Материалы для различения шумов и звуков
Шумящие коробки
Материал.
Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.
Прямая цель:
восприятие и дифференциация шумовых различий.
Косвенная цель:
тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.
Возраст:
около трех лет.
Как работать с материалом.
Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками — с другой сторон! Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.
Контроль над ошибками:
акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.
Дальнейшие упражнения:
— отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом;
— ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров друг с другом;
— коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю;
— все 12 коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит точно так же;
— учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные коробочки. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка;
— градация другой серии и сравнение ее с первой серией.
Трехступенчатый урок.
1-я ступень.
«Дай мне коробочку с тихим шумом!»
2-я ступень.
«Дай мне коробочку с громким шумом!»
Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их.
«Какой этот шум? Какой тот шум?»
3-я ступень.
Учитель выбирает другую пару и говорит: «Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом». Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий — тихий. Он ставит коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий — громче — самый громкий. Тихий — тише — самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: «Этот громкий!» (1-я ступень). Он отставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает первую коробочку с остальными двумя и говорит: «Этот громче. Этот самый громкий!» Вторая и третья ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громкостью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом вводятся понятия: тихий — тише — самый тихий. Громче, чем — тише, чем. Учитель выбирает три коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: «Этот громче, чем этот. Этот тише, чем этот».
Контроль над ошибками:
— построение ряда от громкого к тихому шуму;
— построение ряда от тихого к громкому шуму;
— построение ряда, начиная со среднего шума;
— в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушен порядок.
Упражнение можно также провести как игру партнеров;
— коробочки расставляют по комнате. Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум
которой тише или громче;
— коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд.
Устный урок.
Громкий — тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, трясет их одну за другой I говорит: «Из этих двух шумов этот—громкий, а этот— тихий!»
Применение:
— игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого;
— игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук;
— ребенок издает шум руками, ногами или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также через подражание. Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свис!
— учитель берет вещи из различных материалов. Он ил ребенок с помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот шум или звук.
Звоночки
Материал:
две зеленых доски с белыми и черными полями, которые соответствуют клавишам. Восемь звоночков с белыми подставками, шесть звоночков с черными подставками. Они охватывают звуковой ряд отС' до С". Соответственно этим звоночкам имеется 14 звоночков с коричневыми подставками. К ним прилагаются палочка и глушитель.
Прямая цель:воспринимать звуки различной высоты.
Косвенная цель:
подготовка к музыкальному воспитанию, тренировка тонкой моторики кисти и руки.
Возраст:
около трех лет.
Как работать с материалом.
Звоночки с белыми подставками стоят по порядку позади белых полей клавишной доски. Соответствующие звоночки с белыми подставками стоят в беспорядке на столе. Учитель выбирает один из них и ставит перед клавишной доской. Он берет палочку так, чтобы ее круглый конец свисал вниз. Теперь он ударяет по нижнему краю звоночка, прислушивается к звуку и останавливает звоночек концами пальцев или глушителем. Эти звоночки служат для контроля и не должны поэтому сдвигаться со своего места. Он предлагает ребенку повторить и наблюдает за ним при этом. Перед тем как начать упражнение, ребенок должен научиться обращаться со звоночками. Теперь учитель направляет внимание ребенка на звучание звоночка. Ребенок ударяет по нему. Он прислушивается с закрытыми глазами, пока слышен звук. Исключение зрительного восприятия способствует концентрации на акустическом восприятии. После этого упражнения учитель ударяет по белому звоночку с самым низким тоном и прислушивается. Он пододвигает коричневый звоночек к белому и сравнивает друг с другом высоты их звуков. Если они совпадают, то коричневый звоночек ставится на доску перед белым. Если они не совпадают, то коричневый звоночек отодвигают в сторону. Сравнение с коричневыми звоночками продолжается до тех пор, пока не будет найден нужный звоночек. Для младших и нетренированных детей рекомендуется ограничиться двумя или тремя парами звоночков с резким контрастом. Перед тем как продолжить упражнение со следующими белыми звоночками, нужно снова передвинуть остальные коричневые звоночки на одну сторону. Упражнение окончено, когда все звоночки спарены. Для контроля можно еще раз ударить по парам звоночков. Учитель берет 3 контрастных звоночка, .например, тройку звуков c— e— g, и ставит их друг рядом с другом на стол. Больший контраст облегчает упражнение. Он ударяет звоночки друг за другом и сравнивает высоты их звуков. Прежде всего ищет звоночек с самым низким звуком. Повторно ударяя два оставшихся звоночка, снова выбирает звоночек с более низким звуком и ставит его рядом с первым. Последний звоночек пододвигается к двум первым. Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Повторное ударение по звоночкам делает ясной градацию высот звуков. Ребенок повторяет упражнение. Если построение ряда из трех звоночков освоено в совершенстве, можно один за другим добавить остальные коричневые звоночки. Не обязательно предлагать сразу все звоночки. Их количество зависит от возможностей ребенка.
Дальнейшие упражнения:
— построение ряда, начиная со звоночка с самым высоким звуком;
— построение ряда, начиная со звоночка с промежуточным по высоте звуком;
— ребенок берет 2 произвольных звоночка и упорядочивает третий относительно них. Друг за другом нужно упорядочить все звоночки;
— учитель убирает один звоночек и снова сдвигает ряд. При этом у ребенка глаза закрыты. Теперь ребенок получает этот звоночек и путем прослушивания и сравнения ищет его место в ряду;
— учитель убирает звоночек из ряда, но не возвращает его ребенку. Ребенок ударяет, по звоночкам друг за другом и констатирует: «Здесь не хватает одного звоночка!»;
— коричневые звоночки раздаются восьми детям. Каждый ребенок получает палочку. Дети выстраиваются друг за другом так, чтобы их звоночки образовали упорядоченный звуковой ряд. Контрольными служат белые звоночки. Групповое упражнение.
Как работать с материалом.
Звоночки с белыми подставками стоят на клавишной доске перед звоночками с черными подставками. Учитель ударяет по звоночку со звуком d и ищет, слушая и сравнивая, более низкий звук среди черных звоночков. Неподходящие черные звоночки отодвигаются в сторону. Подходящий звоночек устанавливается на соответствующее место позади черного поля клавишной доски. Перед тем как продолжить упражнение, остальные черные звоночки снова устанавливаются перед клавишной доской. При сравнении всегда исходят из звучания некоторого белого звоночка. После введения черных звоночков нужно провести упражнение по спариванию с соответствующими коричневыми звоночками.
Устный урок.
Высокий — низкий. Учитель выбирает какой-либо коричневый звоночек с высоким и какой-либо с низким звуком, ударяет по ним и говорит: «Из этих двух звоночков этот звучит высоко, а этот низко!» Учитель говорит: «Ударь по обоим звоночкам и дай мне тот, который звучит высоко. Дай мне тот, который звучит низко». Перед тем, как понятие называют или спрашивают, нужно ударить по звоночкам. Учитель ударяет звоночки друг за другом, затем один из них и спрашивает: «Как звучит этот?» Ребенок отвечает: «Высоко!» Учитель мешает звоночки, повторяет процесс и ударяет наконец по звоночку с более низким звуком. «Как звучит этот?»—«Низко!»
Дальнейшие устные уроки на усвоение понятий: высокий— выше — самый высокий, низкий — ниже — самый низкий, самый высокий — самый низкий, выше, чем — ниже, чем.