Основные темы рабочей программы

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Методические указания и контрольные задания

для студентов инженерно-технических специальностей

заочной формы обучения

Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного

технического университета

Саратов 2007

ВВЕДЕНИЕ

Изучаемая дисциплина «Начертательная геометрия» является частью учебного курса «Начертательная геометрия. Инженерная графика». Рабо­чие программы курсов разработаны с учетом и в соответствии с Государ­ственными образовательными стандартами, новыми стандартами ЕСКД, с учетом внедрения в учебный процесс ПЭВМ и на основе накоплен­ного за последние годы опыта преподавания. Программы едины для всех форм обучения: дневной, вечерней, заочной и очно-заочной и определяют объем знаний, необходимых для студентов машино­строительных специальностей.

Начертательная геометрия

При изучении начертательной геометрии предусматривается: лекци­онное изложение курса, работа с учебником и учебными пособиями, прак­тические занятия, выполнение домашних заданий и расчетно-графических работ, консультации по курсу. Завершающим этапом является собеседова­ние по домашним заданиям, расчетно-графическим и контрольным рабо­там (выявляется самостоятельность их выполнения). Знания, умения, на­выки и способности к представлению пространственных форм проверяются на экзамене.

Студенты выполняют ряд комплексных домашних заданий (кон­трольных работ) с решением позиционных и метрических задач по основ­ным разделам курса. Содержание заданий и характер их оформления опре-деляются рабочими программами. Домашние работы студент-заочник высылает на кафедру для рецензирования с последующей защитой их пе­ред экзаменом. К экзамену допускают студентов, выполнивших все практи­ческие и домашние работы и прошедших собеседование. На практических занятиях в период экзаменационной сессии студент должен выполнить ряд аудиторных самостоятельных работ, аналогичных решенным в домашних заданиях и предусмотренных рабочими программами. На экзамен представ­ляются зачтенные контрольные работы по каждой теме курса; по ним про­изводится предварительный опрос-собеседование. Преподаватель вправе аннулировать представленное контрольное задание, сообщив об этом на кафедру и факультет, если при собеседовании убедится, что контроль­ные работы были выполнены несамостоятельно или скопированы.

Выполнив все контрольные работы по курсу начертательной геомет­рии и имея рецензии на них с отметкой «Зачтено», студент имеет право сдавать экзамен.

На экзамене студенту предлагается решить две-три задачи и ответить на один-два теоретических вопроса. Решение задач выполняется на листе чертежной бумаги (ватман) формата A3 (297x420 мм) с помощью чертежных инструментов в карандаше. На экзамен необходимо принести с собой лист чертежной бумаги (ватман) формата A3 и чертежные принадлежно­сти, необходимые для решения графических задач.

Основные темы рабочей программы

Тема 1. Введение. Центральные и параллельные проекции

Центральное (коническое) проецирование. Параллельное (цилиндри­ческое) проецирование. Основные свойства параллельного проецирования. Восприятие (представление) предмета по его изображению в параллельных проекциях. Пространственная модель координатных плоскостей проекций. Эпюр Монжа.

Тема 2. Точка. Прямая. Плоскость на эпюре Монжа

Чертежи точек, расположенных в различных углах координатных плоскостей проекций. Чертежи отрезков прямых линий. Деление отрезка прямой в заданном отношении. Следы прямой линии. Определение длины отрезка прямой и углов его наклона к плоскости проекций. Взаимное по­ложение прямых линий. Задание плоскости. Прямые линии и точки плоскос­ти. Проекции плоских фигур.

Тема 5. Многогранники

Чертежи многогранников и многогранных поверхностей. Пересечение многогранников плоскостью и прямой линией. Взаимное пересечение мно­гогранников. Развертки многогранников.

Тема 6. Кривые линии

Плоские кривые линии. Касательные и нормали кривых. Кривизна плоской кривой. Эволюта и эвольвента. Составные плоские кривые. Верши­ны кривых линий. Задание плоских кривых в естественных координатах. Кривые линии второго порядка. Эллипс. Гипербола. Парабола. Преобразо­вание плоских кривых линий.

Тема 7. Поверхности. Образование и задание поверхностей

Торсовые поверхности. Поверхности вращения. Поверхности враще­ния с криволинейной производящей. Линейчатые поверхности вращения. Винтовые поверхности. Винтовые поверхности с криволинейной произ­водящей. Линейчатые винтовые поверхности (геликоиды). Циклические винтовые поверхности.

Контрольные работы

Контрольные работы по начертательной геометрии представляют со­бой эпюры (чертежи), которые выполняются по мере изучения курса.

Задания на контрольные работы индивидуальные. Они представлены в вариантах. Студент выполняет вариант задания, указанный преподавате­лем во время установочной сессии, либо вариант, номер которого соответ­ствует сумме трех последних цифр его кода (номера студенческого билета или зачетной книжки). Если, например, учебный код студента 028133, то он во всех контрольных работах выполняет седьмой вариант задания. Каж­дая контрольная работа представляется на рецензию в полном объеме.

Если работа не зачтена, преподаватель в рецензии указывает, какую часть контрольной работы надо переделать или же выполнить всю кон­трольную работу вновь. На повторную рецензию следует представить всю контрольную работу полностью. К выполнению следующей контрольной работы приступить, не ожидая ответа на предыдущую.

Контрольные работы представляются строго в сроки, указанные в учебном графике.

Эпюры контрольных работ выполняются на листах чертежной бумаги формата A3 (297x420 мм) или А4 (210x297 мм). На расстоянии 5 мм от линии обреза листа проводится рамка поля чертежа. С левой стороны ли­ния рамки проводится от линии обреза листа на расстоянии 20 мм. В пра­вом нижнем углу формата, вплотную к рамке, помещается основная над­пись. Ее размеры и пример заполнения приведены на рис. 1.

Основные темы рабочей программы - student2.ru

Рис. 1. Основная надпись

Задания к эпюрам берутся в соответствии с вариантами из таблиц. Чертежи заданий вычерчиваются в заданном масштабе и размещаются с учетом наиболее равномерного размещения всего эпюра в пределах фор­мата листа.

Эпюры выполняются с помощью чертежных инструментов: вначале карандашом с последующей обводкой некоторых построений красной пас­той шариковой ручки. При обводке карандашом или пастой характер и тол­щина линий берутся в соответствии с ГОСТ 2.303-68. Все видимые линии - основные сплошные толщиной s = 0,8...1,0 мм. Линии построений и линии проекционной связи должны быть сплошными тонкими толщиной от s/2 до s/3 мм. Линии центров и осевые – штрихпунктирной линией тол­щиной от s/2 до s/3 мм. Линии невидимых контуров показывают штрихо­выми линиями. На это следует обратить внимание при выполнении всех контрольных работ, имея при этом в виду, что заданные плоскости и по­верхности непрозрачны. Все основные вспомогательные построения долж­ны быть сохранены.

Все надписи, как и отдельные обозначения, в виде букв и цифр на эпюре, должны быть выполнены стандартным шрифтом размером 3,5 и 5 в соответствии с ГОСТ 2.304-81*.

Первая страница контрольных работ должна быть выполнена на лис­те ватмана формата А4 и оформлена по образцу, приведенному на рис. 2.

Задания к контрольным работам

На установочной сессии студентам в зависимости от специальности выдается перечень задач, составляющих контрольные работы, в соответст­вии с рабочей программой специальности.

Задача 1

Построить линию пересечения плоскостей, заданных треугольника­ми ABC и EDK, показать видимость. Определить натуральную величину треугольника ABC. Данные для своего варианта взять из табл. 1. При­мер выполнения задачи 1 приведен на рис. 3.

Указания к решению задачи.В левой половине листа формата A3 намечаются оси координат и из табл. 1 согласно своему варианту бе­рутся координаты точек А, В, С, D, Е, К – вершин треугольников. Стороны треугольников и другие вспомогательные прямые проводятся вначале тон­кими сплошными линиями. Линии пересечения треугольников строятся по точкам пересечения сторон одного треугольника с другим или по точкам пересечения каждой из сторон одного треугольника с другим порознь. Та­кую линию можно построить, используя и вспомогательные секущие про­ецирующие плоскости.

Видимость сторон треугольника определяется способом конкури­рующих точек. Видимые отрезки сторон треугольников выделяют сплош­ными основными линиями, невидимые следует показать штриховыми ли­ниями.

 
Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский государственный технический Университет Кафедра «Начертательная геометрия и компьютерная графика» НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ Контрольная работа №____
Выполнил: студент гр._________ Ф.И.О.________________

САРАТОВ 20__

.

Рис. 2. Пример выполнения титульного листа

Таблица 1.

XA YA ZA XB YB ZB XC YC ZC XD YD ZD XE YE ZE XK YK ZK

Основные темы рабочей программы - student2.ru Основные темы рабочей программы - student2.ru

Рис. 3. Пример решения задачи 1.

Определяется натуральная величина треугольника ABC, для чего:

1. В плоскости проводят прямую уровня (горизонталь h ≡ CR).

2. Плоскопараллельным перемещением треугольник ABC

приводится в положение проецирующей плоскости (h1'^x12), в результате прямая CR становится фронтально-проецирующей прямой, а плоскость ABC - фронтально-проецирующей плоскостью.

3. Вращением вокруг фронтально-проецирующей прямой, проходя­щей через точку В, преобразуем плоскость треугольника ABC в плоскость уровня (горизонтальную, когда он будет параллелен горизонтальной плос­кости проекций).

4. Строится горизонтальная проекция A1"B1"C1", которая является натуральной величиной треугольника.

В треугольнике ABC следует показать и линию MN пересечения его с треугольником EDK.

Все вспомогательные построения должны быть обязательно показа­ны на чертеже в виде тонких линий, а линия пересечения треугольников MN обведена красной пастой.

Задача 2

Построить проекции пирамиды, основанием которой является тре­угольник ABC, а ребро SA определяет высоту h пирамиды. Данные для своего варианта взять из табл. 2. Пример решения задачи приведен на рис. 4.

Указания к решению задачи.В левой половине листа формата A3 намечают оси координат и из табл. 2 согласно своему варианту бе­рут координаты точек А, В и С вершин треугольника ABC. По координа­там строится двухкартинный эпюр треугольника.

В плоскости треугольника ABC проводят линии уровня (горизонталь h и фронталь f). В точке А восстанавливается перпендикуляр к плоскости треугольника, для чего на плоскости П2 проводят перпендикуляр к фронтали (f2), на П1 - к горизонтали (h1). Для определения натуральной величи­ны ребра SA следует применить способ вращения, который подробно рас­смотрен в пояснениях к решению задачи 5 (рис.7).

На направлении отрезка SA берут произвольную точку S', опреде­ляют натуральную величину отрезка S'A, откладывают заданную высоту пирамиды h и находят проекции вершины пирамиды S (S1, S2). Строятся ребра пирамиды.

Способом конкурирующих точек определяется их видимость. Види­мые ребра пирамиды следует показать основными сплошными линиями, невидимые - штриховыми линиями. Все вспомогательные построения не­обходимо сохранить на эпюре и показать их тонкими линиями.

Таблица 2

А В С h
x y z x y z x y z
 

Задача 3

Построить линию пересечения пирамиды с прямой призмой. Данные для своего варианта взять из табл. 3. Пример выполнения задачи при­веден на рис. 4.

Указания к решению задачи.В оставшейся правой половине лис­та намечаются оси координат и из табл. 3 согласно своему варианту берутся координаты точек А, В, С и D вершин пирамиды и координаты то­чек E, K, G и U вершин многоугольника нижнего основания призмы. Высота призмы для всех вариантов равна 85 мм. По этим данным строятся проекции многогранников.


Основные темы рабочей программы - student2.ru


Таблица 3

XA YA ZA XB YB ZB XC YC ZC XD YD ZD XE YE ZE XK YK ZK XG YG ZG XU YU ZU
   

Призма своим основанием стоит на плоскости уровня, горизонтальные проекции ее вертикальных ребер преобразуются в точки. Грани боковой поверхности призмы представляют собой отсеки го­ризонтально проецирующих плоскостей.

Линия взаимного пересечения многогранников представляет собой пространственную замкнутую ломаную линию. Для построения линии пересечения сначала находят ее вершины, а затем в определенном порядке соединяют их отрез­ками прямых. Вершины этой линии могут быть определены как точки пе­ресечения ребер одного многогранника (пирамиды) с гранями другого (призмы). Соединяя каждые пары таких точек, принадлежащих одним и тем же граням, от­резками прямых, получаем линию пересечения многогранников.

Видимыми являются только те стороны многоугольника пересече­ния, которые принадлежат видимым граням многогранников. Их следует показать сплошными основными линиями красной пастой. Все вспомога­тельные построения на эпюре сохранить и показать их тонкими линиями.

ПРИМЕЧАНИЕ.Задаче 3 уделить особое внимание. Все построе­ния на чертеже тщательно проверить. Допущенные ошибки приводят к не­правильному решению следующих задач 4, 5 «Построение развертки многогранников».

Задача 4

Построить развертку прямой призмы. Показать на развертке линию пересечения ее с пирамидой. Исходные данные для построений взять из задачи 3. Пример выполнения задачи приведен на рис. 5.

Указания к решению задачи.Разверткой поверхности много­гранника называется плоская фигура, полученная при совмещении с плос­костью чертежа всех его граней, такое совмещение возможно только после предварительных разрезов поверхности по некоторым ребрам.

На листе ватмана формата A3 (297 ĥ 420 мм) строится разверт­ка прямой призмы.

Для построения развертки прямой призмы поступают следующим образом:

а) проводят горизонтальную прямую (при решении задач 3 и 4 на одном листе прямая может являться продолжением оси х);

б) от произвольной точки G этой прямой откладывают отрезки GU,
UE, EK, KG, равные длинам сторон основания призмы;

в) из точек G, U, E, К, G восстанавливают перпендикуляры и на них от­кладывают величины, равные высоте призмы. Полученные точки со­единяют прямой. Прямоугольник GG'G'G является разверткой боковой поверхности призмы. Для указания на развертке граней призмы из точек U, Е, К проводят перпендикуляры;

Основные темы рабочей программы - student2.ru

Рис. 5. Пример компоновки листа при решении задач 3 и 4.

г) для получения полной развертки поверхности призмы к развертке боковой поверхности пристраивают многоугольники ее оснований.

Для построения на развертке линии пересечения призмы с пирами­дой замкнутых ломаных линий 1-2-3 и 4-5-6-7-8 пользуемся вертикальными прямыми. Например, для определения положения точки 1 на развертке по­ступаем так: на отрезке GU от точки G вправо откладываем отрезок Gl0, равный отрезку G111 (проекция на горизонтальную плоскость) (рис. 5). Из точки 10 восстанавливаем перпендикуляр к отрезку GU и на нем отклады­ваем аппликату z точки 1. Аналогично строят и находят остальные точки. Найденные точки соединяют замкнутыми ломаными.

Ребра многогранника на развертке обвести сплошными основными линиями, линии пересечения призмы с пирамидой обвести красной пастой, а все вспомогательные построения выполнить сплошными тонкими ли­ниями.

Задача 5

Построить развертку пирамиды. Показать на развертке линию пере­сечения ее с призмой. Исходные данные (призму и пирамиду) для построе­ний взять из задачи 3. Пример выполнения задачи приведен на рис. 8 и 9.

Указания к решению задачи.Развертка трехгранной пирамиды состоит из треугольных граней, каждая из которых строится как тре­угольник по трем заданным сторонам.

Для построения развертки пирамиды необходимо предварительно определить натуральные величины всех ее ребер любым из методов преоб­разования чертежа (способом вращения, способом замены плоскостей проекций или методом прямоугольного треугольника).

На рис. 6 показано построение истинного вида отрезка АВ с помощью прямоугольного треугольника, одним катетом которого служит проекция прямой на одной из плоскостей проекций, а другим - разность расстояний конечных точек отрезка до этой плоскости. На эпюре показана проекция А1' В1', которая является натуральной величиной отрезка АВ.

Метод вращения можно рассматривать как частный случай плоскопа­раллельного перемещения, когда все точки пространства и, следовательно, погруженной в него фигуры, перемещаются по дугам окружностей, центры дуг принадлежат одной прямой, называемой осью вращения, а плоскости дуг перпендикулярны к оси. На рис. 7 показано построение истинной величины отрезка АВ вращением вокруг оси, перпендикулярной плоскости П1. Если повернуть точку А вокруг оси ^ П1, то ее горизонтальная проекция А1 по­вернется на такой же угол и займет положение А1', а ее фронтальная проек­ция будет перемещаться по прямой, перпендикулярной оси вращения. Зная положение горизонтальной проекции А1', строим фронтальную проекцию А2' по линии проекционной связи А1' А2'. При таком вращении положение точки В остается неизменным, а отрезок АВ приведен к положению линии уровня

(фронтали). Таким образом, преобразованная проекция А2' В2' является нату­ральной величиной отрезка АВ.

Определяют последовательно натуральные величины всех ребер пи­рамиды (кроме ребра CD, которое является горизонталью, поэтому его про­екция на плоскость П1 есть ни что иное как натуральная величина).

На листе ватмана формата A3 (297х 420 мм) строится развертка пирамиды, здесь же выполняются все построения по нахождению натуральных вели­чин ребер пирамиды. На ребрах и гранях пирамиды (на развертке) опре­деляют вершины пространственной ломаной пересечения пирамиды с приз­мой. Последовательно соединяют эти точки, с учетом их принадлежности отдельным граням пирамиды, по описанию в задаче 3.

На рис. 4, 5, 8, 9 приведены варианты размещения задач 3, 4, 5 в зави­симости от содержания контрольных работ для разных специальностей.

Задача 6

На трехпроекционном чертеже построить недостающие проекции сквозного отверстия в сфере заданного радиуса R. Вырожденная (фрон­тальная) проекция сквозного отверстия представлена четырехугольником. Координаты проекций точек А, В, С и D (вершин четырехугольника) заданы в табл. 4. Пример выполнения задачи приведен на рис.10.

Указания к решению задачи.Намечаются оси координат с нача­лом координат в центре листа формата A3. Строятся проекции сферы за­данного радиуса R с центром в точке О. Определяются по заданным ко­ординатам проекции точек А, В, С и D (вершин четырехугольника) сквозно­го отверстия на сфере и строится многоугольник - вырожденная проекция линии сквозного отверстия.

Вначале определяются характерные точки линии сквозного отвер­стия: точки на экваторе, главном меридиане, наиболее удаленные и бли­жайшие точки поверхности сферы к плоскостям проекций. Далее задача сводится к определению недостающих проекций точек поверхности сфе­ры и определению видимости проекции отверстия. Очертание сферы и вы­рожденную проекцию сквозного сечения обвести сплошными основными линиями, невидимые участки поверхности и линии выреза показать линиями невидимого контура (штриховыми). Все вспомогательные построения на чертеже сохранить и обвести тонкими линиями.


Основные темы рабочей программы - student2.ru


Таблица 4

О А В С D R
x y z x z x z x z x z

Наши рекомендации