Состав и рабочая масса топлива
В состав топлива органического происхождения входят: углерод С, водород Н, сера S, азот N, кислород О, зола А и влага W. Элементарный состав топлива принято задавать в процентах по массе. Углерод, водород и сера являются горючими элементами.
Углерод – наиболее ценная горючая составляющая топлива. В топливе его содержится 82–83% по массе; он обладает высокой теплотой сгорания.
Водород также очень ценная составляющая, но его в топливе мало, всего 11–12%. При сгорании единицы массы водорода выделяется теплоты примерно в 4 раза больше, чем при сгорании единицы массы углерода.
Сера содержится в топливе в горючем и негорючем виде. Горючими являются органическая сера и колчеданная . Таким образом, для горючей серы можно записать . Негорючая сера находится в топливе в виде сульфатов и обозначается . Сульфаты – это соли серной кислоты (MgSО, CaSO4), в которых сера находится в виде своего предельного окисла и поэтому гореть неспособна. Негорючую серу относят к золе.
Азот и кислород – негорючие элементы и содержатся в топливе в небольшом количестве. В сумме их содержание не превышает 1% по массе.
Зола – это негорючая минеральная часть топлива, которая получается в виде остатка после выгорания горючих элементов топлива. Содержание золы в мазутах невелико и не превышает 0,5%. Зола является ненужной частью топлива, его балластом. Кроме того, в процессе эксплуатации котлов она загрязняет поверхности нагрева и вызывает их коррозию.
Влага также балласт топлива и затрудняет его сжигание. Содержание влаги в мазутах достигает 2,5%. Влага в топливе может быть внешняя или внутренняя (гигроскопическая), входящая в структуру топлива. От внешней влаги можно освободиться, например, просушивая твердое топливо при комнатной температуре. Жидкое топливо освобождают от внешней влаги отстаиванием в цистернах, при этом топливо подогревают примерно до 50°С. От внутренней влаги топливо можно освободить методом сушки лабораторной пробы при температуре около 105°С до достижения постоянной массы пробы.
Топливо в том виде, в котором оно вводится в топку, называют рабочим или рабочей массой. Его элементы обозначаются индексом «р» (рабочие) и выражаются в процентах по массе. Следовательно, для рабочей массы будет справедливым равенство
= 100%. | (2.1) |
(здесь и далее символом обозначается горючая сера).
Рабочая масса топлива без влаги называется сухой массой. Если из сухой массы удалить золу, то оставшаяся беззольно-безводная масса образует горючую массу.
Теплота сгорания топлива
Теплотой сгорания топлива называют количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании 1 кг топлива. Теплота сгорания в зависимости от того, до какой температуры охлаждать образующиеся газообразные продукты сгорания топлива, может быть высшей и низшей.
Высшей теплотой сгорания называется количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании 1 кг топлива при условии, что продукты сгорания охлаждаются до температуры конденсации содержащихся в них водяных паров (образовавшихся за счет горения водорода и испарения влаги топлива). Высшая теплота сгорания обозначается (индекс «р» обозначает рабочую массу топлива), измеряется в кДж/кг (МДж/кг). Например, при сжигании мазутов для получения высшей теплоты сгорания продукты сгорания надо охлаждать до температуры около 45°С.
При сжигании топлива в промышленных установках (котлах, камерах сгорания, дизелях и т. д.) дымовые газы не охлаждаются до столь низкой температуры. Обычно они удаляются из агрегатов при температуре 100–400°С; содержащийся в продуктах сгорания водяной пар не конденсируется и его теплота не выделяется. В результате теплота сгорания топлива оказывается меньше, чем при глубоком охлаждении продуктов сгорания. Такая теплота называется низшей теплотой сгорания топлива. Она обозначается и измеряется в кДж/кг (МДж/кг). На практике все тепловые расчеты выполняются с использованием низшей теплоты сгорания .
Высшую теплоту сгорания топлива определяют лабораторным путем, сжигая топливо в специальных приборах – калориметрах. Зная , можно определить и , для этого надо из высшей теплоты сгорания вычесть теплоту конденсации содержащихся в дымовых газах водяных паров. В результате получим, МДж/кг,
, | (2.2) |
где | 2,51 | – | теплота конденсации (или парообразования) водяных паров, находящихся в газах, МДж/кг; |
– | содержание водорода и влаги в рабочей массе топлива, %; коэффициент 9 перед означает, что при окислении водорода из одной его массовой части образуется 9 массовых частей воды; коэффициент 100 служит для перевода количества из процентов в килограммы. |
Если нет данных для определения лабораторным путем, то низшую теплоту сгорания топлива можно рассчитать по эмпирической формуле Д.И. Менделеева, МДж/кг,
. | (2.3) |
Теплота сгорания мазута среднего состава = 40,4 МДж/кг.