторон основания в 3 раза больше другой. Вычислите объем тела.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Площадь поверхности куба равна 150. Найдите его объем.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.В основании прямого параллелепипеда лежит параллелограмм со сторонами 2 и 8 и острым углом 60º. Большая диагональ параллелепипеда равна . Определите его объем.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Объем правильной треугольной призмы равен , ее высота равна 8. Найдите сторону основания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 5 и 12. Объем призмы равен 75. Найдите длину бокового ребра.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Боковое ребро правильной четырехугольной пирамиды равно 1 и наклонено к плоскости основания под углом 60º. Найдите объем пирамиды.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Закончите предложения:
Объем любой треугольной пирамиды равен______________________________________________________________________
Объем любой пирамиды равен______________________________________________________________________
Объем усеченной пирамиды вычисляется по формуле: ___________________________________________________________________________
10.В правильной треугольной пирамиде боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 30º, а сторона основания равна 20 см. Найдите объем пирамиды.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объемы тел вращения.
1.Закончите предложения:
Объем цилиндра равен _______________________________________________________
Объем конуса равен ______________________ππ___________________________________
Объем усеченного конуса вычисляется по формуле: ___________________________________________________________________________
2.Диаметр жестяной банки 10 см, а объем 0,3 литра. Определите высоту банки.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Объем цилиндра равен , а высота - . Найдите диагональ осевого сечения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Найдите объем конуса, если объем цилиндра равен 150.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Прямоугольный параллелепипед описан около цилиндра, радиус основания которого равен 4. Объем параллелепипеда равен 16. Найдите высоту цилиндра.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Объем шара 300 см3. Найдите площадь его поверхности.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Как изменится объем шара, если радиус шара увеличить в 3 раза? Уменьшить в 5 раз?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая тетрадь по разделу «Геометрия»
Введение
Данная тетрадь содержит обучающие задания и задания для самоподготовки по разделу «Геометрия» по дисциплине «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия» для студентов первых курсов средних специальных учебных заведений.
Пособие содержит таблицы и схемы, которые могут быть использованы в качестве опор при самоподготовке студентов, облегчают анализ конспектов лекций. Задания могут быть использованы как для организации самостоятельной работы студентов, так и для проведения тематического контроля.
Графические работы и задачи, для решения которых не предусмотрено рабочее поле, выполняются на отдельных листах, которые затем вклеиваются в тетрадь.
Чертежи выполняются только карандашом. Необходимые подписи могут быть сделаны как карандашом, так и ручкой.
Все записи в рабочей тетради должны быть четкими, аккуратными, при необходимости можно использовать сокращения или символы, которые легко дешифруются.