Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками у детей на 3-м году жизни

На третьем году активность малыша проявляется в большой самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, лепить, строить. Расширяется ориентировка в окружающем, быстро развивается наглядно-образное мышление, способность к обобщению и сравнению.

В этом возрасте для детей рекомендуется на занятиях и в самостоятельной деятельности использовать пять видов дидактических игрушек:

1) для нанизывания (различные пирамидки);

2) для вкладывания и выкладывания различные полые формы (конусы, кубы, цилиндры);

3) объемные геометрические фигуры;

4) сборно-разборные игрушки (матрешки, бочата и т. д.);

5) игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку.

1. Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы...)

Включают большое количество деталей, различных по цвету и величине. На третьем году обучения выполнение этого задания осуществляется самостоятельно. С этой целью предлагается собрать одноцветные пирамидки из 4—5 колец, а затем собрать две такие же (красную и синюю или желтую и зеленую), т. е. с ориентировкой по величине и цвету. Дети осваивают сбор пирамидки, осуществляя выбор из трех величин: «большая», «поменьше», «маленькая».

От 2,5 лет дети уже умеют собирать пирамидки путем чередования деталей по цвету, форме, величине, т. е. действовать в определенной системе, целенаправленно — сначала по показу, а затем по инструкции, удерживать цель в памяти.

После 2,5 лет необходимо побуждать детей действовать только по вербальной инструкции, развивая умения мысленно предвидеть результат и способы его достижения.

2. Занятия с объемными формами (шар, куб)

Усложняются за счет выполнения действий, требующих более тонкой дифференцировки.

В 2—2,5 года дети вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме в трехвеличинном соотношении: большие, поменьше, маленькие.

От 2,5 лет следует обучать детей проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме. При вкладывании в коробки различной формы ребенок пытается действовать с несколькими объектами, пытается учесть их пространственное соотношение, форму и т. д.

К 3 годам ребенок должен уметь чередовать детали согласно вербальной просьбе: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении между двумя предметами по величине. Размещение вкладышей различной величины и формы осуществляется двумя способами:

• отбирать предметы одной разновидности, затем раскладыватьоставшиеся;

• брать вкладыши подряд и для каждого отыскивать соответствующее гнездо.

Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

3. Занятия с геометрическими фигурами-вкладышами усложняются.

В 2—2,5 года дети могут составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей. Им предлагают предметы-вкладыши: кубы, конусы, цилиндры.

В 2,5—3 года малыши должны собирать конструкции из 2—3 кубов или цилиндров разной величины и одного цвета, чередовать детали по цвету, а затем по цвету и величине, т. е. не просто составлять башенки, а выполнять их в системе по показу, а затем по вербальной просьбе, соблюдая определенные условия.

4. Занятия со сборно-разборными игрушками

Усложняются не только за счет увеличения числа вкладных предметов, но и за счет формирования умения совмещать их по величине и рисункам. Это объясняется совершенствованием координации движений, более тонких действий кончиками пальцев.

5. Использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек в этом возрасте расширяется.

Дети способны уже выполнять выбор предметов на ощупь («Чудесный мешочек», «занимательная хлопушка»), т. е. без зрительного контроля узнавать предмет по форме, величине, а также находить различные предметы, игрушки по предъявленной картинке, соотносить реальный предмет и его изображение.

В системе обучения детей 3-го года жизни прослеживаются изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и обучения. К концу третьего года жизни у детей уже накапливается сенсорный опыт. При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения задания, При этом не следует требовать обязательного запоминания и самостоятельного употребления названия цвета и формы. Кроме этого, не забывать хвалить и поощрять детей, независимо от результата выполнения задания.

Педагогу следует помнить, что задания не должны быть для ребенка слишком легкими, посильная трудность повышает интерес и работоспособность, только в этом случае обучение будет развивающим.

Для контроля усвоения навыков и знаний при переходе от одного этапа занятий к другому рекомендуется примерный учет занятий по схеме.

Следует помнить, что переход к другому этапу осуществляется, если ребенок успешно выполнил пять заданий подряд в неделю.

Возраст Цели обучения Организация обучения
2 года — 2,5 года Учить группировать однородные предметы по одному из признаков: величина, форма, цвет, по образцу и слову взрослого («большой», «маленький», «такой», «не такой»). Использовать для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, призма — крыша). Различать и группировать предметы по цвету: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный; по форме: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник призма, овал. Учить группировать однородные предметы резко различные по величине (большой — маленький), по форме (квадрат — круг, овал — треугольник), по цвету (красный — синий, желтый — зеленый). Затем более близкие по величине, форме (круг — овал), цвету (красный — желтый, синий — зеленый). Занятия: с предметами, имеющими сквозное отверстие: учить собирать пирамидки из 4—5 колец с ориентировкой на величину или цвет; с объемными геометрическими формами: учить выкладывать предметы одинаковые по форме, но разные в величинном соотношении; с геометрическими фигурами-вкладышами: учить составлять башенки из 3 последовательно уменьшающихся деталей; с разборно-сборными игрушками: учить совмещать по величине. Развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, мелкую моторику рук     Занятия по сенсорному развитию (3 раза в неделю). Дидактические игры: «Поиграем в кубики», «Что там?», «Соберем башенку», «Матрешки», «Найди свой домик», «Каждой палочке свое колечко», «Поймай игрушку», «Надень шапочку», «Кто кричит?», «Где гудит?», «Принеси», «Утка с утятами». Занятия по аппликации (без наклеивания). Лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», «Разрезные картинки (из 2 частей)»

Дневник наблюдений за развитием детей в ходе занятий

№ п/п Первая подгруппа     Имя, фамилия Ребенка     Возраст     Уровень развития     Наименование занятий по дням  
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя  
Дни занятий  
Иванов Петя 2г. 2г. + ~ + + + +                                          
Семин Иван 2г. 1г. 11 мес.                                                        
                                                             
Вторая подгруппа                                                              
Сырова Маша 2г. 5мес. 2г. ~ ~ + + +                                          
                                                             
                                                             
Третья подгруппа                                                              
Крылов 1има Зг. 2г. 6 мес.               + + + + + + +                            
                                                             
                                                             
                                                                 

Примечание. Условные обозначения: + выполняет, частично выполняет, — не выполняет~

Наши рекомендации