Год 5 месяцев — 1 год 6 месяцев
Занятие 1
Цель: учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов; сопоставлять форму по наличному образцу, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые»; совершенствовать мелкую моторику пальцев.
Материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники одинаковые по величине, цвету (или квадрат и круг, или прямоугольник и треугольник).
Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.
Воспитатель показывает круги и квадраты, перемешенные произвольно, объясняя, что у него разные игрушки. Демонстрирует кружок: «Вот какая игрушка». Так же показывает квадрат, акцентируя внимание на том, что оба предмета разные: «такие и вот такие». Затем воспитатель группирует предметы. Показывает круг, говорит, что будет круги складывать в одну сторону, а квадраты в другую. Первые две пары воспитатель группирует сам, а с третьей к группировке предметов по форме привлекаются дети. При объяснении формы круг и квадрат называют игрушками. Различие их формы подчеркивается словами: «такой», «не такой», «разные», «одинаковые», словесная инструкция сводится к минимуму. Можно пользоваться словами: «круг» и «квадрат», но от детей запоминания этих слов требовать нельзя.
Занятие 2
Цель: учить умению отбирать предметы для нанизывания на стержень (найти кубы, имеющие сквозное отверстие, повернуть соответствующей стороной, соотнести его со стержнем, опустить на стержень); развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук, предваряющие выполнение поставленной задачи; совершенствовать мелкую моторику пальцев, захватывая куб сверху или сбоку.
Материал: вертикальный стержень, одноцветные кубы одного размера, коробочка.
Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин.
Воспитатель показывает детям коробочку с кубиками, акцентируя внимание на том, что у некоторых кубов есть дырочки: «вот такие». Дает детям рассмотреть кубы. Затем берет один со сквозным отверстием и нанизывает на стержень, повертывая соответствующей стороной. Берет другой без сквозного отверстия и старается нанизать, но не получается: «Ай-яй-яй, никак, нет дырочки», — берет другой и т. д. Просит ребенка помочь ему.
Игра повторятся 2—3 раза.
Занятие 3
Цель: обучать детей фиксировать внимание на величине предметов; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине: примеривать вкладыши к отверстиям, понимать слова: «такой», «не такой», «большой», «маленький».
Материал: круги и квадраты двух размеров (большие и маленькие) одинакового цвета.
Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.
Воспитатель показывает 5 больших и 5 маленьких кругов, объясняет, что они разные — большие и маленькие. Затем поочередно показывает и говорит, что есть круги «такие и такие». Поясняет, что маленькие круги он будет класть в одну сторону, а большие — в другую на соответствующие дорожки. Сначала воспитатель это делает сам, спрашивая детей, куда «такой» (маленький) или «такой» (большой) положить. Прикладывает маленький к маленькому и говорит, что они одинаковые и т. д. После объяснения и показа каждому ребенку предлагает индивидуальный материал для группировки.
Занятие 4
Цель: закреплять умение действовать с предметами разной величины; учить выполнять выбор предметов с ориентировкой на два свойства (цвет и величину).
Материал: куклы двух размеров и ленты разного цвета (красного и синего; красного и зеленого).
Ход занятия: Длительность занятия: 6 мин.
Воспитатель показывает кукол — большую и маленькую, а также коробочку с лентами красного и синего цветов, предлагает завязать куклам ленточки, чтобы куклы стали красивыми. Большой надо завязать красный бант. Говорит: «Вот такой — красный, где большая кукла? Вот она, а где красный бант?» То же с синим бантом и маленькой куклой.
Игра проводится 2—3 раза.
Занятие 5
Цель: учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками; продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координировать совместные движения рук.
Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шар (шар должен проходить в круглое отверстие, а кубик — в квадратное).
Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин.
Воспитатель показывает детям коробочку с отверстиями разной формы. Обводя руками отверстия, поясняет, что есть «такое» окошко, есть и «такое». Предлагает детям обвести рукой отверстия, акцентируя внимание на том, что они разные: «такое и такое». Педагог берет шарик и опускает в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие. В момент исчезновения шарика воспитатель говорит: «Нет шарика», вызывая эмоции. Затем такие же действия производятся с кубиками. Коробку ставят перед ребенком так, чтобы круглое отверстие находилось справа от него, в правую руку дают шар, затем кубик. Задание считается выполненным, если ребенок справился со всеми вариантами положения коробки.