Характеристики жидкого топлива
Одной из важных характеристик жидких топлив является вязкость или внутреннее трение – свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению одной ее части относительно другой. От вязкости зависит качество распыливания топлива форсунками, мощность насосов для перекачивания топлива по трубопроводам и др. Марки мазутов выражаются значениями вязкости в условных градусах °ВУ, замеренными при температуре 50°С. Например, мазут марки 40 имеет вязкость 40°ВУ при температуре 50°С, а мазут марки Ф5 (флотский) имеет вязкость 5°ВУ при температуре 50°С. Единицы (градусы) вязкости условной определяются как отношение времени истечения 200 см3 мазута при 50°С ко времени истечения того же количества дистиллированной воды при 20°С. Истечение осуществляется через калиброванное отверстие специального прибора – вискозиметра.
Кроме единиц условной вязкости существуют единицы абсолютной вязкости. К ним относятся динамическая вязкость :, единица измерения которой паскаль-секунда (Па∙с) и кинематическая вязкость v, единица измерения которой метр квадратный на секунду (м2/с) или миллиметр квадратный на секунду (мм2/с). Последняя называется сантистоксом (сСт).
В зависимости от условной вязкости различают следующие марки мазутов (ГОСТ 10585-75): мазуты флотские повышенного качества марок Ф5, Ф12 и мазуты топочные марок 40, 100 и 200 (последние две марки мазутов используются на электростанциях).
Вязкость мазутов зависит от температуры. С повышением температуры она уменьшается (Рис. 2.1). Для обеспечения высокого качества распыливания и, следовательно, полного сгорания мазута его вязкость перед подачей в форсунку должна быть не более 3–3,5°ВУ. Это достигается подогревом мазута до 80–110°С в зависимости от его марки. Мазут 40 для перекачивания предварительно подогревают до 40–50°С.
Другими важными характеристиками жидкого топлива являются температура вспышки, температура воспламенения и температура застывания. Температурой вспышки называется такая температура, при которой пары топлива вспыхивают при поднесении открытого пламени; после удаления пламени горение паров топлива прекращается. Температура вспышки для судового топлива в закрытом тигле должна быть не менее 65°С. При хранении и транспортировке по трубопроводам топливо нельзя нагревать до температуры вспышки. При температуре воспламенения пары мазута загораются при соприкосновении с открытым пламенем и горят не менее 5 с после удаления источника пламени. Поэтому температура воспламенения на 10–30°С выше температуры вспышки. Условия перекачивания топлива на судне определяются температурой застывания, при которой мазут теряет естественную текучесть. Использование мазутов с высокой температурой застывания усложняет топливную систему, так как требуется предварительно разогревать мазут в бункерах и трубопроводах. Желательно, чтобы температура застывания мазута не превышала 10°С.
Плотность мазутов определяется при температуре 20°С и обозначается . От плотности зависит процесс отделения влаги: чем выше плотность мазута, тем больше надо его нагревать во время отстаивания в цистернах. Обычно при 20°С плотность мазутов составляет (0,9 ÷ 1,05)∙103 м3/кг.
Теплоемкость мазута – это количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг мазута на 1°С. Теплоемкость характеризует соотношение между теплотой, которую надо подвести к телу (или отвести от него) и его температурой. Единица измерения Дж/(кг∙°С) или кДж/(кг∙°С). Теплоемкость мазутов составляет примерно 2 кДж/(кг∙°С).
Рис. 2.1. Вязкость основных марок мазута в зависимости от температуры: а – значения вязкости, необходимые для качественного распыливания мазута форсунками; b — для перекачивания насосами |
Мазут – самое дешевое жидкое топливо из числа жидких топлив, применяемых на судах.