Материалы для различения запахов
Коробочки с запахами
Материал:
2 ящика, в каждом по 6 коробочек. Они наполнены остро пахнущими веществами, например, кофе, какао, приправами из гвоздики, корицы, аниса. Содержимое обоих ящиков соответствует друг другу.
Цель:
дифференциация с помощью обоняния.
Возраст:
около трех лет.
Как работать с материалом.
Учитель вынимает все коробочки из ящика, отвинчивает крышки и кладет их рядом. Затем берет коробочку в руку и четко показывает, как ее нюхают, вдыхая через нос. Ребенок повторяет действие учителя. Затем он нюхает все остальные коробочки. Учитель вынимает коробочки из второго ящика. Он держит в руках по одной коробочке из каждой серии, нюхает и сравнивает запахи, побуждает ребенка нюхать и сравнивать подобным же образом. Если запахи в двух коробочках различны, он отставляет одну коробочку в сторону и ищет до тех пор, пока не найдет коробочку с таким же запахом, что и во второй. Подходящие коробочки ставятся рядом друг с другом попарно. Так одна за другой спариваются все коробочки. Ребенок повторяет упражнение. При возвращении коробочек на место учитель показывает, какая крышка от какой коробочки. Чтобы не перепутать крышки, коробочки и крышки помечают. Этим можно предотвратить изменение запаха, которое происходит при перепутывании крышек.
Контроль над ошибками:
происходит при повторном сравнении.
Дальнейшие упражнения:
— позже можно проделать подобное упражнение с закрытыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия возможности восприятия других органов чувств усиливаются;
— коробочки из одного ящика ставят на другой стол. Ребенок отмечает одну коробочку и приносит соответствующую коробочку с другого стола.
Устный урок:
он посвящен наименованиям содержимого коробочек, например: кофе, какао, анис. При этом полезно показать изображения растений, семена, цветы или листья которых содержатся в коробочках.
Применение:
— наполнить мешочки остро пахнущими травами, например, лавандой, тмином;
— во время спокойных игр или на прогулке определить, какие цветы пахнут, а какие нет;
— узнать по внешнему виду растения, которые в высушенном виде находились в коробочках или в мешочках и с запахами которых дети ознакомились;
— разбить клумбу из трав;
— засушить травы;
— заварить чай из разных трав.
Материалы для различения вкусовых качеств
Вкусовые банки
Материал:
8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложка. Готовят 4 раствора: сладкий (растворсахара), соленый (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.
Цель:
дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различениевкусовых качеств.
Возраст:
около четырех лет.
Как работать с материалом.
В присутствии ребенка учитель готовит 4 раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Каждые 2 банки он заполняет одинаковым раствором. Берет одну банку сраствором и четко показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их на ложку. Важно четко показать, как обращаться с пипеткой, так как это действие непривычно. Ребенок пробует. Точно так же учитель поступает с другими банками. Ребенокузнает, что жидкости бывают различного вкуса. Затем учитель вводит остальные банки.Банки,содержимое которых одинаково по вкусу, ставятся рядом друг с другом.
Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.
Устный урок.
Назвать вкус жидкостей: сладкий — соленый — кислый — горький. Название связывается со вкусом жидкости.
Применение:
— определить знакомые вкусовые качества пищевых продуктов;
— установить различный вкус сортов хлеба, сортов фруктов, сортов орехов.
Материалы для восприятия температурных различий
Теплые кувшины
Материал:
8 металлических кувшинов.
Цель:
дифференциация восприятия температурных различий.
Возраст:
около трех лет.
Как работать с материалом.
Учитель наполняет кувшины водой различной температуры. Каждая пара кувшинов содержит воду одинаковой температуры. Вода должна быть не горячее 45 градусов Цельсия. Это упражнение можно проводить в течение короткого времени, так как вода быстро остывает, поэтому оно предлагается сначала маленькой группе. Упражнение по спариванию выполнимо не всегда, так как в процессе сравнения кувшины и рука соприкасаются и их температуры выравниваются. Поэтому устный урок полезно провести при вводном упражнении. Учитель берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Затем он констатирует различие температур кувшинов:
холодный—горячий. О температуре судят по собственному впечатлению. Упражнение проводится до конца в виде трехступенчатого урока. То же самое предлагается сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.
Контроль над ошибками.
Происходит через повторное сравнение.
Математические материалы
Введение
Когда Монтессори называла человеческий ум «математическим умом», она подразумевала под этим, что математика не является неким особым сложным явлением, суть которого могут постичь только исключительно одаренные личности, но что она есть нечто присущее человеку, связанное с его жизнью.
Заключение сделок, построение последовательностей, классификация — все это проявления математического мышления. Таким образом, вся человеческая культура, и прежде всего высокоразвитая техника и современная индустрия, целиком и полностью опирается на математику. Уже во времена шумеров (ок. 3000 лет до н. э.) человек умел считать и измерять. Но еще задолго до этого развивались ремесла и торговля, имеющие в своей основе математическую природу.
То же самое относится и к ребенку. Поначалу он имеет конкретный опыт обращения с многочисленными предметами, а позже переходит к абстрагированию на основе приобретенных знаний. При этом существенную помощь ему оказывают Монтессори-материалы для развития чувств, представляющие собой «материализованные абстракции». Именно эти материалы открывают ребенку путь к математическому познанию мира. Отсюда ясно, почему Монтессори назвала их «базовые математические материалы». Розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, блоки с цилиндрами-вкладышами и т. д. опосредованно подготавливают ребенка к усвоению математических знаний. Когда ребенок сравнивает, упорядочивает, измеряет, ритмизирует и т. д., речь уже идет о проявлениях математического мышления. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, естественно развивая при этом математические способности. Ребенок довольно рано может овладеть математическими знаниями, и математика станет для него такой же близкой и естественной, как речь.
Математические материалы тесно связаны с материалами для развития чувств. Например, в математических материалах имеются сине-красные штанги той же формы и размера,
что и красные штанги в материалах для развития чувств. Ребенок получает представление о числе и переходит к счету, у него возникает понятие о структуре десятичной системы, он постигает суть основных математических операций («Золотой материал» из бусин).
Математические Монтессори-материалы соответствуют сенсомоторным потребностям ребенка. Работа с этими материалами дает ребенку возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно приобрести точный подход, необходимый в математике. После тщательного разъяснения, как обращаться с математическим материалом, ребенок переходит к многочисленным упражнениям на повторение основных действий. Длинные серии упражнений дают ребенку возможность самостоятельно применять полученные результаты и учиться абстрагировать. Младшие дети на конкретном материале могут решать даже такие задачи, которые на первый взгляд кажутся сложными.
Монтессори-материалы составлены так, чтобы была ясно видна связь арифметики и геометрии. Например, материал из блестящих бусин помогает ребенку не только сформировать понятие о числах и операциях с ними, но и ясно представить одну бусину как точку, десяток — как прямую, сотню — как квадрат десяти, тысячу — как куб десяти. Вычисление площадей и объемов, возведение в степень и извлечение корня — все это различные примеры взаимосвязи арифметики и геометрии. Отсюда единство математики осязаемо и понятно. Плоские геометрические фигуры-вкладыши, геометрические тела и конструктивные треугольники, которые применялись в материалах для развития чувств, опосредованно знакомили ребенка с геометрией.
Монтессори-педагоги видят математическое образование детей как единое целое. Они хотят сделать ребенка способным при помощи математического мышления постичь мир природы, культуру и в хорошем смысле научиться владеть ими.