Упражнения, направленные на отработку четкого произношения звуков и развитие элементов интонационной выразительности
Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения гласных звуков а, у; учить воспринимать текст на слух, развивать слуховое восприятие, внимание и память; формирование умений и навыков выделять заданный звук, четко его артикулируя, выделять ударный слог в слове, менять ритм, темп и силу голоса.
На занятии используется стихотворный текст: Мама спит, она устала,
Ну и я мешать не стала.
Схема проведения занятия:
— Послушайте стишок.
— Послушайте внимательно, какой звук я выделяю голосом. Назовите его.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук а.
— Произнесите этот звук, четко артикулируя (хором, по одному).
— В каких словах вы услышали звук а?
— Выделите ударный слог в слове мама.
— Произнесите стишок, отхлопывая ритм.
— Произнесите громко (тихо, умеренно).
— Произнесите быстро (медленно, умеренно).
— Послушайте потешку:
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
— Послушайте, какой звук я выделяю голосом.
— Обратите внимание, как правильно произносится звук у.
— Произнесите, пожалуйста, этот звук, четко артикулируя (хором, по двое, по одному).
— В каких словах вы услышали звук у?
— Прохлопайте ритм потешки.
— Выделите ударный слог в слове ворон.
— Произнесите громко, тихо (попеременно: мальчики — девочки).
— Произнесите быстро, медленно (попеременно: мальчики — девочки, все вместе — умеренно).
Упражнения для развития выразительности мимики, жеста и движения
Вводные упражнения для развития мимической выразительности.
Цель:сформировать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами, жестом в соответствии с ситуацией.
Первоначальный показ педагога. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно, сощурить глаза, поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть.
Приложить палец к губам — тихо, развести руки — недоумение.
Развитие речевого дыхания
Цель:познакомить детей с особенностями речевого дыхания; формировать умения и навыки незаметно и рационально расходовать воздух, взятый в момент вдоха, своевременно «добирать» его, чтобы сохранить плавность, легкость и решительность звучания голоса (иными словами — правильно пользоваться речевыми дыханием).
Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно, не поднимая плеч при вдохе, и не втягивая живот при выдохе.
В процессе занятий детей необходимо учить рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений.
Все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха.
Педагог встает перед детьми, правую руку кладет на область диафрагмы, левую — на пояс. Делает вдох через нос (рот закрыт), не напрягаясь. Выдох через нос. Объясняет детям свои действия, поясняет, какую роль играет дыхание для речи. Предлагает выполнить упражнение вместе: встать прямо, спинку выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую — на пояс.
Выдох.Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдыхаем через нос.
Упражнение повторить 2-3 раза.
Если не все дети выполнили упражнение правильно, то педагог с ними занимается индивидуально.
Упражнения лучше выполнять лежа на ковре.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ № 1
Цель: развивать и закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; закреплять понятие «левая и правая рука»; развивать зрительную память и слуховое внимание, формировать самоконтроль, четкую вербализацию положения руки на листе бумаги.
Материал: альбомные листы для каждого ребенка.
Педагог показывает детям расположение листа на парте и называет это положение — вертикальное.
Задания:
— Поднимите, пожалуйста, правую руку (левую).
— Покажите верхний край листа (нижний край).
— Положите правую ладонь справа от листа. Где лежит твоя ладонь?(Справа.)
— Положите, пожалуйста, левую ладонь на верхнюю часть листа. Где находится твоя ладонь? (Моя ладонь находится в верхней части листа.)
— Положите, пожалуйста, правую ладонь на. нижнюю часть листа. Где находится твоя ладонь? (Моя правая ладонь находится в нижней части листа.)
— Положите, пожалуйста, левую ладонь справа, а правую — вверху. Где находятся ваши ладони? (Моя правая ладонь в верхней части листа, а левая ладонь — справа.)
— Правую ладонь — слева, а левую — в верх листа.
— Правая ладонь внизу, а левая — вверху.
— Положите правую ладонь внизу, а левую — вверху.
— Положите правую ладонь посередине листа.
Затем педагог предлагает детям дать задания друг другу.
Саша: Поднимите левую руку и положите в левой части листа.
Ваня: Положите, пожалуйста, правую руку посередине листа.
Педагог: А левую?
Ваня: Левую ладонь надо положить на правую часть листа.
Итог занятия.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ №2Артикуляционные упражнения
Цель: формировать у детей четкие, энергичные движения губ и нижней челюсти, необходимые для выработки полноценной дикции.
Тренировка нижней челюсти Упражнение 1
Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.
На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
На счет «два» фиксируется открытое положение рта.
На счет «три» рот закрыт.
При выполнении упражнения нужно обращать внимание на то, чтобы голова не наклонялась, все внимание направлено на опускание челюсти.
Движения кистей рук педагога: 2 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прилегает к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.
Упражнение повторить 3-4 раза.
Тренировка губных мышц Упражнение 1
Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном состоянии.
На счёт «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пяточка».
На счет «два» губы растягиваются в стороны (как в улыбке), не обнажая зубов.
Упражнение повторить 3—4 раза.
Движения кистей рук педагога: на счет «один» собрать все пальцы в щепоть, на счет «два» — пальцы врозь, веером.