Год 4 месяца — 1 год 5 месяцев
Занятие 1
Цель: учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие, по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить шар на стержень); развивать целенаправленность действий с предметами, при этом учитывая их функциональные свойства (на стержень нанизывать шары со сквозным отверстием); развивать умение действовать кончиками пальцев, согласовано выполнять относительно сложные движения левой и правой руками.
Материал: вертикальный стержень, шары одноцветные (из них половина имеет сквозное отверстие), коробочка.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям коробочку с шариками, акцентируя внимание на том, что у некоторых шариков есть дырочки: «вот такие». Дает детям рассмотреть шары. Затем берет один со сквозным отверстием и нанизывает на стержень, берет другой без сквозного отверстия и старается нанизать, но не получается: «Ай-яй-яй, никак, нет дырочки». Берет другой и т. д. Просит ребенка помочь ему.
Игра повторяется 2—3 раза.
Занятие 2
Цель: учить действовать с предметами цилиндрической формы, имеющими сквозное отверстие (втулки); учить осуществлять выбор предметов, согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенное, не имеющее отношения к решению свойства предметов; развивать мелкую моторику рук.
Материал: стержень вертикальный, втулки и цилиндры (столбики) одного цвета, размера и коробочка.
Ход занятия:
Занятие проводится по типу занятия 1. Длительность занятия: 3—5 мин.
Занятие 3
Цель: учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать в зависимости от свойств; формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические формы.
Материал: шары и кубы одного цвета и размера, лоток для скатывания шаров или ворота.
Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.
Воспитатель ставит на столе ворота или лоток (для скатывания). Предлагает детям прокатить шар и куб. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а куб нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить. Заканчивая игру, воспитатель подводит итог: «Шар катится, куб нет».
Воспитатель просит детей взять кубики и говорит: «Сейчас мы построим башню». Кладет кубик на стол, ребенок, подражая, делает то же самое. Потом воспитатель ставит кубик на кубик и помогает ребенку и т. д. Предлагает: «А теперь возьмем шар и поставим на шар. Ой, упал, не ставится». Дети пробуют. Итог: из шаров башню не построишь.
Занятие 4
Цель: закреплять практический навык действия с полыми предметами, учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство (форму); развивать ориентировочно-исследовательские и практические действия; формировать точность и ловкость, рациональность, целенаправленность действий рук, тонкие движения кончиков пальцев, совершенствовать глаза.
Материал: набор желтых конусов — колпачков, убирающихся один в другой, желтые кубы.
Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.
Воспитатель показывает коробочку с предметами, дает детям рассмотреть и ощупать конусы-колпачки и кубы.
Затем берет колпачки и строит дорожку, просит детей достать такой же предмет. Разложив предметы, воспитатель обращает внимание, что получилось 2 дорожки: «Одна вот такая, другая — такая». Затем предлагает собрать пирамидку из колпачков, а потом из кубиков. Помощь взрослого необходима для выравнивания сторон и углов квадратной пирамидки. Собрав пирамидки, педагог подчеркивает, что они разные.
Занятие 5
Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении.
Материал: курочка большая, корзина с яичками (деревянными) сборно-разборными, в которых находятся цыплята.
Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.
Воспитатель приносит курочку с корзинкой и говорит, что курочка снесла яички, дает их детям, они рассматривают (катают и крутят). Потом педагог берет яичко и гремит им: «Ой, там что-то есть. Давайте посмотрим». Раскручивает и показывает детям цыпленка. Обучает детей открывать и закрывать яйца.