Инструмент Polygon (Многоугольник)
Инструмент Polygon (Многоугольник) предназначен для построения многоугольников. Количество вершин можно задавать в диапазоне от 3 до 500.
Применяется следующим образом.
- Выберите на панели инструмент Polygon (Многоугольник) ( ).
- Переведите указатель ( ) на рабочую область, нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, протащите мышь. При этом будет создан объект — многоугольник.
- Закончите создание многоугольника освобождением кнопки мыши.
СОВЕТ.Если при создании многоугольника удерживать клавишу Ctrl, то итоговая фигура будет представлять собой правильный многоугольник. Удержание клавиши Shift позволяет строить многоугольник от центральной точки в стороны, а не по диагонали.
ПРИМЕЧАНИЕ.Многоугольник представляет собой замкнутый объект.
При активизации инструмента Polygon (Многоугольник) на панели свойств отображается единственный параметр, определяющий внешний вид итогового объекта, — Number of points or sides of polygon, star and complex star (Количество вершин или сторон многоугольника, звезды и сложной звезды) (рис. 3.32, 3.33).
Рис. 3.32. Панель свойств при выборе инструмента Polygon (Многоугольник)
Рис. 3.33. Примеры многоугольников
Существует возможность изменения внешнего вида многоугольника вручную, с помощью инструмента Shape (Форма) ( ) (рис. 3.34).
Рис. 3.34. Варианты модификации пятиугольника с помощью инструмента Shape (Форма)
Для изменения внешнего вида многоугольника с помощью инструмента Shape (Форма) выполните следующие действия.
- Выделите требуемый объект.
- Выберите инструмент Shape (Форма) ( ).
- Наведите указатель мыши на одну из контрольных точек на вершинах или на серединах отрезков, соединяющих вершины (рис. 3.35).
- Когда указатель примет вид , нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите мышь, придав объекту требуемый вид.
- Отпустите кнопку мыши.
Рис. 3.35. Контрольные узлы многоугольника
ПРИМЕЧАНИЕ.При перетаскивании контрольной точки изменяется положение всех симметричных ей контрольных точек, то есть при изменении положения одной вершины многоугольника симметрично перемещаются и все остальные.
СОВЕТ.Нажатие и удерживание на клавиатуре клавиши Ctrl при перетаскивании контрольной узловой точки приводит к изменению положения симметричных узловых точек и созданию правильной фигуры.
Практическое задание 19. Соты
- Постройте шестиугольник с размерами 30x30 мм и расположите его в координатах x = 100 мм, y = 100 мм.
- Создайте шесть копий данного объекта и задайте для них такие координаты:
- x1 = 115 мм, y1 = 122,5 мм;
- x2 = 130 мм, y2 = 100 мм;
- x3 = 115 мм, y3 = 77,5 мм;
- x4 = 85 мм, y4 = 77,5 мм;
- x5 = 70 мм, y5 = 100 мм;
- x6 = 85 мм, y6 = 122,5 мм (рис. 3.36).
Рис. 3.36. Соты
Практическое задание 20. "Алтайский лес"
Среди всех многоугольников наиболее часто при построении логотипов и знаков используются треугольники. В качестве символа хвойных деревьев треугольники часто встречаются в логотипах компаний, по роду деятельности связанных с древесиной: занимающихся продажей лесопильного и деревообрабатывающего оборудования или пиломатериалов.
- Постройте треугольник размером 50x37,5 мм, задайте для него координаты x = 70 мм, y = 70 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет.
- Постройте треугольник размером 5x12,5 мм и расположите его в координатах x = 55,9 мм, y = 57,5 мм. Цвет заливки — белый, цвет контура — белый.
- Зеркально отразите объект по вертикали — сверху вниз.
- Перейдите в режим трансформирования (вращения и наклона) и сдвиньте нижнюю вершину треугольника влево так, чтобы получилось изображение, представленное на рис. 3.37.
- Создайте копию маленького треугольника и задайте для нее координаты x = 60 мм, y = 70 мм.
- Выделите все элементы изображения и создайте их копию. Зеркально отразите ее слева направо, расположите в координатах x = 73 мм, y = 63 мм и задайте размер 36x27 мм.
- Установите для копии большего треугольника белый цвет заливки, цвет контура — нет; для копий меньших треугольников — черный цвет заливки, цвет контура — нет (рис. 3.38).
- Постройте еще один треугольник размером 36x27 мм и расположите его в координатах x = 73 мм, y = 63 мм. Цвет заливки — нет, цвет контура — черный (рис. 3.39).
Рис. 3.37. Преобразованный объект
Рис. 3.38. Результат зеркального отражения и заливки копий объектов
Рис. 3.39. Логотип компании "Алтайский лес"
Практическое задание 21. "Спецстрой"
Для построения логотипа компании "Спецстрой", специализирующейся на продаже строительных инструментов, оборудования и материалов, воспользуемся треугольниками. С их помощью создадим стилизованные заглавные буквы слов, образующих название компании, — СС.
- Постройте треугольник размером 60x30 мм и расположите его в координатах x = 70 мм, y = 100 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — нет.
- Постройте еще один треугольник размером 44x22 мм и расположите его в координатах x = 70 мм, y = 99,2 мм. Цвет заливки — белый, цвет контура — нет.
- Создайте копию белого треугольника. Установите для нее размер 20x10 мм и расположите в координатах x = 87 мм, y = 93,2 мм (рис. 3.40).
- Выделите все элементы изображения и создайте их копию. Зеркально отразите объект по вертикали, сверху вниз, и задайте для полученного элемента координаты x = 70 мм, y = 65 мм (рис. 3.41).
Рис. 3.40. Преобразованный объект
Рис. 3.41. Логотип компании "Спецстрой"
Практическое задание 22. "Девочка" и "Мальчик"
Знаки "девочка" и "мальчик", использующиеся для обозначения мест общественного пользования, также строятся на основе треугольников. Для создания таких знаков выполните следующие действия.
- Постройте треугольник размером 42x42 мм и расположите его в координатах x = 80 мм, y = 160 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — черный.
- Постройте треугольник размером 20x15 мм и расположите его в координатах x = 80 мм, y = 190 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — черный. Выполните вертикальное зеркальное отображение объекта (сверху вниз) (рис. 3.42).
- Если вы выберете больший треугольник и зеркально отразите его вертикально, сверху вниз, то изображение примет вид, представленный на рис. 3.43.
Рис. 3.42. "Девочка"
Рис. 3.43. "Мальчик"
Инструмент Star (Звезда)
В новой версии программы CorelDRAW X3 существует два инструмента по работе с объектами в виде звезд: Star (Звезда) и Complex Star (Сложная звезда). Основным отличием объектов, полученых построением с помощью инструмента Star (Звезда), от объектов, построенных инструментом Complex Star (Сложная звезда), является то, что они не имеют самопересечений, в то время как для объектов Complex Star (Сложная звезда) это качество является определяющим (рис. 3.44).
Чтобы применить инструмент Star (Звезда), необходимо выполнить такие действия.
- Выбрать инструмент Star (Звезда) ( ).
- Расположить указатель мыши на рабочей области.
- Нажать основную кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить мышь, тем самым создавая объект — звезду.
- Закончить создание звезды освобождением кнопки мыши.
Рис. 3.44. Объекты, полученные с помощью инструмента Star (Звезда) (слева) и Complex Star (Сложная звезда) (справа)
СОВЕТ.Если при создании объекта с помощью инструмента Star (Звезда) удерживать на клавиатуре клавишу Ctrl, то итоговая фигура будет представлять собой правильную звезду. Удерживание клавиши Shift позволяет строить звезду от центральной точки в стороны, а не по диагонали.
При активном инструменте Star (Звезда) на панели свойств отображаются параметры, представленные на рис. 3.45.
Рис. 3.45. Панель свойств при активном инструменте Star (Звезда)
Данные параметры определяют внешний вид итогового объекта.
- Number of points or sides on polygon, star and complex star (Количество вершин или сторон многоугольника, звезды или сложной звезды).
- Sharpness of Star and Complex Star (Степень заостренности звезды и сложной звезды). Если задать значение данного параметра равным 1, то звезда превратится в обычный многоугольник (рис. 3.46).
Существует также возможность изменения внешнего вида этих фигур вручную, свободным движением указателя мыши. Для этого следует воспользоваться контрольными узловыми точками, расположенными на вершинах и на серединах отрезков, соединяющих вершины (рис. 3.47).
Рис. 3.46. Примеры пятиконечной звезды с различной остротой углов (1, 50 и 99)
Рис. 3.47. Контрольные узловые точки звезды
Чтобы изменить внешний вид звезды с помощью мыши, выполните следующие действия.
- Выделите требуемую звезду.
- Выберите инструмент Shape (Форма) ( ).
- Наведите указатель мыши ( ) на одну из контрольных точек.
- Когда указатель примет вид , нажмите основную кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите мышь, придавая объекту требуемый вид.
- Отпустите кнопку мыши.
ПРИМЕЧАНИЕ.При перетаскивании контрольных точек изменяется положение всех симметричных ей контрольных точек, то есть если вы изменяете положение одной вершины, то симметрично перемещаются и все остальные.
Инструмент Complex Star (Сложная звезда)
Чтобы применить инструмент Complex Star (Звезда), выполните следующие действия.
- Выберите инструмент Complex Star (Звезда) ( ).
- Переведите указатель ( ) на рабочую область, нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите мышь. При этом будет создан объект — звезда.
- Закончите создание звезды освобождением кнопки мыши.
СОВЕТ.Если при создании звезды удерживать клавишу Ctrl, то итоговая фигура будет представлять собой правильную звезду. Удерживание клавиши Shift позволяет строить объект от центральной точки в стороны, а не по диагонали.
Параметры, появляющиеся на панели свойств при выборе инструментаComplex Star (Звезда), идентичны параметрам при активном инструменте Star (Звезда) (см. рис. 3.12). Они определяют внешний вид итогового объекта.
- Number of points or sides on polygon, star and complex star (Количество вершин или сторон многоугольника, звезды или сложной звезды).
- Sharpness of Star and Complex Star (Степень зaостренности звезды и сложной звезды). По умолчанию при построении звезды вершины соединяются между собой через одну. Чем больше вершин у звезды, тем большее количество различных форм можно получить (рис. 3.48).
Рис. 3.48. Девятиконечная сложная звезда с различными значениями степени заострения
Кроме того, существует возможность изменения внешнего вида этих фигур вручную, с помощью мыши. Для этого предназначены контрольные узловые точки, расположенные на вершинах и на серединах отрезков, соединяющих вершины (рис. 3.49).
Для изменения внешнего вида звезды с помощью мыши используют инструмент Shape (Форма) ( ).
- Выделите требуемую звезду.
- Выберите инструмент Shape (Форма) ( ).
- Наведите указатель мыши на одну из контрольных точек.
- Когда указатель примет вид , нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите мышь, придавая объекту требуемый вид.
- Отпустите кнопку мыши.
Рис. 3.49. Контрольные узловые точки сложной звезды
СОВЕТ.Нажатие и удержание на клавиатуре клавиши Ctrl при перетаскивании контрольной узловой точки мышью приводит к изменению положения симметричных узловых точек и созданию правильной фигуры.
Практическое задание 23. Калейдоскоп
Используя движение по кругу некоторых фрагментов в виде многоугольников и звезд, можно получить разнообразные мозаичные элементы и знаки.
- Постройте восьмиугольник с размерами 30x30 мм и задайте для него координаты: x = 100 мм, y = 100 мм. Цвет заливки — черный, цвет контура — черный.
- Превратите созданный объект в звезду (рис. 3.50).
- Создайте копию объекта, поверните ее на 22,5° и задайте следующие размеры: 20,6x20,6 мм.
- Создайте вторую копию. Установите для нее угол поворота, равный 45°. Задайте размеры: 16,4x16,4 мм.
- Создайте третью копию. Установите для нее угол поворота 67,5° и задайте размеры: 11x11 мм.
- Создайте четвертую копию. Установите для нее угол поворота 90° и задайте размеры: 8,5x8,5 мм.
- Создайте пятую копию. Установите для нее угол поворота 112,5° и размеры 5,45x5,45 мм.
- Создайте шестую копию. Задайте для нее угол поворота 135° и размеры 3,9x3,9 мм (рис. 3.51).
Рис. 3.50. Восьмиугольник, превращенный в звезду
Рис. 3.51. Итоговое изображение
Выводы
Изменяя внешний вид прямоугольников, эллипсов и многоугольников с помощью панели свойств, вы сможете использовать геометрические примитивы в качестве заготовок при построении составных изображений.
Лекция: Текст
Текст
При работе с текстом немаловажную роль играет шрифт (font). Это понятие включает в себя гарнитуру, кегль и начертание символов. Гарнитура (typeface) — это набор букв, цифр, символов и знаков препинания сходного рисунка. Гарнитуры со специфическими свойствами объединяются в своеобразные группы — семейства шрифтов (type family).
Перечислю наиболее распространенные группы гарнитур.
- Serif — гарнитура обыкновенная, с засечками:
- Sans-Serif — рубленая, без засечек
- Monospaced [Fixed size] — моноширинная (все ее символы имеют одинаковую ширину):
- Script — рукописная (напоминает рукописный текст):
- Decorative — декоративная (со специальными декоративными элементами — точками, штрихами и другими украшениями):
Шрифты могут иметь разные начертания (forms). Начертание определяется такими признаками:
- насыщенностью (weight) шрифта:
- светлый прямой (roman, normal):
- полужирный (bold):
- шириной (width):
- сжатый (condensed) — шрифт с уменьшенной шириной букв:
- растянутый (expanded, extended) — шрифт с увеличенной шириной букв:
- наклоном:
- курсив (italic) — начертание, исторически происходящее от рукописных текстов:
- наклонный (oblique) — более жесткий по сравнению с курсивом вариант:
Размер шрифта — кегль — определяет высоту символов. Часто единицей измерения этой высоты является пункт (пт): один пункт равен 0,35 мм.
Инструмент Text (Текст)
В программе CorelDRAW существует два основных типа текста:
- Paragraph Text (Абзацный текст) — для создания больших блоков текста с последующим форматированием стандартными способами;
- Artistic Text (Строчный текст) — для создания коротких текстовых заголовков; кроме того такой текст удобен для последующего применения графических эффектов.
Для работы с текстом в программе CorelDRAW предназначен инструмент Text (Текст) ( ). Рассмотрим параметры, которые отображаются на панели свойств при выборе данного инструмента (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Панель свойств при активном инструменте Text (Текст)
Гарнитуру и кегль шрифта задают с помощью следующих параметров:
- Font List (Гарнитура) — гарнитура шрифта;
- Height from top of ascender to bottom of descender (Кегль) — размер символов шрифта (кегль).
Вариант начертания шрифта можно выбрать с помощью кнопок:
- Bold (Полужирный) —
- Italic (Курсив)-
- Underline (Подчеркнутый)-
Кроме того, для работы с текстом (чаще всего — абзацным) используют следующие параметры.
- Взаимное расположение строк внутри больших блоков текста выбирают с помощью кнопки Horizontal Alignment (Выключка):
- None(Нет)-
- Left- (По левому краю)
- Center- (По центру)-
- Right(По правому краю)
- Full Justify- (По ширине)
- Force Justify- (Полное выравнивание по ширине)
- При работе со списками можно использовать такие кнопки:
- Show/Hide Bullet (Показать/Спрятать значки маркированных списков);
- Show/Hide DropCap (Показать/Спрятать буквицу).
- Для форматирования и редактирования текста предназначены следующие кнопки:
- Character Formatting (Форматирование текста) — приводит к появлению пристыковываемого окна Character Formatting (Форматирование текста), в котором можно настроить необходимые параметры;
- Edit Text (Редактирование текста) — открывает одноименное диалоговое окно, содержащее параметры, позволяющие форматировать и редактировать содержимое текстового фрагмента.