Большой шестиугольный ящик. Как работать с материалом.
Все треугольники лежат вперемешку на столе. Учитель кладет перед ребенком большой желтый треугольник. Он проводит по черным линиям и просит ребенка приложить к большому треугольнику другие желтые треугольники соответственно черным линиям. Получается шестиугольник. Затем учитель убирает большой желтый треугольник. Ребенок кладет на освободившееся место другие желтые треугольники. Красные треугольники складываются друг с другом. Получается ромб. Ребенок старается различными способами наложить его на шестиугольник. Затем ребенок кладет вплотную друг к другу серые треугольники так, чтобы получился параллелограмм. Его можно сравнить с ромбом и шестиугольником. Построение шестиугольника из треугольников и ромбов.
Контроль над ошибками.
Черные линии и сравнение с составными фигурами.
Дальнейшие упражнения:
— сложить большие фигуры, например, треугольник, трапецию;
— комбинации с фигурами из треугольного ящика;
— при помощи переворачивания и наложения друг на друга найти фигуры, имеющие равные площади, но различную форму.
Маленький шестиугольный ящик
Как работать с материалом.
Треугольники лежат вперемешку на ковре. Ребенок сортирует их по цвету и форме. Учитель кладет желтый треугольник на середину ковра. Он предлагает приложить к этому треугольнику три красных треугольника. Так получается шестиугольник. Затем учитель убирает желтый треугольник. Освободившееся место ребенок заполняет другими красными треугольниками. Потом учитель предлагает ребенку сложить друг с другом серые треугольники. Ребенок сравнивает два шестиугольника. Наконец, ребенок складывает друг с другом зеленые треугольники по черным линиям так, чтобы получилась трапеция. Ребенок пробует всевозможными способами наложить эту трапецию на красный и серый шестиугольники. Из равносторонних красных треугольников ребенок составляет ромб и различными способами накладывает его на красный и серый шестиугольники.
Контроль над ошибками.
Черные линии и сравнение с составными шестиугольниками.
Дальнейшие упражнения:
— комбинации со всеми ящиками. Составить возможно большее число фигур одинаковой формы, например, шестиугольников, квадратов, прямоугольников. Построение шестиугольников из треугольников, трапеций.
3.4.4. Геометрические тела .
Материал:
Корзина, платок, 9 синих геометрических тел: шар, эллипсоид, яйцо, цилиндр, пирамида, конус, параллелепипед, куб, трехгранная призма. Ящик с дощечками в форме оснований перечисленных геометрических тел: 3 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника, 1 равносторонний треугольник, 1 равнобедренный треугольник.
Прямая цель:обратить внимание на геометрические тела и их характерные особенности.
Косвенная цель:подготовка к стереометрии.
Возраст:около трех лет.
Как работать с материалом.
Учитель выбирает различные тела, например, шар, конус, куб. Он поворачивает их в руках и старается со всей очевидностью показать различия между ними, катая и опрокидывая их. Нужно обратить внимание на искривленные и плоские поверхности. Постепенно в упражнение включаются все тела.
Контроль над ошибками происходит при работе с материалом.
Устный урок.
Катать — опрокидывать. Целесообразно провести этот устный урок перед дальнейшими упражнениями.
Дальнейшие упражнения:
— тела лежат в накрытой корзине. Ребенок засовывает в нее руку, ощупывает какое-либо тело, говорит, катается это тело или опрокидывается, и вытаскивает его наружу;
— ребенок закрывает глаза. Учитель дает ему какое-либо тело. Ребенок ощупывает его и возвращает учителю, который кладет его среди других тел. Ребенок открывает глаза и должен теперь без ощупывания вновь узнать это тело;
— ребенок формирует множество (группы) тел, которые только катаются, которые могут стоять, которые могут стоять и кататься. Игра, в которой проясняются представления о множествах. Разделяющее множество!
Применение:
— ребенок ищет предметы из своего окружения, которые катаются или опрокидываются, и упорядочивает их в соответствии с этими свойствами;
— на двух ковриках лежит каждый раз по одному геометрическому телу. Ребенок ищет предметы похожей формы: например, на шар похожи мяч, бусина, клубок пряжи; на куб - детский кубик, какой-нибудь ящик.
Как работать с материалом.
Для введения дощечек, имеющих форму оснований геометрических тел, учитель берет дощечки из ящика и кладет их на стол. Он выбирает какое-либо геометрическое тело, сравнивает его нижнее основание с дощечками и подбирает соответствующую ему дощечку Точно так же он поступает со всеми остальными геометрическими телами. Три дощечки остаются лишними, так как одно геометрическое тело может иметь различные основания. V нужно затем дополнительно расположить около соответствующих тел.
Контроль над ошибками.
Дощечки, повторяющие форму оснований тел, и соответствующие основания тел должны совпадать.
Устный урок.
Названия различных тел сообщают на трехступенчатом уроке. Начинают с известных тел, например, с шара, куба.
Дальнейшие упражнения:
— поставить на одно основание все тела, которые ему соответствуют;
— найти множество тел с прямоугольным основанием или боковой гранью. Игра, в которой проясняются представления о множествах;
— найти тело с прямоугольной и квадратной боковыми гранями;
— построить ряд из всех тел так, чтобы два стоящие рядом тела имели что-нибудь общее;
— тела раздают детям. Один ребенок произносит их названия, другие дети приносят тела;
— тела, названия которых известны ребенку, кладут в корзину и накрывают платком. Ребенок ощупывает тело, называет его и вынимает из корзины;
— назвать тело и найти его в закрытой корзине.
Применение.
Два коврика. На каждом лежит одно геометрическое тело, например, цилиндр и куб. Ребенок выбирает похожие тела из Монтессори-материалов и упорядочивает их. Ребенок обнаруживает, что в Монтессори-материалах часто встречаются геометрические тела.