Интегративная отработка элементов интонационной выразительности (мелодика, темп, ритм, тембр речи, фразовое и логическое ударение и паузация)
Цель:уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения гласных звуков ы, э; учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое восприятие, внимание и память, умения и навыки выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять голосом ударный слог, изменять темп, ритм речи.
На занятии используется скороговорка: Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост.
Схема проведения занятия
— Послушайте скороговорку.
— Какой звук я выделила голосом? Назовите его.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук ы.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя (хором, по одному, по двое).
— В каких словах вы услышали звук ы?
— Выделите ударный слог в слове мышка.
— Произнесите скороговорку, отхлопывая ритм.
— Произнесите скороговорку высоким голосом (низким, умеренным).
— Произнесите скороговорку медленно (быстро).
— Произнесите очень тихо, умеренно, громко.
Работа над звуком э аналогична работе над звуком ы и начинается с прослушивания детьми стихотворных строк:
Где ты, эхо? Объявись!
Где ты, эхо? Отзовись!
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений
Цель:формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.
Педагог предлагает ситуацию (выполняет задание вместе с детьми): Мама заснула, вы идете по комнате очень тихо, стараетесь ее не разбудить. Смотрите на спящую маму ласково. Вдруг кошка прыгнула. Погрозите ей пальцем, посмотрите на нее строго: «Не шуми — разбудишь маму!». Опять тихо пошли мимо мамы, она спит. Мама проснулась — улыбнулись маме.
Развитие речевого дыхания
Цель:формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.
Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, на котором изображена «звуковая волна» красного цвета (т.к. отрабатываются гласные звуки).
В процессе выполнения данного задания закрепляются правильная артикуляция звуков оии, синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук и глаз; формируются зрительно-пространственная ориентация, способность к переключению.
Детям предлагается найти глазами на рисунке верхнюю точку, мысленно поставить на нее указательный палец правой руки (в воздухе). И начать произносить звук о на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в ускоренном темпе до нижней (противоположной) точки.
Затем так же мысленно поставить в воздухе указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук ы, сопровождая его движением указательного пальца левой руки в заданном темпе до верхней (противоположной) точки.
Далее детям предлагается найти верхнюю точку и начать произносить, не прерываясь, на одном дыхании звук о, сопровождая его только движением глаз до нижней точки и аналогично со звуком и— от нижней точки до верхней.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 3
Цель:развивать и закреплять умение детей быстро находить геометрические фигуры определенного цвета и формы, ориентироваться на листе бумаги; развивать зрительное и слуховое внимание и память, формировать самоконтроль, предпосылки связного учебного высказывания.
Материал:альбомный лист для каждого ребенка, набор геометрических фигур разного цвета в коробочках, песочные часы (1 минута).
Педагог: На предыдущих занятиях я вам диктовала, куда поставить ту или иную фигуру. А сегодня вы будете делать это сами. Произносите четко название, цвет геометрической фигуры и место, куда вы предполагаете ее поставить.
Ваня: Поставьте, пожалуйста красный квадрат в левый верхний угол.
Саша: Синий треугольник — в правый верхний угол.
Даша: Красный треугольник — в нижний правый угол.
Витя: Желтый круг — в левый нижний угол.
Родион: Синий квадрат поставьте, пожалуйста, в центр листа.
Педагог: Диктант закончен? Можно проверять?
Саша: Можно я добавлю: в середине, под синим квадратом, поставьте еще один синий треугольник.
Даша: В середине, над синим квадратом, поставьте красный квадрат.
Педагог: Можно проверять? Откуда начнем проверку?
Маша: С левого верхнего угла, потому что мы с него начинали.
Артур: У меня в верхнем левом углу находится красный квадрат.
Аркаша: И у меня в левом углу красный квадрат.
Далее дети последовательно называют места расположения фигур, выложенных на листе.
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. Закройте глаза, вспомните, какая геометрическая фигура в правом нижнем углу?
Даша: Синий треугольник.
Педагог: Откройте глаза, проверьте. Кто может вспомнить расположение двух фигур?
Артур: В середине — синий квадрат, а желтый круг — в левом нижнем углу.
Педагог: Задавайте вопросы друг другу, стараясь не смотреть на стол.
Ваня: Назовите, пожалуйста, фигуру в левом нижнем углу.
Маша: Назовите геометрические фигуры в центре.
Итог занятия.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ №4
На первых занятиях у детей формируется навык определения структурных частей занятия.
На 4 занятии на доске вывешиваются схемы, т.е. алгоритм реализации учебной работы на занятии. Последовательность реализации каждого этапа занятия изображается условными знаками. Педагог объясняет детям, что означает каждая схема.
1. Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук (биоэнергопластика).
(Для детей — упражнения для губ и языка.)
2. Формирование интегративных умений и навыков интонационного оформления речи.
(Для детей – работа над голосом, дикцией, интонацией)