Блоки с цилиндрами-вкладышами

Материал:

4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилиндров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг от друга следующим образом:

Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении — по размеру. Диаметр у всех них ос одним и тем же, высота равномерно уменьшается.

блоки с цилиндрами-вкладышами - student2.ru

Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ширина и глубина) равномерно уменьшается.

блоки с цилиндрами-вкладышами - student2.ru блоки с цилиндрами-вкладышами - student2.ru

Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывает;

блоки с цилиндрами-вкладышами - student2.ru

Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр равномерно увеличивается (ряд с «обратным ходом»).

Прямая цель:

узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело соответствуют друг другу.

Косвенная цель:

развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров предметов.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В. В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Блок устанавливается на рабочее место, учитель находится справа от ребенка. Порядок взаиморасположения учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут). Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока. Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими блоками.

Контроль за ошибками:

нарушение гармонии очевидно и осязаемо.

Дальнейшие упражнения:

— цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вставить его в подходящее углубление;

— выполнение основного упражнения с закрытыми глазами;

— выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками. Важно, чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое;

— ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно убывающий или возрастающий ряд;

— повторение упражнения с закрытыми глазами;

— ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;

— из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не оставалось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами;

— нужно найти одинаковые цилиндры;

— ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, например, имеют равную высоту или равный диаметр;

— строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют равную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы. Смотрите устный урок!

— ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом и сравнивает кружочки друг с другом;

— вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами (игра 3.2.5.).

Устный урок:

Цилиндры:

Блок А высокий—низкий Пустоты:

высокий — выше — самый высокий глубокий — мелкий . низкий - ниже - самый низкий глубокий - глубже - самый глубокий

самый высокий - самый низкий мелкий - мельче - самый мелкий . выше, чем — ниже, чем самый глубокий — самый мелкий Блок В толстый — тонкий глубже, чем — мельче, чем. . толстый — толще — самый толстый . тонкий — тоньше — самый тонкий широкий — узкий . самый толстый — самый тонкий широкий — шире — самый широкий . толще, чем — тоньше, чем. узкий — уже — самый узкий

Блок С большой - маленький самый широкий - самый узкий большой — больше — самый большой шире, чем — уже, чем. маленький — меньше — самый маленький

самый большой - самый маленький глубокий - широкий, мелкий - узкий. . больше, чем — меньше, чем.

Блок Д высокий — низкий толстый — тонкий.

Перед проведением этого устного урока ребенок должен поработать с Розовой башней и Коричневой лестницей. На этих материалах ребенок сначала может лучше понять различия размеров.

Применение:

ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.

Цветные цилиндры

Материал:

4 деревянных ящика, каждый из которых содержит по 10 отдельных цилиндров. Они соответствуют по размерам вставным цилиндрам. Голубые цилиндры соответствуют вот цилиндрам блока А, красные цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока В, же цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блокаС, зеленые цилиндры соответствую вставным цилиндрам блока Д.

Прямая цель:

осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры. Сое ряды по заданным или самостоятельно выбранным правилам. Закрепить понятия (наглядный устный урок).

Косвенная цель:

обучение целенаправленным действиям и совершенствование моторики. Составление упорядоченных структур относительно размеров предметов.

Возраст:

около четырех лет.

Как работать с материалом.

Учитель приносит ящик с желтыми цилиндрами. При этом он показывает ребенку, как можно нести ящик, ставит его на место для работы, освобождает ящик и ставит его в сторону. Желтые цилиндры самые простые для работы. Начиная с самого большого цилиндра, учитель выстраивает ряд из равномерно изменяющихся по размерам цилиндров. При этом он сравнивает цилиндры, сопоставляя их друг с другом, выбирает следующий по величине цилиндр и ставит его в ряд. Одним пальцем он прикасается поочередно к цилиндрам в построенном ряду, подчеркивая тем самым их ступенчатое расположение. Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок должен обратить внимание на равномерное убывание цилиндров в ряду. Ребенок повторяет упражнение. Подобным же образом осуществляется работа со всеми рядами цилиндров.

Контроль над ошибками:

при неправильном порядке нарушается гармония ряда. Визуальный контроль над ошибками!

Дальнейшие упражнения:

— построить башню;

— выполнить упражнение с закрытыми глазами;

— построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!);

— вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на свое место в ряду;

— найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации;

— найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет и диаметр или одинаковые диаметр и высоту;

— построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать;

— составить комбинации со вставными цилиндрами.

Устный урок:

применение понятий, усвоенных при работе со следующими материалами: розовая башня, коричневая лестница, вставные цилиндры, цветные таблички.

Применение:

ребенок ищет другие вещи цилиндрической формы.

блоки с цилиндрами-вкладышами - student2.ru блоки с цилиндрами-вкладышами - student2.ru

Наши рекомендации